Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I.1. Монополия, сущность, понятие, видыСтр 1 из 5Следующая ⇒
Введение Актуальность темы может подчеркнуть тот факт, что продукцию естественных монополий довольно трудно заменить. Возможно, разработкой товаров-заменителей занимаются более мелкие фирмы, но самый значительный сегмент рынка принадлежит естественным монополиям. Такая уверенная позиция на рынке обеспечила естественным монополиям 1/10 долю ВВП России. Таким образом, исследование в силу неоспоримой значимости его объекта для российской экономики можно назвать актуальным. Естественная монополия как ключевой элемент экономики общественного пользования в рамках рыночных способов ведения хозяйства обладают определенными свойствами и попадают под особый контроль и управление со стороны государства. Наиболее важным аспектом регулирования их деятельности является цена и ее составляющие. Немало исследований посвящено изучению деятельности естественной монополии: правовому регулированию и особенностям ценообразования — А. Никифоровой, В. Студенцова, А. Городецкого, Ю. Павленко, Н. Матвеевой, Ю. Метелевой, В. Венгера и др. Цель работы: изучение сущности неценового регулирования естественных монополий. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть взгляды экономистов-теоретиков на монополии и на их частное – естественные монополии; - изучить способы регулирования естественных монополий; - выделить проблемы и особенности регулирования естественной монополии в России. Объект изучения: естественная монополия. Предмет изучения: способы регулирования естественных монополий.
Глава 1. Теоретические аспекты естественной монополии I.1. Монополия, сущность, понятие, виды Как известно, монополия – понятие многоаспективное и очень важное – даже в мировой экономической теории было введено достаточно распространенное понятие «теории монополии». Монополия – тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца[1]. Основные признаки монополии Эксперты выделяют следующие ситуации, которые свидетельствуют о наличии единственной хозяйствующей фирмы: присутствие одного или очень крупного продавца; наличие продукции, не имеющей конкурентных аналогов; существование высоких пороговых критериев для входа новых предприятий в аналогичный сегмент рынка. Определение монополии – форма рынка, по условиям которого предложение исходит лишь от одного субъекта. Существуют и иные трактовки, применяемые к термину «монополия». Например, это понятие может означать отдельную компанию, для которой характерен приоритет в управлении определенным рыночным сегментом. Варианты трактовок Термин «монополия» понимается как: состояние либо рынка, либо одного из его сегментов, на котором присутствует только один игрок; единственная фирма, которая производит и реализует созданные ею товары; рынок с присутствующим на нем единственным предприятием-лидером. Уникальность той или иной компании определяется по многим критериям. Однако самым основным из них является уровень конкуренции. Он должен быть либо достаточно низким, либо отсутствовать вовсе. В рамках приведенной теории монополию принято рассматривать сквозь призму следующих аспектов: o Рыночные итоги o Рыночное поведение o Рыночная структура
|