Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ДеятельностиСтр 1 из 8Следующая ⇒
Тема 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
1.1 Понятие анализа хозяйственной деятельности. Виды АХД и их классификация
Термин «анализ» происходит от греческого слова «analuzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении. Вместе с тем нужно заметить, что многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Наиболее близок к анализу синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета. Современная диалектика исходит из единства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности. Таким образом, под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Как наука экономический анализ работы предприятий возник и получил развитие в процессе изучения большого практического опыта в этой области деятельности, его расширения и углубления. Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Сегодня нужно отличать общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне (на уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей), от конкретно-экономического анализа, изучающего экономику отдельных предприятий на микроуровне, т.е. анализа хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных предприятий. Если общетеоретический экономический анализ как научный подход получил значительное развитие в трудах экономистов еще прошлого столетия, то анализ хозяйственной деятельности как наука (специальная отрасль знаний) выделился сравнительно недавно. В экономической литературе АХД классифицируется по различным признакам, что имеет большое значение для правильного понимания его содержания и задач. По отраслевому признаку АХД делится на: ¾ отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей; ¾ межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа. По признаку времени различают: ¾ предварительный анализ (до совершения хозяйственных операций) и последующий анализ (после совершения хозяйственных операций). Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. ¾ последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый (результативный, заключительный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения. По пространственному признаку различают: ¾ внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных подразделений. ¾ межфирменный — сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. По объектам управления выделяют финансовый, управленческий, социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, бухгалтерско-аудиторский и другие виды анализа. Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования, Его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы предприятия и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п. Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики, стратегии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Аудиторский (бухгалтерский) анализ - это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия, проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сравнительным (качественным), факторным (количественным), диагностическим (экспресс-анализ), фундаментальным, маржинальным, экономико-математическим, функционально-стоимостным, стохастическим и т.д. При сравнительном (качественном) анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий. Факторный (количественный) анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей, базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария. Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д. Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий. По субъектам (пользователям) анализа различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов. При выборочном анализе выводы делаются по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим (локальным). Полный комплексный анализ предполагает изучение всех вопросов деятельности предприятия или подразделения в их взаимосвязи. Он охватывает все стадии подготовки производства, конструирование изделий, разработку технологии их производства, а также все последовательные этапы процесса производства и обращения продукции, материально-техническое снабжение, производство, сбыт продукции, финансово-распределительные и кредитно-расчетные отношения. Тематический анализ ограничивается изучением какой-либо темы, отдельного вопроса, представляющего в определенный момент наибольший интерес. В полном комплексном анализе все показатели изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности, рассчитывается влияние отдельных показателей на другие, более общие. Тематический анализ в ряде случаев можно рассматривать как часть комплексного, его дальнейшее углубление. Каждая из названных форм анализа хозяйственной деятельности своеобразна по содержанию, организации и методике проведения. 1.2.Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производством. Требования, предъявляемые к АХД
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. В настоящее время анализ хозяйственной деятельности занимает важное место среди экономических наук. Анализ хозяйственной деятельности — это функциональная (управленческая) конкретно-экономическая наука. Функциональные конкретно-экономические науки отражают этапы или главные функции управления, составляющие содержание самого процесса управления. Процесс управления охватывает следующие важнейшие этапы: ¾ подбор информации об управляемом объекте; ¾ анализ информации; ¾ принятие решений на основе анализа. Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений. Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором и обработкой экономической информации и принятием управленческих решений, как стратегических, выражающихся в составлении планов, так и тактических — по оперативному регулированию хода производства, необходимому для достижения запланированных целей. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Экономический анализ как практика является одним из видов управленческой деятельности, он предшествует принятию решений и сводится к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации. Почему появляется потребность в анализе как промежуточном звене между экономической информацией об объекте и принятием решения? Каждый руководитель должен постоянно знать, что делается на управляемом объекте. Важную роль в этом играет система информации, которая регулярно поступает к руководителю. Однако получить информацию — это еще не значит понять сущность совершающихся хозяйственных процессов. Информация является источником познания. Для целей руководства важно не только обладать сведениями об управляемом объекте, но и уметь проанализировать их, чтобы от состояния фиксации тех или иных хозяйственных операций подняться до уровня понимания их, до того состояния, которое вызывает определенную обоснованную команду. Анализ хозяйственной деятельности как промежуточный этап процесса управления ставит следующие цели: 1. Дать правильную оценку состояния объекта и показать насколько оно отличается от требуемого. 2. Выявить возможности и пути перевода объекта из фактического состояния в требуемое. 3. Определить величину и характер резервов роста эффективности хозяйствования. 4. Подготовить материалы для выбора оптимальных решений по оперативному регулированию производства и планированию дальнейшей хозяйственной деятельности с учетом выявленных резервов. Главная задача планирования — обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку, проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми, определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т. д. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Таким образом, экономический анализ — это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений. Как функция управления анализ хозяйственной деятельности тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важна роль анализа хозяйственной деятельности в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия, по существу, представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы производства. Усиление роли перспективного планирования требует разработки методов предварительного анализа, прогнозирования хозяйственной деятельности. Анализ хозяйственной деятельности играет важную роль в подготовке базовых показателей для планирования, оценке реальности плановых заданий. Анализ хозяйственной деятельности является не только средством обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Он позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным. Анализ хозяйственной деятельности играет важную роль в поиске резервов повышения эффективности производства, определении их размеров и путей мобилизации. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, недостатков в работе и т.д. Таким образом, анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наука- и капиталоемкости производства; во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям; в-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и другими мероприятиями экономической реформы. В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные «прикидки в уме». Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа хозяйственной деятельности, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. 1.3. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности. Содержание и задачи АХД
Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Философия под предметом любой науки понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться различными науками. Каждая из них находит в нем специфические стороны или отношения. Предметом той или иной науки принято считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук. Хозяйственная деятельность и те процессы, что в ней проистекают, являются объектом исследования многих наук: экономической теории, макро - и микроэкономики, управления, организации и планирования производственно - финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности. Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутых результатов, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в АХД. Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д. Таким образом, основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки. На наш взгляд, таким существенным признаком АХД являются причинно-следственные связи в хозяйственной деятельности организаций. Содержание АХД вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления предприятием, где занимает одно из центральных мест. Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнении планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет, обеспечивающий сбор, систематизацию и обобщение информации, необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов. Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. С помощью АХД достигается осмысление, понимание информации. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность. Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений. Основные задачи АХД субъекта хозяйствования: ¾ изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия; ¾ научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5—10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения; ¾ контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Анализ должен проводиться не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причине необходимо повышать оперативность и действенность анализа; ¾ изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности; ¾ поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; ¾ оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг; ¾ оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса; ¾ разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов. В целом, АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.
1.4. Метод и принципы АХД. Приемы традиционного анализа Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: ¾ определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций; ¾ установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих; ¾ выявление формы взаимосвязи между факторами; ¾ выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; ¾ количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания). Таким образом, метод АХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения его эффективности. Экономические явления, которые изучаются в анализе хозяйственной деятельности, имеют, как правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах. Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. При расчете относительного показателя абсолютный показатель, находящийся в числителе получаемого отношения, называется текущим или сравниваемым. Показатель же, с которым производится сравнение и который находится в знаменателе, называется основанием или базой сравнения. Базой сравнения могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1), процентов (при базе 100) или промилле (при базе 1000). Таким образом, рассчитываемый относительный показатель указывает, во сколько раз сравниваемый абсолютный показатель больше базисного, или какую он составляет от него долю, или сколько единиц первого приходится на 1, 100, 1000 и т.д. единиц второго. Проценты, как правило, используются в тех случаях, когда сравниваемый абсолютный показатель превосходит базисный не более чем в 2-3 раза. Проценты же свыше 200-300 обычно заменяются кратным отношением, коэффициентом. Так, вместо 470% говорят, что сравниваемый показатель превосходит базисный в 4, 7 раза. В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности. Относительная величина планового задания (ОП) представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет:
Относительная величина выполнения плана (ОВП) — это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах: Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики (ОД). Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом — каждый следующий год относится к предыдущему: Рассчитанная таким образом величина показывает, во сколько раз текущий уровень превышает предшествующий (базисный) или какую долю от последнего составляет. Если данный показатель выражен кратным отношением, он называется коэффициентом роста, при умножении этого коэффициента на 100% получают темп роста. Между относительными показателями планового задания, выполнения плана и динамики существует следующая взаимосвязь: ОД= ОП∙ ОВП. Основываясь на этой взаимосвязи, по любым двум известным величинам при необходимости всегда можно определить третью, неизвестную величину. Показатель структуры (ОС) — это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах:
Относительный показатель структуры выражается в долях единицы или в процентах. Рассчитанные величины, соответственно называемые долями или удельными весами, показывают, какой долей обладает или какой удельный вес имеет i-я часть в общем итоге. Например, удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме производства, удельный вес рабочих в общей численности работников предприятия и др. Относительные величины координации (ОК) представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, собственного и заемного капитала и т.д.: При этом в качестве базы сравнения выбирается та часть, которая имеет наибольший удельный вес или является приоритетной с экономической точки зрения. В результате получают, сколько единиц каждой структурной части приходится на 1 единицу (иногда на 100, 1000 и т. д. единиц) базисной структурной части. Относительными величинами интенсивности (ОИ) называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей присущей ему среде: Этот показатель исчисляется, когда абсолютная величина оказывается недостаточной для формулировки обоснованных выводов о масштабах явления, его размерах, насыщенности. Как и в предшествующем случае, он может выражаться в процентах, промилле или быть именованной величиной, Например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д. Расчет относительных показателей интенсивности в ряде случаев связан с проблемой выбора наиболее обоснованной, соответствующей данному процессу или явлению базы сравнения. Относительный показатель сравнения (ОСр) представляет собой соотношение одноименных абсолютных показателей, характеризующих разные объекты (предприятия, фирмы, районы, области, страны и т, п.): Например, можно провести сравнение себестоимости однотипных изделий, производимых на двух разных предприятиях. Относительные показатели сравнения дают наглядное представление о соотношении сравниваемых величин и сравнительную оценку объектов, строек, регионов по сравниваемому показателю. Относительные показатели сравнения выражаются в виде отношения (в разах, долях единицы) или в процентах, Относительные величины эффективности — это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, прибыль на один рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д. В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в анализе хозяйственной деятельности для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку в конкретных условиях места и времени. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например, предприятия по уровню оплаты труда и др. Широкое применение средних величин объясняется тем, что они имеют ряд положительных свойств, делающих их незаменимыми в анализе явлений и процессов. Определить среднюю во многих случаях можно через исходное соотношение средней (ИСС) или ее логическую формулу: Так, например, для расчета средней заработной платы работников предприятия необходимо общий фонд заработной платы разделить на число работников: Числитель исходного соотношения средней представляет собой ее определяющий показатель. Для средней заработной платы таким определяющим показателем является фонд заработной платы. В любом случае независимо от того, какой первичной информацией мы располагаем (известны ли нам общий фонд заработной платы или заработная плата и численность работников, занятых на отдельных должностях, или какие-либо другие исходные данные), среднюю заработную плату можно получить только через данное исходное соотношение средней. Однако от того, в каком виде представлены исходные данные для расчета средней, зависит, каким именно образом будет реализовано ее исходное соотношение. В каждом конкретном случае для реализации исходного соотношения потребуется одна из следующих форм средней величины: средняя арифметическая (простая или взвешенная), средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая, средняя квадратическая и др. При использовании средних величин в анализе хозяйственной деятельности следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. Существенное место в методических приемах экономического анализа работы предприятия занимает сравнительный анализ, который, как было указано выше, применяется для сравнения отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий, Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. В экономическом анализе сравнения используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются. 1.Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана. 2.Сопоставление фактических показателей с нормативными для проведения контроля за затратами и внедрения ресурсосберегающих технологий. 3.Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов. 4.Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений для поиска резервов. 5.Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определения неиспользованных резервов. 6.Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями. 7.Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них. 8.Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора при расчете влияния факторов и подсчете резервов. В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный. Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта). С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношения частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора. Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю. С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей. Одно из центральных мест среди отдельных приемов экономического анализа принадлежит группировкам, в частности, при выявлении скрытых резервов. Резервы обнаруживаются, прежде всего, при изучении выполнения плана, что является одной из важных задач группировок. Группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки, Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д. Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, снижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов. Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной. Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма: 1. Определение цели анализа. 2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов. 3. Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку. 4. Выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы. 5. Определение средне-групповых показателей по группировочным и факторным признакам; 6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат. Группировки позволяют вскрыть взаимосвязь явлений, например, зависимость уровня заработной платы от стажа работы, связь между уровнем заработной платы и выработкой, между уровнем выработки и механо- или энерговооруженностью и т.д. Группировки также служат одним из средств анализа структуры производства, сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, характеризуют изменения профессионального и квалификационного состава рабочих, материальных ресурсов, оборотных средств и др. Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья. Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках: , где у – результативный показатель; x – факторы; ∆ у (хi) – отклонение результативного показателя за счет фактора хi. Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов: . Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.
1.5. Приемы факторного анализа
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие — косвенно. Например, на величину прибыли от основной деятельности предприятия непосредственное влияние оказывают такие факторы, как объем и структура продаж, отпускные цены и себестоимость продукции. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа: Ø детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный); Ø прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный); Ø одноступенчатый и многоступенчатый; Ø статический и динамический; Ø ретроспективный и перспективный (прогнозный). Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при стохастической связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. К примеру, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, формирующих этот показатель. При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом — от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции — от частных, отдельных факторов к обобщающим. Необходимо различать также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид . К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях. Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой . Кратные модели: . Смешанные моделипредставляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений: Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей. Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы. Если исходная факторная модель, , то модель примет вид . Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число: . Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число. . Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы: ¾ место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя; ¾ модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных, на составляющие; ¾ при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены. Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов. Наиболее универсальным является способ цепной подстановки. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя. Как нам уже известно, объем валовой продукции (ВП) зависит от двух основных факторов первого порядка: численности рабочих (ЧР) и среднегодовой выработки (ГВ). Имеем двухфакторную мультипликативную модель: ВП = ЧР∙ ГВ. Алгоритм расчета способом цепной подстановки для этой модели: ВП0 = ЧР0 ∙ ГВ0; ВПчр = ЧРф ∙ ГВ0; ВПгв = ЧРф ∙ ГВф. Δ ВПчр =ВПчр- ВП0 Δ ВПгв = ВПгв - ВПчр Как видим, второй показатель валовой продукции отличается от первого тем, что при его расчете принята численность рабочих текущего периода вместо базового. Среднегодовая выработка продукции одним рабочим в том и другом случае базовая. Третий показатель валовой продукции отличается от второго тем, что при расчете его величины выработка рабочих принята по фактическому уровню вместо базового. Количество же работников в обоих случаях отчетного периода. Таким образом, изменение объема валовой продукции вызван следующими факторами: ü изменением численности рабочих; ü изменением уровня производительности труда. Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя: Δ ВПчр +Δ ВПгв = Δ ВПобщ. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах. Если требуется определить влияние четырех факторов, то в этом случае рассчитывается не один, а три условных показателя, т.е. количество условных величин результативного показателя на единицу меньше числа факторов. Используя способ цепной подстановки, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого. Таким образом, применение способа цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать. Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях (Y = Xj ∙ Х2 ∙ Х3 … ∙ Хn) и моделях мультипликативно-аддитивного типа (Y = (а - b)∙ с и Y = а∙ (b - с)). И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в АХД. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели. Алгоритм расчета для мультипликативной четырехфакторной модели валовой продукции выглядит следующим образом: ВП = ЧР∙ Д∙ П∙ ЧВ; Δ ВПчр = Δ ЧР ∙ Д0 ∙ П0 ∙ ЧВ0; Δ ВПд = ЧРф ∙ Δ Д ∙ П0 ∙ ЧВ0; Δ ВПп = ЧРф∙ Дф ∙ Δ П ∙ ЧВ0; Δ ВПчв = ЧРф ∙ Дф ∙ Пф ∙ Δ ЧВ. Δ ВПобщ. = Δ ВПчр + Δ ВПд + Δ ВПп + Δ ВПчв Таким образом, с помощью способа абсолютных разниц получаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов равнялась его общему приросту. Рассмотрим алгоритм расчета факторов этим способом в моделях мультипликативно-аддитивного вида. Для примера возьмем факторную модель прибыли от реализации продукции: П = VРП.∙ (Ц-С), где П — прибыль от реализации продукции; VРП. — объем реализации продукции; Ц — цена единицы продукции; С — себестоимость единицы продукции. Прирост суммы прибыли за счет изменения: 1. Объема реализации продукции: Δ ПVРП = Δ VРП.∙ (Цо - Со); 2. Цены реализации: Δ Пц= VРПф∙ Δ Ц; 3. Себестоимости продукции: Δ Пс = VРПф (-Δ С).
Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов. Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа Y = А В С. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется следующим образом: Согласно этому правилу для расчета влияния первого фактора необходимо базовую величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде десятичной дроби. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базовой (плановой) величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора. Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д. В статистике, планировании и анализе хозяйственной деятельности основой для количественной оценки роли отдельных факторов в динамике изменений обобщающих показателей являются индексные модели. Индексный метод основан на применении относительных показателей динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому уровню, или к уровню по другому объекту). С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях. К примеру, воспользуемся двухфакторной мультипликатинвной моделью объема валовой продукции, который можно представить в виде произведения численности рабочих и их среднегодовой выработки: ВП = ЧР ∙ ГВ Общее относительное изменение объема выпуска продукции образуется как произведение относительных изменений двух факторов: численности работающих и производительности труда. Следовательно, индекс валовой продукции 1вп будет равен произведению индекса численности рабочих (количество) Iчр и индекса среднегодовой выработки Iгв: ; ; ; Iвп = Iчр ∙ Iгв
Если обобщающий экономический показатель представляет собой произведение количественного (объемного) и качественного показателей-факторов, то при определении влияния количественного фактора качественный показатель фиксируется на базисном уровне, а при определении влияния качественного фактора количественный показатель фиксируется на уровне отчетного периода. Индексный метод позволяет провести разложение по факторам не только относительных, но и абсолютных отклонений обобщающего показателя. Если из числителя вышеприведенных формул вычесть знаменатель, то получим абсолютные приросты валовой продукции в целом и за счет каждого фактора в отдельности, т.е. те же результаты, что и способом цепных подстановок. Принцип разложения абсолютного прироста (отклонения) обобщающего показателя по факторам пригоден для случая, когда число факторов равно двум (один из них количественный, а другой качественный), а анализируемый показатель представлен как их произведение. Теория индексов не дает общего метода разложения абсолютных отклонений обобщающего показателя по факторам при числе факторов более двух. Для решения этой задачи используется метод цепных подстановок.
|