Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды правовых актов управления. 1. По юридическим свойствам:






1. По юридическим свойствам:

а) нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности;

б) индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела;

в) нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела.

2. По форме выражения:

а) словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме);

б) конклюдентные.

3. По сроку действия:

а) бессрочные;

б) срочные;

в) временные.

4. По территории действия:

а) действующие на всей территории РФ;

б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные);

в) действующие на территории субъектов РФ;

г) действующие на территориимуниципального образования;

д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные);

5. По органу, издавшему акт:

а) акты Президента РФ;

б) акты Правительства РФ;

в) акты ФОИВ;

г) акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) акты ОМСУ, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность;

е) акты руководителей предприятий, учреждений.

6. По характеру компетенции:

а) общей компетенции;

б) межотраслевой компетенции;

в) отраслевой компетенции;

г) специальной компетенции.

7. По наименованиям:

а) указы;

б) постановления;

в) распоряжения;

г) приказы;

д) указания;

е) инструкции;

ж) решения;

з) правила;

и) положения и др.

8. По функциональной роли:

а) плановые;

б) методические;

в) кадровые;

г) финансовые и др.

9. В зависимости от порядка принятия:

а) коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством);

б) единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления).

10. По степени сложности:

а) простые (рутинные);

б) сложные;

в) уникальные.

32. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления. Государственный контроль за законностью правовых актов государственного управления.

С позиции юридического содержания правовых актов управления можно выделить следующие основные требования:

а) правовой акт не должен противоречить Конституции РФ, федеративному договору, действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ;

б) правовой акт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и аналогичными органами субъектов Федерации;

в) правовой акт должен учитывать положения правовых актов вышестоящих исполнительных органон;

д) правовой акт должен быть юридически обоснован, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа или должностного лица. В силу этого в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;

е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан, негосударственных формирований в сфере государственного управления.

Правила законности правовых актов государственного управления:

1. Субъект: акт должен быть издан уполномоченным органом (лицом);

2. Форма: акт должен быть принят в установленной форме;

3. Процедура: акт должен быть принят в установленном порядке;

4. Содержание: акт должен соответствовать актам более высокой юридической силы.

33. Административно-правовые договоры: понятие и виды.

Административный договор - это основанное на нормах административного права соглашение, понимаемое как взаимное и согласное проявление воли сторон относительно единой цели между двумя или более формально равными субъектами, имеющее своим предметом совершение управленческих либо организационных действий, в котором хотя бы одна из сторон является органом государственного управления либо его законным представителем.

Административные договоры характеризуются некоторыми особенностями, обусловленными спецификой регулируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Виды административных договоров:

1. По юридическим свойствам:

а) правоустанавливающие договоры; заключаются между государственными органами, обладающими правотворческими полномочиями. Один из этих органов или все должны быть органами государственного управления. Такой договор выступает в качестве источника права.

б) правоприменительные договоры; договоры гражданского права, правоприменительные административные договоры направлены на установление, изменение либо прекращение конкретных правоотношений. Они заключаются на основе норм административного права и конкретизируют их применительно к реальным отношениям, имеющим место в сфере государственного управления. Нормы административного права непосредственно воздействуют на содержание таких договоров. А потому единое волеизъявление сторон всегда направлено на практическую реализацию целевой функции нормы административного права.

2. По предмету можно выделить:

а) договоры о компетенции; (соглашения о разграничении сфер ведения или договоры о делегировании полномочий одним органом государственной власти другому)

б) договоры о сотрудничестве (о совместной работе, об обмене информацией об организации совместных мероприятий);

в) договоры о поступлении граждан на государственную службу (административно - трудовые договоры);

г) договоры об обмене информации (могут заключаться как между несколькими органами государственного управления, так и между органом государственного управления, с одной стороны, и государственной или частной организацией, общественным объединением - с другой. Целью их в конечном счете является координирование действий различных государственных органов. Заключение такого рода договоров направлено на осуществление одной из функций государственного управления как разновидности социального управления - сбора и анализа социальной информации);

д) договоры о поступлении граждан на государственную службу в органы государственного управления (административно - трудовые договоры) Эти договоры возникают на основе норм административного права, которые могут содержаться в таких административно - правовых актах, как должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, а также в коллективном договоре.

3.По характеру взаимоотношений субъектов:

а) договоры субъектов, не обладающих контрольными, надзорными или иными специальными полномочиями по отношению друг к другу;

б) договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

4. По целенаправленности:

а) договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения.

б) договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов.

в) договоры " смешанного" типа. Регламентируют как управленческие действия сторон, так и действия субъектов, подчиненных им (действия последних могут носить как управленческий характер, так и не быть таковыми).

5) По кругу субъектов:

а) двумя или более органами государственного управления;

б) органом государственного управления и государственной или частной организацией, или общественным объединением;

в) органом государственного управления и гражданами;

г) негосударственными организациями, если хотя бы одной из них делегированы соответствующие государственно - властные полномочия.

34. Административный процесс: сущность, виды административных производств.

Административный процессустановленный законом порядок, последовательность действий, совершаемых уполномоченным органом или должностным лицом в целях достижения позитивного результата, при разрешении индивидуальных административных дел, а также для разрешения управленческих конфликтов и споров в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение. С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой – играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу.

Общий объект административного процессаобщественные отношения, регулируемые различными отраслями права – административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и др., кроме уголовного.

Административный процесс включает в себя три составляющие:

1. административные процедуры; это упорядоченные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и образуемых этими органами государственных учреждений, направленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций

2. административную юрисдикцию; процесс рассмотрения и разрешения административных споров, в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной власти и судами мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам

3. административную юстицию. судебный контроль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнительной власти, и актов, принимаемых органами местного самоуправления.

Выделяют следующие виды производств:

1) по обработке и принятии нормативных актов;

2) по принятии индивидуальных актов управления;

3) по применению административно-процессуальных мер и мер пресечения;

4) по делам об административных правонарушениях;

5) по применению дисциплинарных взысканий;

6) регистрационно-разрешительное;

7) надзорно-контрольное;

8) по заявлениям граждан, в том числе как особый вид производства по жалобам;

9) делопроизводство;

10) по земельным, пенсионным, налоговым, бюджетно-финансовых делах;

11) по делам по возмещению материальных убытков и др.

35. Административные процедуры. Административные регламенты.

В российском административном праве административными процедурами считается установленный порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел.

В некоторых странах законы об административных процедурах устанавливают порядок рассмотрения и решения административных дел посредством использования административных производств.

Признаки административных процедур:

1. Реализация компетенции соответствующего исполнительного органа публичной власти.

2. Создание процедурных форм, способствующих реализации прав, свобод человека и гражданина, законных интересов организаций, юридических лиц, предпринимателей.

3. Это правовая форма осуществления публичного управления.

4. Нормативность административных процедур, они должны быть нормативно установлены. Чтобы их использовать, они для начала должны быть закреплены в каком-либо административном акте.

5. Административная регламентация целей и задач соответствующей административной процедуры.

6. Определение административно-правового статуса участников субъектов административных процедур (субъектов процедурных правоотношений).

7. Рассмотрение и решение индивидуального административного дела.

8. Принятие различных правовых актов управления.

Принципы административных процедур:

1) Законность административных процедур. Любое действие или решение административного органа должно соответствовать законам. Административные органы должны действовать исключительно в пределах, предоставленных им законодательством полномочий.

2) Принцип достоверности. Поданные заявителем сведения о фактических обстоятельствах рассматриваемого административным органом административного дела считаются достоверными и подлинными во всех случаях до того момента, пока обратное не будет доказано представителями административного органа.

3) Принцип запрета злоупотребления правом. Применения административным органом всякого правового акта только в строгом соответствии с её смыслом, с главной целью. Недопустимо злоупотребление пробелами или неясностями в действующем законодательстве в процессе деятельности исполнительного органа.

4) Запрет произвола. То есть безусловное исключение из административной практики проявлений неравного подхода в оценке одних и тех же фактических обстоятельств дела в одинаковых правовых ситуациях.

5) Запрет бюрократического формализма, то есть не нужно быть формалистом в таком жёстком смысле, нужно соблюдать предписания, но не так уж прямо… Это запрет для бюрократических органов обременять заинтересованных лиц обязанностями или отказывать им в предоставлении права лишь с целью соблюдения их внутриорганизационных правил и требований.

6) Принцип открытого рассмотрения административного дела в исполнительных органах публичной власти (то есть государственной власти и местного самоуправления – муниципальной власти.

7) Принцип ведения производства по административным делам на русском языке.

8) Соразмерность осуществления любых действий административных органов той целее и тем задачам, ради которых они осуществляются на практике.

9) Право быть выслушанным, то есть административный орган вправе принять административный акт только при условии, что лицу права и законные интересы которого ограничиваются данным актом была предоставлена возможность выразить своё мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для законного и правильного, справедливого разрешения дела.

10) Принцип беспристрастности. То есть должностные лица административного органа обязаны обеспечить беспристрастное решение административного дела, при рассмотрении тоже беспристрастность.

11) Обоснованность каждого административного решения или действия.

12) Запрет для административного органа требовать от заинтересованных лиц документов, сведения о которых уже содержатся в имеющихся в деле более общих документах, дающих ясное и достаточное представление об их содержании для правильного разрешения данного административного дела. В Швейцарии этот принцип называется «Большое включает в себя меньшее».

13) Принцип оперативности и экономичности.

Два вида административных процедур:

1. Позитивная административная процедура – это нормативно урегулированная, направленная на достижение конкретного результата формализованная деятельность уполномоченных исполнительных органов публичной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел, и принятию административных решений, способствующих реализации установленных в законах прав, свобод и интересов граждан или организаций.

2. Административно-деликтные или юрисдикционные процедуры – это правоохранительные процедуры, которые используются уполномоченными должностными лицами для применения государственного принуждения, для привлечения лиц к административной ответственности.

36. Судебный контроль за деятельностью исполнительной власти. Административное судопроизводство. Административная юстиция.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет виды, порядок создания и упразднения судов, основные принципы их деятельности) (в субъекта РФ могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, конституционные (уставные) суды).

Контрольные полномочия КС РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены КРФ и ФКЗ «О КС РФ» (разрешает дела о соответствии КРФ нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов).

КС РФ, выявив конкретные нарушения КРФ и законодательства может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц (представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, в месячный срок; КС РФ уведомляется о результате рассмотрения и мерах по его реализации).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал