Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовое учение Н.Макиавелли






Правовое и политическое учение Макиавелли основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить и способы действий, полезных в настоящем.

Природа человека, считал Н. Макиавелли, одинакова во всех государствах и у всех народов. Личный корыстный интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения или организации. Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.

Люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть. Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Исходя их этого государство Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство несокрушимо, | если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь в презрение.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя — посягать на имущество подданных.Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; он отдает предпочтение смешанной (из монархии, теократии и демократии) форме.Смешанную республику он считал результатом согласования стремлений и интересов отдельных социальных групп.

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением безопасности, а тем самым спокойствия народа. Для Макиавелли право — это орудие власти, которым она должна умело пользоваться. Во всех государствах основой власти " служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хорошие законы".

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Это, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государства и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где хорошая религия, легко создать хорошую армию.

Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены.

В политике единственным критерием оценки действий государства являются укрепление власти, расширение государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные. При всем этом, учил Макиавелли, вероломство и жестокости должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет государственной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может. Лучше убить, чем грозить, — грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно».

Рекомендуя правителям государства в зависимости от того, куда дует ветер фортуны, " по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла", Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных
добродетелей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал