![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синестезии
Известно, что любое наше состояние: сон — бодрствование, усталость — активность, радость — печаль и т.п. — контролируется мозгом. В последние годы ученые доказали, что человек может сам управлять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи». На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения и т.п. Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, образ которой поможет ему максимально расслабиться или, наоборот, собраться, оказывает стимулирующее действие и т.д. Поэтому в конце каждого из упражнений ребенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их. 51. «Зрительные представления». а) Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квад б) Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или не Что у вас получилось? Что это было? 52. «Тактильные и кинестетические представления». а) Представьте себе свои ощущения, когда вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу, только что выпавшему и тающему; к разным цветкам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку. Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 229 б) Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод), в) Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (песок, галь г) Представьте, что ручка медленно пишет ваше имя. Как оно 53. «Обонятельные и вкусовые представления». Представьте себе, что вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д. 54. «Слуховые представления». Представьте себе голоса знакомых 55. «Синестетические образы». а) Психолог предлагает представить и назвать предметы, фрук б) Вспомните и постарайтесь воссоздать переживание различных 230 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками. в) Закройте глаза, представьте образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте измениться: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний — в осенний; старуха нищенка — в красавицу; лягушка — в царевну. Попробуйте изобразить это только своим телом, в рисунке, расскажите, что произошло.
|