Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки монополии
На монополизированном рынке работает только 1 продавец и присутствует множество покупателей; · Продукция, производимая монополистом, уникальна – товаров-заменителей на рынке нет · Новые продавцы не могут войти в рынок (по причине созданных барьеров – система выдаваемых на деятельность лицензий, размеры предприятий, монопольное право собственности в том числе); · Нечестная конкуренция. Виды монополий Существуют различные виды монополий. Однако их классификация носит весьма условный характер. Это объясняется тем, что некоторые формы монополий могут одновременно принадлежать к нескольким их видам. Закрытая монополия. Наиболее защищенная от конкуренции, может быть использован институт авторских прав, патентная защита, юридические ограничения. Открытая монополия. В этом случае продавец – единый поставщик продукции, не имеющие юридической защиты от конкуренции. Простой пример – фирмы, которые вышли на рынок с новым продуктом, не имеющим аналогов. Естественная монополия. Образуется в отраслях, где средние долгосрочные издержки, достигнут абсолютного минимума лишь тогда, когда один продавец начинает обслуживать весь рынок. Итак, выделяют: естественную монополию, когда хозяйствующий субъект занимает привилегированное положение на рынке; чистую монополию, когда существует единственный поставщик определенного вида услуг или товаров; конгломерат – это несколько субъектов разнородного типа, но взаимно финансово интегрированных Естественная монополия является поставщиком на рынок жизненно важных для страны товаров и услуг, без которых нормальное функционирование современной российской экономики наладить невозможно: газовая и нефтяная промышленность, железнодорожный транспорт, телекоммуникационная связь - далеко неполный список отраслей, где господствуют естественные монополии. Более того, продукция естественной монополии связана со всеми товарами, производящимися на территории России, – её цена будет включена в структуру их затрат, будь то прямые или косвенные издержки.[2]. Советская (социалистическая экономика) – это мощный народнохозяйственный комплекс, в рамках которого каждые из предприятий не имеют автономности, а входят в государственную структуру и имеют зависимость от других предприятий. Так, в СССР имела место командная экономика, которая построена на: Глобальном планировании; · Политике государственного ценообразования; · Централизованном распределении материальных ресурсов. Предприятия подчинялись монополизму предприятий, центральных ведомств, а также министерств. Очень часто чтобы удовлетворить потребности государства в продукте производство поручали 1-2 предприятиям. По причине начала рыночных реформ в РФ (90-е года 20 столетия) монополистические тенденции стали усиливаться – причем это напрямую связано с распадом Союза, а также ослаблением связи с союзными республиками. Были созданы новые монополии, которые раньше не являлись едиными производителям продукта на территории СССР, однако ставшие такими по причине сокращения территории республики (приобретение независимости). Таким образом, монополия это естественное явление, которое существует практически во всех странах. Основная особенность монополии в России – ее наследственность от государственного монополизма (еще советской экономики).
|