Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция № 11
Предметный мир произведения. Д. Самойлов «Кабинет поэта» Собирательный образ классического поэта 19-ого века. Поэт состоит из предметов, которые его окружают.
И в произведении, и в реальности человек окружен предметами. По предметам можно понять, что за персонаж, образ перед нами. Предметы важны и в поэзии (хотя в лирике они чаще на 2-ом плане, уступая место чувствам), и особенно в прозе, где описывается не безвоздушное, а полное предметов пространство. В книгах есть одушевленные предметы, говорят «животный мир произведения». Пейзаж - одно из проявлений. Пр.М. должен сочетаться с действительностью. Невозможно описать все предметы, только то, что особенно выделяется, важно для понимания образа. Предметы в художественном произведении нематериальны. О стол, как о единицу художественного мира, ушибиться нельзя. А.П. Чудаков - проповедник художественного мира как главного начала в литературе. Художественные предметы - мыслимые реалии, из которых состоит художественный мир, существующие в художественном пространстве в художественное время. В деревне на севере для жительниц прялка - функциональный предмет, выполняющий функцию оборудования. Для приезжего та же прялка - культурное явление, которое привлекает его своей росписью, резьбой. Если такой приезжий увезет с собой прялку, прялка потеряет своеобразие, станет экспонатом музея, поменяет свое существование. Так же меняет свое существование предмет при переходе из реального мира в мир художественный. Искусство - преодоление пропасти между реальностью и вымыслом. Попадая в искусство вещь теряет свою реальную функцию.
Век Ломоносов, Сумароков: вещь не во всей полноте бытия, без самостоятельного значения. Она лишь напоминание, аккомпанемент к переживаниям описанного человека, помогает представить главного героя.
Державин: переворот. Вещь во всем своем многообразии, богатстве. Но сохранялось и то, что было у Ломоносова. Вещь не сама по себе, а в подчинении общему божественному замыслу. «Послание в имение Званское» - описывается «багряна ветчина», сыр белый, щука желтая прекрасная». Наглядность цветовой гаммы. Присутствие Бога в порождении всех предметов с выразительностью, ощутимостью описывается в стихе. Новое явление: соединять разноприродные явления. Пушкин о Батюшкове «лары и пенаты с балалайкой» - неоправданное смешение, сочетание предметов. Не сочетались предметы обстановки с описываемым человеком. Писатели старались создать настроение, не обращая внимания на детали. Для Пушкина предмет историзирован. Пушкин точен в своем поиске деталей эпохи. Протеизм - способность к перевоплощению, переносу в другую эпоху не только действия, но и видения действительности, описание обстановки, предметов, присущих эпохе. Гоголь: начинает великую прозу. Продолжение до Лескова. Проза не только выражала тонкое описание психологии, жизни России того времени, духовных проблем общества, но и обладала выразительностью. Часть этой выразительности - изображение предметов так, будто они увидены впервые. (См. превращение материала в форму и закон остранения Шкловского) 2-ая половина 19 века - начинается автоматизация предметов в произведении, иное отношение к предмету. Чудаков цитирует писателей того периода: «Утро. Трактир с обычной обстановкой». «Лавка с ее всем знакомой обстановкой». + заключается в том, что писатель не тратит время на фиксацию места, а минус в том, что спустя сто лет мы не знаем какова была обычная обстановка трактира или лавки того времени, и вынуждены узнавать это по другим источникам, или домысливать, но в нашем воображении может возникнуть неточный образ. Детализированный вид действительности был начат поэтами-символистами в 90-ые годы 19-ого века. Предмет был понят как символ того, что окружает людей в действительности. Брюсов, Мандельштам. Необычные ассоциации, «оживление» предмета неожиданными образами очень важно для лит-ры 19в. Особенно существенно в прозе. Конец лекции посвящен подробному разбору рассказа Кузьмина «Несчастная». 20в. Из пошлого анекдота - серьезное произведение, если рассматривать его с точки зрения предметного мира.
|