Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь терминов⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43
Адаптация – приспособление системы и ее отдельных элементов к изменяющимся условиям внешней среды. Административный подход к менеджменту – подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения). Анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования управленческого решения по развитию объекта и оперативного управления его реализацией. Бизнес – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой страх и риск, под свою ответственность; главная цель – получение прибыли. Вертикальные отношения – отношения между уровнями управления при иерархически построенной структуре. Власть – возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других людей. Влияние – асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на другого. Горизонтальные отношения – распределение работ и ответственности на одном и том же уровне. Делегирование – передача задач, властных полномочий и ответственности на более низкие уровни менеджмента. Децентрализация – распределение полномочий по принятию решений по вертикали управления. Децентрализованная дивизиональная структура управления – организационная структура управления, базирующаяся на комбинации специализации подразделений организации с децентрализацией в принятии решений. Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены. Закон масштаба – закон, согласно которому увеличение масштабов производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости продукции. Имидж организации – образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Основу имиджа составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика – название, эмблема, товарный знак. Инновация – результат интеллектуальной, научно-технической или другой деятельности в той или иной сфере по эффективному изменению объекта управления путем внедрения новшеств. Интеграция – процесс, приводящий к формированию целостных организационных образований из самостоятельно функционирующих предприятий. Конкурентное преимущество – относительное преимущество организации над конкурентами по аспектам, которые рассматриваются клиентами как значимые. Конкурентоспособность менеджера – преимущество менеджера по отношению к другому менеджеру, характеризующееся умением разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы. Консенсус – метод принятия решения группой, в основе которого лежит принцип, что решение не принимается до тех пор, пока хотя бы один член группы имеет против него принципиальные возражения. Контроль – функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения. Конфликт – процесс развития и разрешения противоречий в целях, отношениях и действиях людей или групп. Координация – центральная функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Лидерство – ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности; процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, возникшие в результате индивидуальной инициативы его членов. Линейный руководитель – должностное лицо, несущее прямую ответственность за результаты работы организации или ее подразделения и наделенное властью и полномочиями отдавать распоряжения подчиненным. Матричная структура управления – структура управления с решетчатой организацией и двойным подчинением работников. Менеджер – предприимчивый руководитель, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования в организации. Менеджмент – 1) междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения; 2) вид профессиональной деятельности людей по организации процессов достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора. Миссия – основная общая цель организации, ее предназначение, роль в определенной сфере деятельности и социальная роль в обществе. Модель – условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими. Мониторинг – непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования. Мотивация – создание внутреннего и внешнего побуждения к действиям. Обратная связь – связь, представляющая собой различную информацию, поступающую от потребителя к лицу, принявшему решение, или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы. Оптимизация – процесс перебора множества факторов, влияющих на результат, с целью определения значений параметров объекта, при которых достигается его наилучшее состояние, позволяющее, в свою очередь, обеспечить оптимальные параметры выхода объекта как системы. Организация – функция менеджмента как процесса по реализации планов, суть которой – в координации действий отдельных элементов системы; форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной организационно-правовой формы. Организационная культура – общее понимание членами организации ожидаемого поведения. Организационная структура – разделение работ на задачи, функции, закрепление полномочий по рабочим группам и подразделениям. Ответственность – моральная обязанность выполнять задачу с максимальным использованием своих способностей и отчитываться за результаты. Планирование – функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана. Показатель – величина, измеритель, позволяющий судить о состоянии объекта. Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий. Прибыль – показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации, превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг. Принятие решения – процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта. Проектная структура управления – временная организация работ и управления, связанная с выполнением проекта. Разделение труда – один из главных принципов организации производственных и управленческих процессов, обеспечивший их автоматизацию и специализацию, на основе которых, в свою очередь, стали возможными современное массовое производство, повышение качества и экономия ресурсов. Регулирование – функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды и принятию мер для доведения параметров входа системы до новых требований выхода (требований потребителей). Риск – вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов, определяющих степень неопределенности объекта и субъекта риска. Себестоимость продукции – текущие издержки производства и обращения товара, исчисленные в денежном выражении. Синергия – 1) преимущество, возникающее, когда организация развивает новые виды деятельности, используя имеющиеся возможности; 2) эффект, достигаемый в результате объединения двух или более взаимодополняющих видов деятельности. Система менеджмента – система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений. Системный подход – методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, ее связь с внешней средой, обратную связь (первично); 2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (вторично). Стратегический менеджмент – теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации и возложения ответственности за эту работу на ее руководителей. Стратегические цели – цели, которые организация ставит, методы их достижения и необходимые для этого ресурсы. Стратегическое управление – решение стратегических проблем на базе формирования стратегии, методов ее реализации и при необходимости – введения корректив. Стратегия – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов; набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Стратегия диверсификации – стратегический выбор альтернативы выхода организации на новые рынки и новыми товарами. Стратегия роста – стратегия, направленная на рост прибыли за счет повышения доходов, а не снижения издержек. Стресс – реакция человека на воспринимаемое им соотношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворить этим требованиям. Структура – способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной цели системы. Тактика – методы, используемые для достижения стратегических целей. Тенденция – 1) выявленные в результате анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие системе; 2) сложившаяся направленность процессов. Управление риском – процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, внешних и внутренних факторов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, оптимизация риска, его планирования, учета и контроля, мотивации и регулирования выполнения работ по управлению риском. Управленческая решетка – схема, описывающая стиль менеджмента в зависимости от соотношения двух параметров: стремления к выполнению задания и внимания к отношениям между людьми. Управленческий процесс – совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры. Управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. В качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, нормативно-технический и управленческий документ. Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Учет – функция менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента на различных видах носителей. Фактор – частный показатель объекта или процесса, протекающего в системе, который оказывает влияние на функцию. Функциональный руководитель – менеджер, ответственный за специализированную функцию управления, например маркетинг, персонал, производство и т.п. Функциональные обязанности – изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника. Функция – этап процесса управления (стратегический менеджмент, маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование). Харизма – свойства личности, позволяющие ей оказывать влияние на других в отсутствии иных способов воздействия. Хозяйствующие субъекты – коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели. Целеполагание – установление целей функционирования и развития организации и ее составных частей с учетом их взаимосвязей и непротиворечивости. Цель – выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы. Ценности – компоненты социальной системы, наделяемые особым значением в индивидуальном или общественном сознании и вследствие этого регулирующие общественное поведение. Централизованная функциональная структура управления – организационная структура, базирующаяся на комбинации разделения труда по функциям и централизованного принятия решений. Экономические методы менеджмента – методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования организации, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента. Экономический эффект – разность между экономией, полученной в результате внедрения организационно-технического мероприятия, и затратами на разработку и внедрение этого мероприятия за срок его действия. Экономичность – показатель соотношения между объемом выпуска и потребными для его производства затратами. Экономия – разность между нормой (нормативом) или удельным расходом какого-либо ресурса, элементом затрат или затратами на отдельной стадии жизненного цикла объекта до внедрения организационно-технического мероприятия и тем же показателем после его внедрения за определенный период. Эффективность – показатель степени достижения организацией ее целей. Характеризуется оптимальным соотношением между параметрами производства, экономичности, исполнения обязательств, адаптивности и развития организации. Эффективность управленческого решения – степень достижения запланированного результата на единицу затрат путем реализации решения.
Литература 1. Белокопытов О.И., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента. Красноярск, 1994. 2. Бляхман Л. С. Введение в менеджмент. СПб: Из-во СПбУЭФ, 1996. 3. Большаков А.С. Менеджмент. Краткий курс: Учеб. пособие. М.: Филинъ, 2000. 4. Большаков А.С. Моделирование в менеджменте: Учеб. пособие. М.: Филинъ, 2000. 5. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарика, 1998. 6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарика, 1998. 7. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1998. 8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 1996. 9. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИ, 1996. 10. Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ. М.; Дело, 1996. 11. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М.: БЕК, 1997. 12. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: ИНФРА-М, 1997. 13. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 14. Куликов Г. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика, 2000. 15. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. М.: Экономика, 1999. 16. Матвеева А., Хорошавина Н. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997. 17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1998. 18. Михалева Е.П. Основы менеджмента: Учеб. пособие. Тула: ТулГУ, 1997. 19. Общий менеджмент: Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. М.: ИНФРА-М, 1999. 20. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Радушна. М.: Центр, 1997. 21. Панкин А. Основы практического менеджмента: Учеб. пособие для вузов. М.: Экономика, 2000. 22. Паркинсон С.Н., Рустомжи М.К. Искусство управления: Пер. с англ. М.: Издат. дом «Гранд», 1997. 23. Прокушев Е.Ф., Дашков И.К. Менеджмент первичного уровня. М.: Экономика, 1999. 24. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя / Под ред. Н.Я. Сацкова. Д.: Сталкер, 1998. 25. Русинов Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 26. Саймон Г., СмитбургД., Томпсон В. Менеджмент в организациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1995. 27. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс-Универс, 1993. 28. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. 29. Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996. 30. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.П. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1998. 31. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М.: Республика, 1992. 32. Фатхутдинов РА. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 33. Фуллер Д. Управляй или подчиняйся. Проверенная тактика эффективного менеджмента. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1992. 34. Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: ИНФРА-М, 1996. 35. Цандер Э. Практика управления. Опыт современного менеджмента предприятий ФРГ. Пер. с нем. Обнинск: Титул, 1994. 36. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Психология бизнеса. М.: Прогресс, 1995. 37. Шейное В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера. М.: Ассиана, 1996. 38. Ли Якокка. Карьера менеджера: Пер. с англ. Тольятти: Издат. дом «Довгань», 1995.
|