Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2 анализ производства и реализации продукции






2.1 Цели и задачи анализа производства и реализации продукции

 

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

 

2.2. Анализ объема и ассортимента продукции

 

Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек производства, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки в оптовых ценах. Основные показатели объема производства — валовая и товарная продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Объем реализации продукции (для целей бухгалтерского учета) определяется в действующих ценах (договорных, оптовых) и включает стоимость отгруженной покупателям продукции.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции (например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок-туб, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов).

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Среднегодовой темп прироста Т (прироста Тпр.) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. По формуле среднегеометрической:

Выполнение плана по объему производства продукции анализируют нарастающим итогом с начала года.

Показатели выпуска продукции определяются на основании плановых и фактических данных о выпуске продукции по объему, ассортименту и качеству за день и нарастающим итогом с начала месяца, а также с учетом отклонений от плана. В качестве источников информации используются рапорты, сводки цехов, производственно-диспетчерских служб, машинограммы-рапорты, выдаваемые в АСУ, и т. д.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура — перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем на территории Республики Беларусь классификаторе промышленной продукции (ОКПП), а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.

Ассортимент — перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Выполнение плана по ассортименту может оцениваться:

1) по способу наименьшего процента;

2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;

3) по ассортименту продукции: с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние. К внешним относятся: конъюнктура рынка, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

 

2.3. Анализ структуры продукции

 

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры.

Структура продукции — структура, определяемая как соотношение удельных весов отдельных изделий в общем ее выпуске.

Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей: объема выпуска в стоимостной оценке, материалоемкости, себестоимости товарной продукции, прибыли, рентабельности. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственном уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Сдвиги в структуре продукции оказывают влияние на динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности — выпуска и реализации продукции, производительности труда, себестоимости и прибыли.

Влияние структуры производства на уровень перечисленных показателей можно рассчитать разными методами.

В основу расчета можно положить способ цепных подстановок, который позволит абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПф = ∑ (Vф.общ. ∙ УДфi. ∙ Цфi);

ВПусл1. = ∑ (Vф.общ. ∙ УДпл.i ∙ Цпл.i);

ВПусл2. = ∑ (Vф.общ. ∙ УДфi ∙ Цпл.i);

Δ ВПстр = ВПусл2. – ВПусл1, где:

ВП — валовая продукция;

Vобщ — общий объем производства продукции;

УДi — удельный вес i-го вида продукции в общем объеме;

Цi — цена i-гo вида продукции.

Такой же результат можно получить и более простым способом, если взять разность между уровнями выполнения плана по производству продукции в стоимостном и натурально-условном выражении (можно в нормо-часах) и умножить ее на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении.

Другим методом расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении является способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены (Δ Цстр) за счет структурного фактора. Умножив полученный результат на общий фактический объем производства продукции в натуральном выражении, получим изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

Δ ВПстр =Δ Цстр.∙ Vобщ

Влияние структурного фактора на объем производства продукции можно рассчитать способом определения взвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Δ ВПстр. = Δ Цстр. ∙ Vф общ.

Структурные сдвиги могут вытекать из потребностей покупателей и заказчиков, могут быть обоснованы техническим прогрессом и тогда они получат положительную оценку. Изменения же в составе продукции, связанные с неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования и управления получат отрицательную оценку.

 

2.4. Анализ качества произведенной продукции

 

Качество продукции — совокупность свойств продукции, позволяющих удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Показателем качества продукции называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества — показатели, характеризующие качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

¾ удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

¾ удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

¾ удельный вес продукции высшей категории качества;

¾ удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

¾ удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции— показатели, характеризующие одно из ее свойств:

¾ полезность (зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

¾ надежность (долговечность, безотказность в работе);

¾ технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

¾ эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес рекламационной продукции, потери от брака и др.

Главная задача анализа качества продукции — изучить динамику вышеперечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и оценить выполнение плана по уровню качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Одним из них является балльный метод оценки, сущность которого состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, а затем путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества с данными прошлых периодов.

Так, средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

¾ отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

¾ отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

По второму способу коэффициент сортности рассчитывается по следующей формуле:

 

Кроме того, выполнение плана по качеству продукции оценивается по удельному весу аттестованных изделий, удельному весу забракованной и рекламационной продукции.

Важной задачей анализа является и определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции (ВП), выручку от реализации продукции (В) и прибыль (П). Расчет этих показателей производится следующим образом:

Δ ВП = (Ц1 – Ц0) ∙ К1;

Δ В = (Ц1 – Ц0) ∙ VРП1;

Δ П = [(Ц1 – Ц0) ∙ VРП1] – [(С1 – С0) ∙ VРП1], где:

Ц0 и Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1, — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

К1- количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 — объем реализации продукции повышенного качества.

Косвенный показатель качества продукции — это показатель наличия брака. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

 

2.5.Анализ ритмичности производства

 

Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичность производства продукции является качественным показателем, характеризующим работу предприятия. Хорошая ритмичность производства обеспечивает полное использование рабочей силы и соответственно производственных мощностей и материальных ресурсов.

Неритмичное прохождение изделий в производственном цикле обусловливает пониженное качество и меньший объем выпуска продукции, повышенные расходы на заработную плату, выплату штрафов за срыв поставок и ряд других потерь.

Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Различают равномерный (в равные промежутки времени выпуск одинакового количества продукции) и ритмичный выпуск продукции (точное соблюдение плановых, часовых, суточных, месячных графиков производства).

При анализе ритмичности выбор календарного периода зависит от возможностей составления планов-графиков выпуска продукции и учета их выполнения на декаду, неделю, сутки, смену, час, а также от типа производства и длительности производственного цикла. При массовом выпуске однотипной продукции и коротком производственном цикле ритмичность следует определять по часовым, сменным, суточным графикам, в производствах с длительным циклом и большой номенклатурой изделий по пятидневкам или декадам.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели — коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой про­дукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей — коэффициент ритмичности. Коэффициент ритмичности определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня или рассчитывается по формуле:

, где:

Кр — коэффициент ритмичности;

ВПпл.i — плановый выпуск продукции за i-й период;

ВПн.i — невыполнение плана по выпуску продукции в i-м периоде.

 

2.6. Анализ отгрузки и реализации продукции

 

В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации.

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.

Источниками информации для анализа реализации продукции являются: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.

На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы (рис. 1).

В настоящее время для целей налогообложения используются два способа определения выручки реализации продукции: по методу оплаты и по факту отгрузки продукции.

Первый способ заключается в том, что предприятие сначала получает деньги, которые ему перечисляет покупатель платежным поручением, а затем отгружает продукцию.

Второй способ состоит в том, что предприятие сначала отгружает продукцию, а затем сдает в банк товаросопроводительные документы вместе с платежным требованием-поручением на востребование платежа.

Рис.1. Факторы, оказывающие влияние на объем продажи продукции

 

1. Если выручка на предприятии определяется по моменту отгрузки товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк.

Отсюда:

РП = ГПн + ТП – ГПк.

2. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк;

РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк, где:

ГПн, и, ГПк — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП — стоимость выпуска товарной продукции;

РП — объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателями

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта (маркетинга) предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров (контрактов), видов продукции, сроков поставки. При этом выполнение договорных обязательств оценивается нарастающим итогом с начала года.

Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического, бухгалтерского и статистического учета, материалы наблюдений.

Применение ЭВМ позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл.) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл.):

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

Особое внимание при анализе реализации следует обращать на выполнение обязательств по кооперированным поставкам и по экспорту продукции. В процессе анализа необходимо изучить также причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки оплаты ее еще не наступили, то это нормальное явление. Просроченная же задолженность покупателей за товары ухудшает финансовое состояние предприятия, поэтому надо принимать все возможные и законные меры для ее взыскания.

Следующий этап анализа — изучение влияния факторов на выпуск товарной продукции предприятия, а следовательно, и на объем ее реализации. Объем производства товарной продукции на промышленных предприятиях зависит от совокупности разнообразных факторов. По своему экономическому характеру они могут быть сведены в три группы:

¾ факторы, характеризующие обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования,

¾ факторы, обуславливающие наличие и состояние основных фондов, в том числе машин и оборудования, а также эффективность их использования;

¾ факторы, определяющие обеспеченность экономического субъекта материальными ресурсами и эффективность их расходования. В следующих темах рассмотрим более подробно каждую группу факторов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал