Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I.2. Характеристика и типы естественной монополии
Естественная монополия — отрасль, в которой монополист действует с позиции минимизации долгосрочных средних издержек, где проникновение новых производителей приводит к падению эффективности производства за счет исчезновения эффекта масштаба. Иными словами, деятельность одного производителя более эффективна из-за наличия фактора экономии от масштаба, обеспечивающий рост производства. Для такой отрасли наиболее эффективным является такой масштаб производства, который наиболее близок к количеству выпуска, по которому предъявляется спрос при любой цене товара. К естественным монополиям относятся преимущественно предприятия общественного пользования, предоставляющих услуги населению: предприятия коммунального обслуживания (водо-, газо-, электроснабжение, канализация), предприятия железнодорожного транспорта и др. На графике 1 продемонстрировано установление цен и объемов выпуска в условиях естественной монополии, где LAC и LMC — это кривые средних и предельных издержек фирмы в долгосрочном периоде, MR — кривая предельного дохода и D — кривая спроса. Рис. 1. Равновесие в условиях естественной монополии [3] Чем выше объем производства, тем ниже средние издержки. Предельные издержки (LMC) всегда ниже средних (LAC) при любом объеме выпуска. График показывает, что оптимальный выпуск для фирмы (Q1) устанавливается в точке пересечения кривых долгосрочных предельных издержек и предельного дохода (LMC = MR), соответственно цена будет равна P4, а площадь прямоугольника P3P4EM составит прибыль фирмы. Естественная монополия – это довольно неоднозначное явление в экономике, среди негативных последствий их существования выделяют: Возможное снижение качества предоставляемых услуг и товаров. Ввиду того, что естественная монополия является единственным производителем товаров и услуг на рынке в данном регионе, она способна снизить качество производимой продукции в ущерб потребителю; Издержки в значительной мере перекладываются на потребителя; Наличие явлений перекрестного субсидирования, когда одной группе населения естественная монополия предоставляет услугу или товар за одну цену, а другой группе – за другую с целью максимизации прибыли. Государством это признано недемократичным и несправедливым ходом.[4] Н.Д. Мкртчян, ссылаясь на Г.Н. Криволапова, в статье «Естественные монополии: экономическая сущность, функции, виды и формы» выделяет такие виды естественной монополии (Таблица 1).
Таблица 1 Виды естественной монополии[5]
Стоит отмстить, что приведенная в таблице классификация носит весьма условный характер. Это объясняется тем, что некоторые формы монополий могут одновременно принадлежать к нескольким их видам. Существует четыре фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией. Согласно теории субаддитивности функции издержек, естественная монополия понимается, как фирма, возможности производства которой, удовлетворяют потребности рынка, при этом себестоимость выпуска продукции ниже, чем у конкурентов. Не всякое повышение средних издержек с возрастанием объемов выпуска приведет к исчезновению естественной монополии. Признаки естественной монополии: Низкая эластичность спроса. Продукция естественной монополии незаменима или имеет более дорогие и менее эффективные аналоги. Объемы ее потребления, как правило, оптимизированы в результате длительного пользования. Сочетание вышеперечисленных факторов приводит к тому, что повышение цены не оказывает существенного влияния на объем спроса. Уникальная продукция. Естественная монополия занимается реализацией товара, который невозможно заменить каким-либо другим, этот фактор может способствовать образованию диктата естественных монополий на рынке, который будет выражаться в завышенных ценах на их продукцию, например, чтобы избежать этого, в странах, где действуют естественные монополии, всегда существует государственное регулирование их деятельности. Сетевой характер рынка. Поскольку естественная монополия осуществляет свою деятельность в больших, даже огромных масштабах, то должна существовать целая система сетей, с помощью которых происходит оказание услуг. Естественная монополия работает также в сфере: транспортировки нефтепродуктов, газа и нефти по трубопроводам магистрального значения; услуг по обеспечению населения общедоступной почтовой и электрической связью. Возьмем, к примеру, электроэнергетику. Здесь также существует естественная монополия. Примеры в России – это 700 существующих ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, которые были объединены в открытое акционерное общество РАО «ЕЭС Россия». Компания образовалась в 1992 году, когда из состава находящихся в территориальном подчинении АО-энерго были выведены пятьдесят самых новейших электростанций. На сегодняшний день РАО «ЕЭС Россия» владеет всей сетью линий электропередач в стране. Газовую промышленность также не обошла естественная монополия. Примеры в России – это восемь объединений по добыче газа, а также тринадцать транспортных региональных предприятий по его транспортировке, объединенных в РАО «Газпром». На долю этой компании приходится четвертая часть всех поступлений в государственный бюджет. ОАО «Газпром» осуществляет 56% поставок в Восточную и 21% - в Западную Европу. Есть у него активы и за рубежом, которые являются долями в компаниях, владеющих газораспределительными и газотранспортными системами. Естественным монополистом в России является железнодорожная отрасль. Доля путевого хозяйства ОАО РЖД, а также грузооборота составляет 80% всех перевозок по стране. Велик удельный вес и пассажиропотока. Он составляет 41%. естественная монополия примеры в России. Существуют и другие естественные монополии в России. Примеры тому – ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком» и т.д. Примеры монополии в мире естественного вида несколько отличаются от российских. В законодательных актах западных стран употребляются такие термины, как: публичная служба; служба, необходимая всем; сетевая служба и т.п. Так, в Великобритании нет юридического закрепления термина «естественные монополии». Примеры обществ, которые «необходимы всем», касаются железнодорожных структур, передачи и распределения электроэнергии, водоснабжения и канализации. А во Франции термин «естественные монополии» закреплен понятием «коммерческие и промышленные публичные службы». Это организации, работающие в сфере связи, железнодорожных перевозок и снабжения электроэнергией в Германии является такая ситуация, когда одна компания способна удовлетворить спрос на рынке, предоставив товар или услугу с низкой, но в то же время обеспечивающая нормальный уровень рентабельности ценой. Это касается трубопроводного и железнодорожного транспорта. Деформация инвестиционного пространства. К позитивным последствиям относят: Использование новых технологий. По оценкам специалистов, естественная монополия получает довольно большую прибыль от реализации своей продукции, то есть она способна выделять средства на разработку новых технологий, которые будет применять в производстве продукции или на совершенствование товара, который реализует на рынке; Большая экономическая эффективность интегрированных сетевых систем; Оказание специфических (уникальных) услуг для экономики и населения. Таким образом, естественные монополии являются неотъемлемой частью экономики России и нуждаются в государственном регулировании.
I.3. Способы регулирования естественной монополии
Методы государственного регулирования естественной монополии: 1. Ценовое регулирование. - Метод предельных издержек (государство контролирует, чтобы цена установленная монополистом равнялась предельным издержкам); - Метод средних издержек (цена должна быть равна средним издержкам). - Метод установления потолка цен (определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии). - Субсидирование естественных монополий (метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше). 2. Неценовое регулирование. - Предварительный контроль (обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы). - Последующий контроль (обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии). Стремление к прибыли может спровоцировать предпринимателей к методам и приемам соперничества, которые не будут способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества. Цель законодательства о конкуренции и монополии - это эффективность рыночной экономики и предпринимательства. Конкурентные отношения регулируются и поддерживаются государством. Законодательство, регулирующее конкуренцию, включает в себя: 1) акты антимонопольного законодательства, направленные на ограничение монополизации субъектов предпринимательства. 2) законодательство о недобросовестной конкуренции, направленное на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции. Снижение барьеров входа в отрасль или даже устранение их, когда это необходимо. Стимулирование технического прогресса в отрасли. Это может привести к изменению производственной функции благодаря которым постепенно исчезнут преимущества крупных фирм. В этом случае естественная монополия «естественным образом» трансформируется в обычную отрасль. В случаях, когда локального характера естественных монополий, государство может преобразовать отрасль через развитие спроса. Государство, может организовать конкуренцию, путем организации аукциона на право обслуживания отрасли. Хотя цена товара или услуги может превышать уровень предельных издержек победителя аукциона, дополнительная прибыль поступает государству в виде платы за доступ к рынку монополии. Существует опасность сговора между участниками аукционных торгов. Помимо организации конкурентных торгов государство устанавливает минимально допустимые стандарты качества поставляемых услуг, иначе снижение цены будет достигнуто за счет понижения качества товара. Контроль качества продукции и услуг естественных монополий может увеличивать издержки, сто делает закономерными высокие цены, а так же стимулирует, подстегивает монополистов вкладывать деньги в развитие НИОЕР, чего не происходить благодаря естественным рыночным процессам. Реорганизация отрасли. Процесс подразумевает устранение естественной монополии за счет ее разделения ее на несколько фирм. Таким образом, неценовые методы регулирования естественных монополий включают: снижение барьеров входа в отрасль, обострение конкуренции на рынке, контроль качества товара, реорганизацию отрасли. Неэффективность, разумеется, одна из главных причин необходимости государственного вмешательства в деятельность естественных монополий, но некоторые исследователи утверждают, что обязательность государственного вмешательства также обусловлена: - большой важностью услуг, предоставляемых естественными монополиями, практически для всех потребителей. «Пользователи не в состоянии отказаться от этих услуг на более или менее длительный срок. Ситуация осложняется тем, что дефицит производства услуг в один период не компенсируется их избытком в другой. Таким образом, они оказываются специфическими во времени благами для конечных потребителей. Поэтому наряду с количеством оказываемых услуг важнейшим показателем служит качество, включающее бесперебойное снабжение».[6] Нередко товары или услуги, предоставляемые естественной монополией, являются ресурсами или жизненно важны для производства. Так что от работы естественных монополий зависит функционирование предприятий других отраслей и темпы экономического роста в целом. Другой способ регулирования естественных монополий обеспечивается использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу (право на осуществление франчайзинга). Например, торги за франшизу в США позволили решить проблемы с частью естественных монополий, гораздо эффективнее, чем с применением других способов регулирования. Наиболее эффективным этот способ оказался в отрасли грузовых автоперевозок, местных авиалиний, почтовой службы, кабельного телевидения. Выгодным оказалось его применение в работе коммунальных служб и железных дорог. Выявление злоупотреблений осуществляется в процессе мониторинга государственным органом функционирования рынка. Методы антимонопольного регулирования могут быть превентивными или осуществляться постфактум. Цель превентивного регулирования недопущение факта злоупотребления. Основные инструменты формулирование правил рынка; надзор за субъектами рынка жесткий контроль за слияниями и поглощениями, модификация заявок участников, не удовлетворяющих критериям, установленным правилами рынка Указанный метод построен на анализе сложившейся на рынке ситуации, и заключается в выявлении злоупотреблений и вынесении соответствующих мер пресечения к «виновному» участнику.[7]. В результате рассмотрения таких случаев могут быть применены меры с целью пресечения дальнейших злоупотреблений в виде условий об ограничении заявок и т.д., во-вторых, в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно привлечение участника к административной ответственности. В рамках действующей модели отборы проходят ежегодно на один год вперед, а цены складываются под воздействием спроса и предложения в границах зон свободного перетока, количество которых составляет 21. Предлагаемое совершенствование модели, при котором отборы мощности проводятся не на один год, а на четыре года вперед, улучшает инвестиционный климат отрасли, повышает уровень прогнозирования динамики цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, генерирующих компаний, а также тарифных регуляторов, - подчеркнул Дмитрий Васильев. - Расширение границ рынка до территорий двух ценовых зон также является положительным шагом с точки зрения развития конкуренции на оптовом рынке»[8]. Цель регулирования постфактум — выявление фактов злоупотреблений и наказание виновных. Однако регулирование постфактум сопряжено с рядом сложностей. Завышение рыночной цены вследствие злоупотребления рыночной силой хотя бы в одном узле, хотя бы на один час приносит дополнительный доход всем продавцам электроэнергии, прошедшим конкурентный отбор. Соответственно, применение штрафных санкций к поставщику, признанному злоупотребившим, не может компенсировать убытки всех потребителей, понесенные ими из-за завышения цены, а штрафные санкции не могут лишить остальных поставщиков полученного ими дополнительного дохода. Таким образом, государство обладает целым набором инструментов по неценовому регулированию естественных монополий[9]. Подводя итог лаве, можем отметить, что естественная монополия (Natural monopoly) — отрасль, в которой монополист действует с позиции минимазации долгосрочных средних издержек (long run average cost, LAC), где проникновение новых производителей приводит к падению эффективности производства за счет исчезновения эффекта масштаба. Государственный контроль и регулирование деятельности естественных монополий должны быть направлены как в ближайшее будущее, так и в долгосрочной перспективе на доведение цен и тарифов к экономически обоснованному уровню; поддержание функционирования жизнеобеспечивающих инфраструктур; обеспечение надлежащего качества услуг; соответствие планов развития субъектов естественных монополий планам развития страны.
|