Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И обратно
1к\! производства пет потребления, но м без потребления нет производства, так как производство было бы в гаком случае бесцельно. Карл Маркс. Экономические рукописи 1857- 1859 годов В любом обществе коммуникация осуществляется по крайней мере на трех уровнях: коммуникация женщин; коммуникация имущества и услуг; коммуникация сообщений. Клод Лени-Строе. Структурной антропология 1. Взаимодействующие лица и исполнители Из каких категорий состоит разнородная масса участников моды? Для ответа на этот вопрос необходимо выбрать наиболее существенные признаки, критерии, лежащие в основе различий между категориями участников. Существуют две группы таких критериев. Первая характеризует роль участников внутри моды как специфического социального явления, поэтому соответствующую типологию участников моды уместно назвать внутренней. Принадлежность к той или иной категории в этой типологии будет определяться тем, что человек делает' именно и только в качестве участника моды. Очевидно, что различия между людьми обусловлены не только их участием в моде, поэтому важно выяснить и другие социально-групповые особенности модного поведения. Вторая группа критериев типологии относится к самым разнообразным социальным характеристикам участников моды. Эти характеристики, лежащие в основе внешне]! типологии участников, имеют первостепенное значение для функционирования моды. К ним относятся социально-экономические, профессиональные, демографические, культурные и прочие признаки, присущие различной роли людей в обществе и его подсистемах. Об этих внешних по отношению к собственно моде типах социальных групп речь пойдет в следующей главе. А пока обратимся к рассмотрению внутренней типологии участников моды, оставляя в тени то, что делает их одновременно участниками других социальных процессов и групп. Предметом анализа явится характеристика основных категории участников, их взаимодействия и соотносительной роли в общем процессе функционирования моды. Как следует уже из предшествующего изложения, участие в моде — это специфическая разновидность коммуникации между людьми. Процесс коммуникации состоит в осознанной или неосознанной передаче каких-либо сигналов '. Коммуникация в обществе не может осуществляться без каких-либо знаковых средств. Как было показано выше, в моде такими средствами являются модные стандарты и объекты. Эти знаки вместе с обозначаемыми ими ценностями — своего рода информационные сообщения; это то, что передается в процессе модной коммуникации. Теперь необходимо уточнить, кто и как участвует в этой передаче. В зависимости от того, какова роль участников в процессе модной коммуникации, их можно разделить на три большие внутренне дифференцированные категории: 1) «производители», создающие модные стандарты и объекты; 2) «потребители», усваивающие и использующие их в своем поведении; 3) «распространители», передающие модные стандарты и объекты от производителей к потребителям. Это частный случай типологии, широко распространенной (с различными вариациями и разной степенью последующей детализации) и в экономической науке, и в социологии, и в работах по массовому информационному взаимодействию2. 1 БруОиый А. А. Понимание и общение. — М., 1989. — С. 6-7. Одни из вариантов подхода к моде как к коммуникативному процессу см.: Петров Л. В. Мода как общественное явление (анализ в социально-коммуникативном аспекте).-Л., 1974. - Моль А. Сониодинамика культуры. — М., 1973; Ко/an В. 3. Человек в потоке информации. — Новосибирск, 1981. Таким образом, весь цикл коммуникации в моде можно представить как состоящий из трех последовательных (раз: производства, распространения и потребления модных стандартов и реализующих их объектов, фаз, осуществляемых соответствующими категориями участников моды. Обратимся теперь к характеристике каждой из выделенных категорий и взаимодействия между ними. Производители — в соответствии с той ролью, которую они играют в создании модных стандартов и объектов, — разделяются на «творцов», «изготовителей» и «размножителей». К «творцам» относятся те, кто создает оригиналы, оригинальные идеи или оригинальные интерпретации культурных образцов, которые наделяются модными значениями либо сразу после их создания, либо даже спустя столетия. В профессиональном отношении эта категория весьма разнообразна, если не безгранична. Это могут быть композиторы, писатели, режиссеры, артисты-исполнители, художники, дизайнеры, конструкторы, ремесленники и т. д. — короче, все те, чьи творения (идеи, художественные произведения, проекты, материалы, технологические решения, бытовые вещи и т. д.) раньше или позже оказываются «в моде». На этой стадии, стадии творения, как правило, еще невозможно достоверно утверждать, попадет ли вообще сообщение в орбиту именно модной коммуникации, станет ли оно знаком модных ценностей. Поэтому создание оригинала культурного образца лишь в возможности совпадает с созданием модного стандарта или объекта, а «творец» модного стандарта — еще не творец моды. Только при ретроспективном взгляде на движение той или иной «моды», когда созданный культурный образец уже наделен модными значениями, а акт модной коммуникации завершен, т. е. отправленное сообщение достигло своего адресата — массового потребителя, — можно с уверенностью сказать, что «творец» создал не только некое произведение, но нечто, что оказалось «в моде». Творение модного стандарта бывает преднамеренным или непреднамеренным. В первом случае «творец» сознательно стремится воплотить модные ценности в своем произведении, сделать его знаком модных ценностей; в последнем же он этого не делает. Временной разрыв между созданием произведения и наделением его модными значениями, как уже отмечалось, может быть каким угодно: он может быть совершенно незначительным, а может растягиваться па века и даже тысячелетия. Русские иконописцы XV в., так же как и их современники, созерцавшие их творения, разумеется, ни о каких модных ценностях не помышляли. Тем не менее в нашем столетии иконы нередко становятся знаками модных ценностей. Другая категория «производителей» — «изготовители» — те, кто создает первые образцы модных стандартов и объектов, готовя их к последующему размножению и распространению. Эта категория также в высшей степени разнородна в профессиональном отношении. В нее входят создатели опытных образцов промышленных изделий, инженеры-технологи, редакторы печатных изданий, работники киностудий, телестудий и студий грамзаписи и т. д. Иными словами, это все, кто придает созданному «творцом» произведению такой вид, чтобы оно могло быть в массовом масштабе произведено, распространено и потреблено в качестве знака модных ценностей. «Размножители» составляют третью разновидность производителей. Основная их функция в процессе модной коммуникации достаточно очевидна: они воспроизводят созданные «творцами» и «изготовителями» произведения в количестве, достаточном для того, чтобы обеспечить модное знаковое предложение и удовлетворить модный знаковый спрос. Размножение включает в себя массовое производство товаров широкого потребления, полиграфическую деятельность, производство грампластинок и т. п. В целом размножение — это любая деятельность но тиражированию реальных или потенциальных модных стандартов и объектов. Если же мы имеем дело не с производством этих стандартов и объектов как таковых, а с созданием информации о них, являющейся своего рода «сообщением о сообщениях» (т. е. о «модах»), то это будет уже процесс распространения. К нему относятся: реклама, выставки, объявления, рецензирование и т. п. Но помимо такого косвенного распространения модных стандартов существует, разумеется, и прямое их распространение. Наиболее очевидная и массовая форма такого распространения — это, конечно, торговля. Таким образом, каналами распространения можно считать магазины, средства массовой коммуникации, библиотеки, уличную рекламу, вывески и т. д.; перечисление всех каналов было бы делом безнадежным. Вся эта деятельность осуществляется соответственно категорией распространителей. Процесс модной коммуникации и, более того, функционирования моды в целом можно считать состоявшимся лишь тогда, когда отправленные сообщения («моды») достигают своего адресата, т. е. потребителей. И достигают не просто в том смысле, что потребители узнают о них. Акт коммуникации в моде имеет место именно тогда, когда потребители истолковывают полученные сообщения именно как знаки атрибутивных ценностей моды (современности, универсальности, демонстративности и игры), а истолковав таким образом, принимают их, становятся их приверженцами. Естественно, что истолкование и принятие происходят не сразу, и скорость усвоения «мод» потребителями различна: одни воспринимают их раньше, другие — позже. Отрицательное или безразличное отношение к сообщению у большинства потребителей на ранних стадиях модного цикла (цикла 11 из выделенных нами двух видов модных циклов) постепенно сменяется стремлением приспособиться к нему, а затем и потребностью в нем. Потребителей, в зависимости от скорости принятия и усвоения «мод», можно разделить на пять категорий ': 1. «Инноваторы» (обозначаемые в различных исследованиях как «пионеры», «экспериментаторы» и т. п.). Их отличительная черта — склонность к экспериментированию и риску (речь идет об определенной ограниченной области функционирования моды, а не о любых жизненных ситуациях). Это самая малочисленная группа потребителей. 2. «Ранние усвоителп» (иначе называемые '«лидерами», «местными лидерами» и т. п.). Их отличает особое внимание к уважению со стороны окружающих. 3. «Раннее большинство» (обозначаемые также как «подражатели», «ранние последователи» и т. п.). Отличительная особенность индивидов, принадлежащих к этой категории, — рассудительность. 4. «Позднее большинство» (фигурирующие в исследованиях также под названиями «скептиков», «консерваторов» и т. п.). Характеризуются прежде всего скептицизмом. 5. Наконец, «отстающим» («поздним усвоителям», «традиционалистам» и т. п.) свойственна прежде всего ориентация на традицию, поэтому они усваивают модный стандарт только тогда, когда он превращается в традицию ''• 1 В данном случае мы используем типологию, принятую в проблемнойобласти исследования распространения инноваций. См.: Rogers Е. Diffusionof innovations. — Glencoe, 1962. P. 1 58 192; Rogers E., Shoemaker F. Communication of innovations. Л cross-cultural approach. — N. Y.; L., 1971. —P. 174-196. 2 В исследованиях Э. Роджерса, посвященных распространению нововведений, доля каждой из отмеченных категорий была следующем'!: «шшовато-ры» — 2.5%: «ранние усвоителп» — 13, 5%; «раннее большинство» — 34%; «позднее большинство» — 34%; «отстающие» — 16%. См. также: Robin D. Marketing. Basic concepts for making. - N. Y., etc., 1978. — P. 139. Разумеется, приведенная типология представляет собой лишь идеальную модель, а не слепок с реальности. Она призвана способствовать упорядочению всей массы адресатов сообщений, но, естественно, требует гибкости в процессе применения. То же самое относится к делению на пять стадий принятия индивидом модного сообщения (модного стандарта)'. 1. На стадии знакомства индивид подвергается воздействию сообщения, но еще лишен достаточно полной информации о нем. 2. На стадии интереса он включается в поиск информации о сообщении. 3. На стадии оценки индивид в своем сознании как бы примеряет «моду» к настоящим и будущим ситуациям и принимает решение о том, чтобы испытать ее. 4. На стадии испытания он подвергает ее «экспериментальной» проверке для определения соответствия своим потребностям и ценностям социальной среды. 5. На стадии принятия индивид становится приверженцем модного стандарта. С этим делением перекликается ставшая классической схема AIDA, которую используют специалисты в области рекламной практики2. Согласно этой схеме, восприятие рекламного сообщения в идеале проходит четыре фазы: внимание, интерес, желание, действие (например, покупка). Значительная часть модных сообщений в принципе также проходит эти фазы. 1 Это деление, широко употребляемое в исследованиях распространенияинноваций (Rogers Е. Diffusion of innovations. — Glencoe, 1962.— P. 81-86), также применимо в изучении усвоения «мод», как и предыдущее. 2 Школьник Л. С, Тарасов Е. Ф. Язык улицы. - М., 1977. - С. 13-14. Аббревиатура AIDA образована от начальных букв английских слов attention (внимание), interest (интерес), desire (желание), action (действие). Необходимо подчеркнуть, что деление на «производителей» и «потребителей», так же как и подразделения внутри этих категорий, в значительной мере условно. В самом деле, «размножители» в ряде отношений могут рассматриваться как «распространители». Например, издательства и типографии, обеспечивая массовое производство печатной продукции, тем самым участвуют в начальной стадии распространения «мод». Благодаря внедрению маркетинга процесс распространения все больше вторгается непосредственно в производство товаров широкого потребления. Деятели рекламы в наше время все в большей мере выступают не только как создатели образа товара, по и как создатели самого товара. В свою очередь, сам процесс распространения в современную эпоху подвергается индустриализации. И «производители», и «распространители», естественно, сами выступают в роли «потребителей». Последние также могут выступать в роли «творцов», даже не будучи профессионалами. Нередко они активно соучаствуют в процессе производства и распространения модных сообщений. В связи с этим иногда возникает симбиоз производителя и потребителя, который Э. Тоффлер назвал «просюмером» '; наиболее точно это слово можно перевести как «протребитель». Тем не менее несмотря на отмеченные врастания одних стадий и категорий в другие, в целом различия между ними достаточно определенны, поскольку различны их социальные роли в общем процессе модной коммуникации. Процесс этот предстает как цепь сообщений, «мод», постоянно отправляемых от «производителей» к «потребителям» через посредство «распространителей», а также от одних выделенных нами более частных категорий к другим. Но как бы просто ни выглядела эта схема модной коммуникации, любой человек, к какой бы из названных категорий он ни принадлежал, знает, насколько сложен этот процесс создания, передачи и принятия «мод». Движение модных стандартов от стадии творения до их массового потребления полно драматических коллизий, зияющих провалов и рассогласований между отдельными фазами коммуникации. Взаимоотношения между различными категориями ее участников нередко отличаются конфликтами и противоречиями. Сложность процесса продвижения «мод» от производителей к потребителям обусловлена, помимо прочих факторов, тем, что в моде 1 От английских слов producer и consumer. См.: Тоффлер Э. Третья волна // США: экономика, политика, идеология, 1982. — № 11. — С. 95-96. преобладают ретиальные (от лат. геХе — сеть) коммуникативные процессы, т. е. сообщения передаются неограниченному множеству «приемников» информации одновременно'. Аксиальные процессы также происходят в моде, по играют гораздо менее важную роль, чем ретиальные. При этом в процесс получения сообщения вовлекаются те, для кого оно семантически значимо, применительно к моде — потребители, приписывающие сообщению модные значения, ценности моды. Обеспечить надежную обратную связь в ретиальных системах коммуникации намного труднее, чем в аксиальных. Отсюда высокая степень неопределенности, а отчасти даже непредсказуемость дальнейшей судьбы модных сообщений, отправляемых производителями в надежде, что они достигнут адресата и будут восприняты и приняты им соответствующим образом. Характеризуя подобную ситуацию неопределенности в коммуникации посредством литературных произведений, известный французский специалист в области социологии литературы Р. Эскарпы писал: «Начиная с момента, когда его послание отправлено, т. е. с момента издания его произведения, автор не может ни улучшить содержание книги, ни проконтролировать ее маршрут, ни определить адресата, пи проверить, получена ли она, ни руководить ее чтением и толкованием. Это самое настоящее путешествие, из которого не возвращаются» -. То же самое можно сказать о многих, если не обо всех, видах произведений, попадающих в орбиту модных значений. Конечно, при «переиздании» в произведение можно внести изменение, но это будет уже другое, новое размноженное сообщение. Существует и другая трудность в процессе модной коммуникации. Несмотря на то что «язык» моды в принципе знаком ее участникам, так как все они — приверженцы ее атрибутивных ценностей, тем не менее каждая новая «мода» — это хотя и ожидаемый, но еще неизвестный знак этих ценностей. Нечто подобное происходит тогда, когда человеку сообщают новое слово, обозначающее уже известное ему явление. Отсюда каждый раз в ситуации модной инновации возникает необходимость, с одной стороны, выбора соответствующих сообщений (знаков модных ценностей), с другой — ознакомления и приучения к ним участников моды. 1 В отличие от аксиальных коммуникативных процессов, предполагающих передачу сообщений строго определенным «приемникам» информации (см.: Брудный А. А. Понимание и общение. — М, 1989. — С. 8). - Эскарпи Р. Революция в мире книг. — М., 1972. — С. 4 1. Третье серьезное препятствие в ходе модной коммуникации — существование множества различий и противоречий во «внешних» ценностях участников моды, в пх социально-экономическом положении, культуре и т. д. Наконец, еще одно препятствие на нуги движения «мод» состоит в том, что специфические интересы каждой из категорий могут становиться самодовлеющими, вследствие чего модная коммуникация перестает выполнять свои функции. Эффективность процесса модной коммуникации связана с преодолением перечисленных и множества других барьеров. Как уже отмечалось, необходимое условие функционирования моды — избыточность поступающих в сферу модной коммуникации культурных образцов. Вследствие этой избыточности, образуемой благодаря доступу участников к культурному наследию разных народов, нововведениям в различных областях социально-экономической и культурной жизни и, наконец, благодаря множеству собственно «мод», создаваемых «творцами», возникают необходимость и возможность отбора сообщений для процесса модной коммуникации. Каждая категория участников моды осуществляет отбор «мод» из предлагаемых на предыдущих стадиях коммуникации. Таким образом, «изготовители», «размножители», «распространители» выполняют функцию «привратников» (термин, употребляемый в работах по массовой коммуникации), находящихся на входе и выходе соответствующих стадий коммуникации, отвергая одни потенциальные стандарты и объекты и пропуская дальше другие. Окончательный отбор осуществляется на конечной фазе коммуникации самой массовой категорией — потребителями. Весь описанный цикл коммуникации можно представить схематически (рис. 4). Теперь мы можем уточнить наше понимание «модного цикла II»: он совершается тогда, когда полностью осуществляется коммуникация между производителем и массовым потребителем. Но последняя фаза коммуникативного цикла — потребление — в то же время составляет предфазу следующего, нового цикла, когда производитель, готовясь к отправлению нового «сообщения» (модного стандарта), опирается на сигналы, полученные от массового потребителя. Без обратной связи от потребителя к производителю модная коммуникация невозможна. Таким образом, потребление — не только конечная стадия коммуникативного цикла в моде, но и в определенном смысле его отправной пункт. Рис. 4. Процесс модной коммуникации В процессе коммуникации от.тельпые категории участников не просто отбирают и распространяют «моды» и объекты в готовом виде. Все эти категории воздействуют на отправляемые сообщения и друг на друга. В принципе возможны (и существуют в действителыюстп) две противоположные, но взаимодополняющие стратегии модной коммуникации. Первая из них состоит в приспособлении сообщении («мод») к последующим (разам коммуникации и соответствующим категориям участников моды. Иными словами, производители приспосабливают сообщение к распространителям, а обе эти категории — к потребителям. Такое же приспособление происходит по отношению к разновидностям производителей (в частности, к изготовителям, размножителям) и распространителей (например, работники рекламы приспосабливают свои сообщения к сфере торговли). Другая стратегия состоит, наоборот, в приспособлении последующих фаз коммуникации и соответствующих категорий участников к отправляемым сообщениям. Речь идет о различных формах воздействия производителен на распространителей и обеих этих категории на потребителей с целью внедрения «мод». 2. Кто важнее в моде? Исследователи и практики высказывали различные, нередко противоположные точки зрения по поводу соотносительной роли отдель- пых категорий участников моды. Отсюда вытекали и различия в оценках эффективности каждой им отмеченных стратегий. Некоторые исследователи считали, что «моды» возникают и утверждаются в массовом потреблении по воле предпринимателей-капиталистов. Еще В. Зомбарт писал: «...При возникновении современной моды роль потребителя ограничивается минимумом; двигательной силой в этом процессе во всяком случае является скорее капиталистический предприниматель» '. С тех пор эта точка зрения с различными вариациями высказывалась неоднократно. Другие исследователи, однако, резонно указывали на то, что возможности предпринимателей ограничены, во-первых, взаимной конкуренцией, во-вторых, влиянием на «моды» других категорий, к которым предприниматели вынуждены приспосабливаться, наконец, в-третьих, особенностями функционирования моды в целом. Так, известный лингвист и культуролог Э. Сепир писал: «Те, кто знаком с историей моды, решительно высказываются о неспособности бизнеса бороться с тенденциями моды, вызванными различными психологическими факторами. Некая мода абстрактно может быть эстетически привлекательной, но если она противоречит тенденции или не способствует введению повой тенденции, борющейся за признание, она может полностью провалиться»2. Широко дискутировалась роль дизайнера-творца в соотношении с другими категориями, с которыми ему приходится взаимодействовать. Американский леворадикальный социолог Р. Миллс в статье с характерным названием «Промежуточный человек: дизайнер» подчеркивал зависимость дизайнера в капиталистическом обществе от аппарата извлечения прибыли. Утверждение о том, что дизайнеры дают потребителям то, что хотят последние, он назвал «Большой Ложью массовой культуры» и «испор- 1 Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. — СПб., 1904. — С. 23. - Sapir Е. Fashion // encyclopaedia of the Social Sciences. — N. Y., 1931. Vol. 6. — P. 113. ченного» искусства. «Аппарат продажи, участниками которого теперь являются многие дизайнеры, работает больше па создание желаний, чем на удовлетворение желаний, которые уже существуют. Потребителей приучают " хотеть" то, что им больше всего демонстрируют. Желания не рождаются в неуловимых сферах личности потребителя; они формируются тщательно разработанным аппаратом шумихи и моды, убеждения и обмана» '. Альтернативой такому положению дизайнера Миллс считал утверждение новой системы основных ценностей, из которых особо выделял ремесленничество, составляющее, по его мнению, подлинны]"! источник человеческого развития и объединяющее в себе искусство, науку и обучение2. Сравнивая значение дизайнера и потребителя в модных инновациях, американский исследователь Д. Робинсон в противовес Р.Миллсу утверждал, что в истории стиле]'] «орган нововведения в области вкуса изначально и неотъемлемо находится на стороне потребителя» и что «подлинный характер модных изменений, какими бы случайными и внешними они ни казались с точки зрения экономиста, весьма материально влияет на изменения в структуре, технике и даже в размещении промышленности»3. Полемизируя с Д. Робинсоном, У. Рейнольде доказывал, что моды представляют собой, по социологической терминологии, разновидность «самосбывающихся пророчеств» и возникают в результате своего рода соглашения между дизайнерами, которые реагируют на общие ситуационные стимулы и друг на друга, причем поведение потребителя составляет лишь один из стимулов. Этот тезис автор детально иллюстрирует примером из истории стилевого развития легкового автомобиля, где в 1950-1960-е гг. утвердилась «мода» на широкую заднюю стойку кузова. Смена узкой стойки широкой объясняется, во-первых, логикой развития самого процесса формообразования, необходимостью приспособления стойки к стилевому облику смежных частей автомобиля, сложившемуся в конце 1940-х гг., во-вторых, эффектом «самосбывающегося пророчества». «Вера в то, что тенденция существует, создает для нее дополнительные стимулы, — пишет Рейнольде. — Так, по-видимому, произошло с широкой стойкой, и это может быть верно в отношении моды вообще. Мода возникает тогда, когда среди твор- 1 Mills С. Man in the middle: the designer // Power, politics and people. TheCollected Essays of C. Wright Mills. - N. Y., 1963. - P. 381. 2 Ibid. - P. 83. 1 Robinson D. The Styling and transmission of fashions historically considered // The Journal of Economic History, 1960. Vol. XX. — M> 4. — P. 587. цов моды существует согласие но поводу того, что та или иная вещь в моде или будет в моде. Творцы моды находятся в состоянии, которое можно назвать " взаимозависимостью предположений" '; для них важно достичь согласия, и они быстро реагируют на направление идеи, поставляемых их коллегами»2. Рейнольде не отрицает полностью роль потребителя, признавая, что его поведение — один из стимулов, на которые реагируют дизайнеры. Кроме того, потребитель может налагать вето на продукцию дизайна, отвергая ее на рынке1. Однако инициатива в области моды в современную эпоху, по мнению Рейнольдса, находится главным образом в руках дизайнеров-творцов. Многие исследователи подчеркивают, что между производителями и потребителями существуют отношения взаимозависимости, которые они так или иначе должны учитывать в своей деятельности. «Бесспорно, корпорация, благодаря маркетингу своих продуктов, необходимости менять модели, благодаря конкурентной борьбе за внимание потребителя и использованию промышленного дизайнера, играет первостепенную роль в определении характера общественного вкуса. Но корпорация может только уговаривать, она не может командовать. Эксперты в области моды настаивают на том, что изменения в стиле не могут быть навязаны публике, а дизайнер и изготовитель не могут пустить в ход новый стиль, как бы хорош он пи был для бизнеса, до того, как состояние сознания публики будет таким, чтобы принять его», — писал Р. Лайнс*. В более лапидарной форме подобное утверждение было ранее высказано известными социальными психологами Р. Лапиром и П. Фарн-свортом: «Существует старая пословица, так же верная по отношению к женщинам и их одежде, как и по отношению к лошадям и воде: " Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете заставить ее пить"» •'. В ряде исследований утверждается всесилие распространителей, их решающая роль в коммуникативном процессе. Так, французский исследователь Ж. Бонифос подчеркивал особое значение распространи- ' Этим термином автор обозначает тот факт, что в своих проектных решениях одни группы дизайнеров обязательно должны считаться с другими. 2 Reynolds W. The wide C-Post and t he fashion process //Journal of marketing, 1965. - Vol. 29. - № 1. - P. 49. 3 Ibid. P. 53-54. * Lynes R. The Tasteniakers. - N. Y., 1954. - P. 105-118. ■ ' La Piere R., Farnswonh P. Social Psychology. 2" '1 ed. - N. Y.; L, 1942. -P. 362-363. теля «индустрии культуры»: «Он продвигает фильм, который считает рентабельным, и тормозит фильм, который считает обреченным на провал... или который ему не нравится» '. В результате анализа массового искусства во Франции Бонифас приходит к следующему выводу: «Можно в итоге утверждать с любыми желаемыми нюансами, что культура в результате абсурдного парадокса не принадлежит ни тем, кто ее производит, ни тем, кто ее потребляет»2. Многие социологи справедливо подчеркивают факт индустриализации не только процесса «производства» культурных «мод», но и их распространения в индустриальных обществах. Так, американский социолог П. Хирш, исследовавший деятельность трех предприятий индустрии культуры (коммерческого издательства, киностудии и компании по производству грампластинок), выявил три стратегии, используемые ими с црлью уменьшения зависимости от внешнего окружения и изменчивости спроса: использование специальных работников для осуществления контактов с внешним миром; перепроизводство и разнообразное продвижение новых товаров; кооптация «привратников» из средств массовой коммуникации. «Массовые коммуникации составляют институциональную подсистему системы культурной индустрии. Распространение отдельных мод или блокируется, или облегчается на этом стратегическом контрольно-пропускном пункте»3. Обратная связь от потребителей, в форме цифр продажи и т. п., подсказывает производителям и распространителям культурных инноваций, какие эксперименты могут быть успешно продолжены, а какие должны быть приостановлены. Но выбирает потребитель из тех вариантов, которые предварительно отобраны для него в системах культурной индустрии. «Этот процесс аналогичен предварительному отбору кандидатов на выборах политическими партиями, за которым следует обратная связь от избирателей в виде избирательной урны. Упорядоченность событий и возможность только двух результатов на каждом контрольно-пропускном пункте напоминают марковский процесс» 4. 1 Boniface]. Arts de masse et grand public (La consommation culturclle en France). - Paris, 1961. - P. 82. 4bid.-P. 143. 3 Hirsch P. Processing fads and fashions: An Organization-set analysis of cultural industry //American Journal of Sociology, 1972. — Vol. 77. — № 4. — P. 649. 1 Ibid. - P. 649. 5 Зак. 715 В сверхцентрализованных и сверхбюрократизированных обществах тоталитарного типа коммуникация между производителями и потребителями вообще, и в моде в частности, особенно затруднена вследствие экономической неэффективности, множества идеологических препятствий и полного отсутствия ориентации на реальные интересы, мнения и желания потребителя, рассматриваемого властвующей элитой главным образом как объект контроля и воспитания. Так, в период «застоя» в СССР существовало множество барьеров, выстраивавшихся многочисленными «привратниками» на пути продвижения произведения. Такое положение сочеталось со сложной системой разного рода гласных и негласных запретов, преодолеть которые новому произведению если изредка и было возможно, то только путем формального или неформального подключения к механизмам политической власти. Приведем краткое описание маршрута рукописи рядового писателя (не начальника в литературно-бюрократической иерархии), удивительно напоминающее процедуры, описанные Ф. Кафкой в «Замке». Рукопись «сначала рассматривалась двумя-тремя рецензентами, затем, если она была рекомендована к печати, на нее писал отзыв член редсовета, потом давал письменное заключение редактор, после этого читал заведующий отделом, нередко замыкал эту издательскую цепочку главный редактор или один из его заместителей. И это еще не все. Готовая к печати рукопись шла в Главлит. По дороге туда она могла завернуть на " черный" отзыв в Госкомиздат» '. Такое же положение существовало и в других областях творческой деятельности. Особенно энергично во многих исследованиях подчеркивается роль рекламы в коммуникативном процессе. Последняя нередко изображается как поистине чудодейственная, мистическая сила, которой принадлежит неограниченная власть над волей и сознанием потребителя, способность внушить ему все, что угодно производителю, торговле и самой рекламе. Иногда такое представление проистекает от самой рекламы: в этом случае оно становится своего рода «саморекламой рекламы». В других случаях, наоборот, взгляд на всесилие рекламы внушается ее противниками, предостерегающими потребителя от ее происков, обмана и злоупотреблений. Наиболее примечательным примером работ такого рода может служить широко известная книга американского журналиста и социолога В. Паккарда «Тайные увещеватели» (1957), выдержавшая впослед- 1 Вшиляпский В. «Гражданская война» в литературе, или О том, как помочь читателю Льва Николаевича // Огонек, 1988. — № 43. — С. 8. ствии множество изданий'. В доступной публицистической форме автор показал, что вопреки декларируемой заботе об интересах потребителя реклама и вся стратегия производства и продвижения товаров направлены прежде всего на извлечение прибыли. Паккард нарисовал в целом впечатляющую картину манипулирования потребителем. И тем не менее роль рекламы в его работе, так же как и во многих других, в том числе отечественных, выглядит непомерно значительной. «Короли» американской рекламы Э. Дихтпер, Л. Ческин, Д. Вайкери, опиравшиеся в своей деятельности на методы психологического воздействия на подсознание, выглядят в книге просто всесильными, способными внушить любому человеку желание купить любой ненужный ему товар. Насколько «тайные увещеватели» представляются Паккардом всемогущими манипуляторами поведением потребителей, настолько потребители в его изображении выглядят наивными простаками, готовыми под воздействием рекламы на любые иррациональные поступки. Несомненно, факты одурачивания потребителя и злоупотребления, основанные на его сознательной дезинформации с целью извлечения максимальной прибыли, встречаются в странах Запада. Но в тех случаях, когда речь идет о качественных товарах, успех самого качества нередко приписывается эффективности рекламного воздействия. Сенсационные разоблачения, публикуемые в социологических бестселлерах вроде паккардовских, парадоксальным образом служат пропаганде мифа о всесилии рекламы, становятся одним из средств «рекламы рекламы»2. Тому же мифу служат широковещательные сообщения о колоссальных суммах, затраченных на рекламу того или иного товара: сами эти 1 Packard V. The Hidden Persuaders. 22'" ' print. — N. Y., 1974. См. также егокнигу «The Waste Makers», посвященную искусственно насаждаемому в интересах бизнеса иррационализму в массовом потреблении американцев. 2 Любопытный факт приводит в своей автобиографии Э. Дихтпер, один изстолпов американской рекламы, разоблачаемых В. Паккардом. В специальной главе, названной «Спасибо, мистер Паккард», он подчеркивает важнуюроль, которую книга Паккарда сыграла в популяризации деятельности Дих-тпера и руководимого им Института мотивационных исследований, основанного в 1946 г. «Поскольку я упоминался почти на каждой странице, я стализвестен как главный злодей — Главный Тайный Увещеватель, — пишет Э. Дихтпер. — Некоторые из моих клиентов, прочитавших книгу, шутливо говорили мне: " Мы хотели бы, чтобы вы были хотя бы наполовину так хороши, как Паккард вас изображает". Другие серьезно подозревали меня в том, что язаплатил Паккарду за написание книги. Когда я напоминал им, что он на менянападает, ато, по-видимому, не производило на них никакого впечатления» (DichterE. Getting Motivated. - N. Y., 1979. - P. 82). сообщения служат, с одной стороны, рекламой товара, а с другой — рекламой его рекламы. Реклама некачественного продукта в лучшем случае дает кратковременный эффект и довольно быстро дискредитирует и производителя, и распространителя. Именно поэтому серьезные деятели рекламы, как правило, берутся за рекламирование только заведомо качественных товаров, а корпорации вкладывают большие деньги преимущественно в рекламу именно таких товаров, которые дают основание рассчитывать на успех их продвижения. Очевидно, однако, что продвижение это не происходит само собой, и как раз для того, чтобы оно было более эффективным, и используется реклама в этих случаях. Резюмируя результаты некоторых исследований эффективности рекламы, Ж. Бонифас утверждал: не доказано, что реклама меняет что-либо в состоянии рынка, за исключением трех случаев. Во-первых, реклама эффективна главным образом по отношению к... самим предпринимателям, которые охотнее продвигают марки товаров, которые они обеспечили наибольшей рекламой. Во-вторых, она относительно эффективна внутри специфического рынка (автомобили, косметика, моющие средства, сигареты), где она может вызывать переключение покупателей от одной марки к другой до 10 %, изредка до 20 %, не более. В-третьих, эффективность возможна тогда, когда продукт находится на восходящей фазе своего жизненного цикла1. К аналогичному выводу пришли французские исследователи К.Доре-мюс и Ж. Сотре: «...Когда какая-то отрасль экономики находится в упадке, реклама не имеет больше никакого эффекта. Напротив, это укрепляющее средство для крепких!»2. «Реклама — это признак или причина процветания?» — риторически вопрошали они, явно склоняясь к первому варианту ответа на поставленный вопрос3. Помимо прочего, эффективность рекламы ограничена конкуренцией рекламы других товаров и возникновением у потребителей стойких антирекламных установок, вызванных такими явлениями, как контрсуггестия (фильтры недоверия) \ эффектом бумеранга в результате 1 Boniface J. L'Homme consommateur. Victimc ou complice? — Paris, 1976. —P. 132-133. 2 Doremus C, Sautray G. Consommateurs ou consommes? -- Paris, 1973. — P. 55. 3 Ibid. A Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история (элементарное социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества) // История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анцыферовой. — М„ 1971. слишком интенсивного рекламного воздействия ', фактами прямой дезинформации и т. д. На наш взгляд, уроки развития рекламы на Западе следует учитывать в нашей практике продвижения товара и услуг к потребителю. И главный из них состоит в том, что хорошая реклама не может служить компенсацией плохого качества; это лишь средство доведения высокого качества до потребителя. Старая истина о том, что «хороший товар сам себя хвалит», и сегодня остается актуальной, что, разумеется, не исключает необходимости эффективной рекламы, непосредственно включенной в общий процесс коммуникации между всеми категориями участников. Непременное условие эффективности рекламы в этом процессе — не просто передача информации о модных стандартах от производителей к потребителям, но и активное участие в формировании самих этих стандартов, учитывая в первую очередь особенности конечного адресата — массового потребителя. Особая роль последнего в процессе коммуникации, по-видимому, не нуждается в специальном обосновании. Без достижения стадии потребления предыдущие стадии, разумеется, бессмысленны с точки зрения процесса общественного воспроизводства, и знаковую функцию отправленного сообщения («моды») нельзя считать выполненной. «...Только в потреблении продукт становится действительно продуктом. Например, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, фактически не является действительным домом»2. Эти слова К. Маркса в полной мере относятся к продуктам, функционирующим в сфере коммуникации: каждая «мода» становится «модой» лишь тогда, когда она достигает стадии потребления. Из предыдущего следует, что часто обсуждаемый вопрос о том, кто из участников (производители, распространители или потребители) играет в моде основную роль (кто ее создает, определяет, «утверждает» и т. д.), в общем виде не может быть решен, так как он неправильно сформулирован. В общем виде проблема «кто важнее в моде?» подобна старой проблеме курицы и яйца. Из представления о меде как о коммуникативном процессе вытекает, что каждая категория участников моды выполняет свою функцию, определяемую ее местом в системе 1 Шерковин Ю. А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость // Прикладные проблемы социальной психологии. — М., 1983. — С. 140-142. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. — Т. 12. — С. 717. модной коммуникации. Отдельные «моды» предстают, таким образом, как результат последовательного отбора из различных соперничающих культурных образцов и их приспособления к последующим стадиям коммуникации вплоть до потребления (до этой стадии они лишь потенциальные «моды»), В свою очередь, различные категории участников в процессе коммуникации приспосабливаются к «модам» и друг к другу. 3. Смена «мод» — это смена сообщений Все рассмотренные категории участников моды не просто производят, распространяют и потребляют модные стандарты. Все они «делают» их «модами». Это значит, что все они устанавливают связь отдельных мод: 1)с ценностями моды; 2) с другими «модами» (теперешними, прошлыми, а производители — и с будущими); 3)с поведением других категорий участников моды и своим собственным1. Ценности моды циркулируют в обществе, они как бы «блуждают» в нем; производители же создают для этих ценностей соответствующие им в данное время знаковые средства, а именно такие, которые в наибольшей мере пригодны для последующего распространения и потребления в качестве «мод». При этом и производители, и распространители определенным образом соотносят отдельные «моды» с другими «модами» в той же самой или в других областях социально-экономической и культурной жизни. Как уже отмечалось, в процессе модной инновации они связывают «новомодный» стандарт со «старомодным», резко противопоставляя их во времени и фиксируя общественное внимание на любых нюансах, отличающих «новомодное» от непосредственно предшествующего модного стандарта. На высших фазах модного цикла, когда «мода» в какой-либо области получает всеобщее признание, она, подобно магниту, оказывается облепленной другими, сопутствующими «модами», которые либо имитируют ее, либо становятся ее неизменными спутниками. В результа- ' В целом это соответствует трем аспектам функционирования знаков, выделяемых в семиотике: 1) семантике (отношение знаков к обозначаемым объектам): 2) синтактике (отношение знаков к другим знакам); 3) прагматике (отношение знаков к поведению). те образуется нечто вроде сгустков или пучков «мод», концентрирующихся вокруг одного, наиболее популярного, модного стандарта. Примерами могут служить «дискостиль» или «джинсовый» стиль (вплоть до джинсовых чашек), охватывающие самые различные стороны бытового поведения. Тот же принцип действует и в присоединении производства и продажи самых разнообразных товаров к знаменитым французским домам моделей '. Некоторые известнейшие модельеры, например, Нина Риччи, подавляющую часть своих доходов получают не от моделирования одежды, а от производства и продажи парфюмерии. Большинство же главных творцов моды продают лишь свои имена. Духи Кардена производит и продает американская фирма «Шалтон», духи Лароша — фирма «Лореаль», парфюмерию Кристиана Диора — концерн «Моэт-Эннесси», духи Карвена — компания «Скриппс-Кокран» (США) и т.д. Если фирма «Чарли» ставит на флакон с духами имя Ива Сен-Лорана вместо своего, ему выплачивают один процент розничной цены. Практика такого рода уже распространяется не только на парфюмерию, но и на чулки, шарфы и даже на шоколад и сардины в банках. Модный стандарт как бы осеняет своим благословением самые разнообразные товары. Другое проявление того же принципа — серийность: наборы изделий, многосерийные фильмы, романы с продолжениями и т. п. «растягивают» модный стандарт в пространстве или во времени. Роль знаков модных ценностей играют и люди, которые также выступают в качестве своеобразных модных стандартов. Речь идет о тех индивидах, которые на более или менее длительный период оказываются «в моде». Это так называемые «звезды», «кумиры», «идолы», «властители дум», наделяемые модными значениями. Создание звезд может быть делом рук отдельных категорий производителей, распространителей или их собственных. Бывает и так, что наделяют их модными значениями сами потребители, иногда даже вопреки собственной воле «звезд». Рассмотрим шесть типов «звезд», или «символических лидеров», описанных американским социологом О. Клаппом2. 1 Зельдин Т. Парижские модельеры // За рубежом, 1987. — № 29 (1410). — С. 17-18. 2 Klapp О. Symbolic Leaders. Public drames and public men. — Chicago, 1964. —P. 42-52. 1. Драматический герой. Лидер такого рода и его деятельность служат для публики средством идентификации и образцом для подражания. То, что он делает, его драматическая роль представляется аудитории как замещающий опыт. Когда люди идентифицируют себя с ролью героя, они испытывают обычно волнующее чувство подъема, триумфа или выдающегося достижения. Если герой играет роль, которая служит группе или ее ценностям, люди испытывают также чувство безопасности и комфорта. Вот некоторые типы героев: чемпион; защитник; крестоносец; мученик; моральный герой — образец честности; создатель модных пластинок, стилей; «уравновешенный» (всегда знающий, как правильно поступить); выдающийся любовник; человек, сделавший себя сам, и т. д. 2. Неподкупный. Этот тип выполняет для людей замещающим образом то, что им нравится, но что они реально не могут и не стараются делать. Такого рода символическая фигура обеспечивает людям удовлетворение и комфорт, хотя она и не является «работающим образцом». Неподкупный выполняет функцию компенсации. 3. Объект желания. Лидер этого типа обеспечивает публике прямо то, что она хочет, но делает это не столько через свою роль, сколько через свою личность. Аудитория стремится использовать его непосредственно, насколько возможно, как объект: через рассматривание, слушание, осязание, воображение. Такие фавориты публики не только привлекают последователей, но и легко становятся товаром, за который публика готова сразу платить. Один из их важнейших социальных эффектов — организация массового спроса в таких институтах, как театр, кино, конкурсы красоты и талантов и т. п. 4. Популярные злодеи. Многие фавориты публики привлекают ее внимание не потому, что нравятся ей или служат для нее объектом идентификации, но потому, что ненависть временами развлекательна, и люди хотят видеть, как плохой парень проигрывает, в то время как хороший побеждает. Здесь имеет место парадокс популярной непопулярности или любимого злодея. Одна из его важных функций как лидера — дать кому-то другому сыграть роль героя. Его собственная роль — быть козлом отпущения, в то время как аудитория идентифицирует себя с тем, кто (как она надеется) победит его. 5. Комическая фигура. Обычно клоун не рассматривается как лидер, но (как и в случае со злодеем) необходимо пересмотреть этопредставление. К символическим функциям комических фигуркак лидеров относятся: • быть мишенью, козлом отпущения или инициатором комической агрессии; • высказывать смелые суждения, дозволяемые неприкосновенностью роли шута; • в обоих названных случаях комическим образом служить справедливости; • комическими средствами обеспечивать для аудитории облегчение от серьезных сторон жизни; • создавать у аудитории ощущение единства и превосходства над «дураком»; • даже если лидерство «дураков» (и злодеев) не производит впечатления на аудиторию, впечатляет их способность наделять силой героев; • вызывать симпатию и сочувствие к неудачнику. 6. Популярная жертва. Личность, вызывающая симпатию и не являющаяся героем или комической фигурой, в определенном смысле может считаться символическим лидером. Не все несчастныелюди вызывают симпатию людей, но те из них, кто ее вызывают, могут пробуждать глубокое чувство и привлекать внимание назначительное время. Все перечисленные типы в трактовке О. Клаппа могут считаться лидерами в том смысле, что они влияют на чувства и поведение людей, изменяют состояния сознания и направленность действий публики. «Есть основания полагать, что высокая текучесть символических лидеров указывает на неустанный поиск идентичности в обществе» '. «Звезды» — одно из наиболее эффективных сообщений в процессе модной коммуникации, они оказывают огромное влияние на адресатов. Популярность их, особенно благодаря средствам массовой коммуникации, достигает громадных масштабов, а эмоциональное воздействие столь велико, что нередко вызывает у адресатов любовь, поклонение, 1 Klapp О. Symbolic Leaders. Public drames and public men. — Chicago, 1964. — P. 261. обожание '. Разумеется, современникам часто трудно провести грань между модной «звездой» и выдающимся творцом, тем более, что одно отнюдь не исключает другое: многие подлинно выдающиеся творцы были одновременно и модными «звездами». Но время все расставляет по своим местам, и раньше или позже становится ясно, идет речь только об участии в модной коммуникации или о чем-то большем. Очевидно, что вместе со «звездой» модными сообщениями служат и присущие ей образцы поведения, и окружающие ее вещи. В свою очередь, сами «звезды» используют уже наделенные модными значениями вещи, что усиливает их знаковую функцию в моде. «Звезды» нередко служат для рекламы вещей, т. е. выступают как живые знаки модных стандартов, воплощенных в товарах. «Звезды» вместе с другими модными стандартами нередко образуют «созвездия» — сплавы модных стандартов, способствующие процессу коммуникации2. Особое значение «звезды» имеют в явлении фасцинации, чрезвычайно важном для любой коммуникации, а модной, вероятно, в особенности. Слово фасцинация (понятие введено известным советским ученым Ю. В. Кнорозовым) латинского происхождения и во многих языках означает буквально «волшебство», «обаяние», «гипноз». Фасцинация представляет собой свойство сообщения привлекать и удерживать внимание адресата, создание у него установки на прием сообщения. «Фасцинация — это как бы " позывные", которые несет сообщение и которые заставляют адресата настроиться на прием» ! . Без фасцина-тивности нет и не может быть модной коммуникации л. Эффективность фасцинации определяется в большой мере энергией, мастерством и талантом производителей и распространителей, их способностью учесть особенности адресата. Поэтому, естественно, составить некий перечень 1 Многочисленные примеры подобного рода см.: Акивис Д. Девочка у театрального подъезда // Молодой коммунист, 1985. — № 8; Васшинина И. АллаПугачева. Какова она сегодня // Театр, 1984. — № 3; Василипина И. Еще разоб Алле Пугачевой // Театр, 1985. — № 1; Зоркая II. «Звезда» эстрады на телеэкране // Телевизионная эстрада. — М., 1981. — С. 137-138. 2 Характерно, что в теории и практике маркетинга «звездой» принято называть наиболее популярный товар, пользующийся определенное время устойчивым спросом. В этом проявляется тот факт, что и люди, и вещи могутслужить знаками модных ценностей. 3 Шрейдер Ю. А. Логика знаковых систем (элементы семиотики). — М., 1974.-С. 61. 1 Ср. истолкование Гегелем моды как «дразнящей красоты». или каталог фасцинативных средств невозможно и не нужно, хотя в отдельных профессиональных сферах, например, в дизайне или рекламе, ряд таких методов и приемов известен. Можно сказать, что тайна фасцинации кроется в тайнах профессионального творчества. «Вечного катализатора, как и вечного двигателя, не существует, — пишет психолог Л. Войскунский. — Дело в том, что эпигоны от искусства моментально превращают исключение в правило, и вчерашняя фасцина-ция парадоксальным образом начинает активизировать работу фильтров. И это происходит не только в искусстве» '. Фасцинативность заключается главным образом не в особых средствах, сопровождающих модное сообщение, а в самом сообщении: в модном стандарте и реализующем его объекте. Особые средства фасцинации — это реклама, упоминавшиеся выше механизмы новостей, новинок, сенсаций и т. д., а также, как отмечалось, «звезды» — живые эмблемы ценностей моды2. В этом же ряду можно назвать упаковку и сопроводительную документацию товаров(инструкции по пользованию, проспекты, каталоги, буклеты и т. п.). Даже название товара может обладать фасцина-цией и, таким образом, привлекать к нему потребителей, а может быть лишено этого качества, отпугивая потребителя или оставляя его равнодушным. Присвоение имени товару поэтому становится делом столь же важным, сколь и непростым. Только в США имеется около миллиона наименований товаров, что вызывает у производителей немало трудностей при выборе наименований новых изделий и заставляет их много работать над этим. По словам И. Бахрах, руководи- ' Войскунский А. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. 2-е изд. - М., 1990. - С. 126-127. 2 Нечто вроде этого свойства имеет в виду герой романа английской писательницы А. Мэрдок: «Звезда — своеобразное явление. Это совсем не то же самое, что хорошая киноактриса; дело тут даже не в обаянии и не в красоте. Чтобы стать звездой, требуется некое чисто внешнее свойство, именуемое eclat (фр. «сияние», «сверкание», «блеск». — А. /".)» (Мэрдок А. Под сетью. — М., 1966.-С. 35). теля специальной лаборатории по разработке и испытанию наименований (США), «множество новых продуктов... терпят неудачу просто потому, что носят скучные, бессмысленные названия» '. В нашей стране эта проблема пока не имеет столь важного коммерческого значения (если не считать деятельности на внешнем рынке), однако в той мере, в какой будет утверждаться рынок, она будет актуализироваться. Социально-психологическая и культурологическая роль названий сейчас, безусловно, часто оказывает резко отрицательное влияние на массовое сознание, будучи порождением и зеркалом определенных социально-исторических эпох и обстоятельств. Это относится, конечно, к названиям не только товаров, но и магазинов, кафе, ресторанов и т. п., не говоря уже о наименованиях улиц и городов, о чем публицистами написано и сказано уже немало. Убожество технобю-рократического сознания, в чьем ведении на протяжении десятилетий находилось присвоение названий, в полной мере обнаруживает себя в этом процессе. Анализ этих названий — интересный и поучительный предмет специального исследования. Здесь же упомянем лишь повсеместность некоторых штампов, отражающих однообразие мышления и не позволяющих идентифицировать объект, выделить его из себе подобных, вроде кафе «Дружба» или товара «Электропика» (название, охватывающее несметное множество товаров — от детских игрушек до магнитофонов и бытовых печей), а также слащаво-уменьшительно-ласкательных названий женских имен («Машенька», «Катснька» и т. п.), деревьев («Березка», «Ивушка» и т. п.) и т. д. Возможно, в самом начале эти названия хорошо выполняли свою функцию и обладали привлекательностью, но, превратившись в универсальный штамп, стали повсеместно вызывать скуку и отвращение. Уместно вспомнить в этой связи слова Г. Гейне о том, что первый человек, сравнивший женщину с цветком, был великим поэтом, второй же, сделавший это, был обыкновенным болваном. Иногда фасцинативности модных стандартов стремятся добиться любой ценой: ее провоцируют посредством эпатажа, утрированной экстравагантности, муссирования и смакования разного рода социальных и личностных отклонений, любых скандалов2. Разумеется, с социальной и нравственной точек зрения такие методы неприемлемы. Однако необходимость самой фасцинативности в процес- 1 Rachman D. Marketing today. - Chicago, etc., 1985. - P. 242. 2 Многочисленные факты такого рода из самых различных областей массовой культуры в западных странах можно найти в работе польского публициста М. Березовского «Непременно скандал» (М., 1986). се модной коммуникации не вызывает сомнений. Фасцинативность — мощный фактор осуществления коммуникации, преодоления барьеров на пути движения «мод». К тому же фасцинативность противостоит скуке, явлению отнюдь не безобидному в социальном плане. Скука — настоящий бич нашего общества, один из источников преступности и многих других социальных проблем. Выше отмечалось, что коммуникативный процесс в моде осуществляется всеми категориями ее участников. Но различные категории участвуют в нем с различной степенью активности и эффективности. Если деятельность производителей и распространителей недостаточно активна и эффективна, то модный знаковый спрос со стороны потребителей начинает превышать модное знаковое предложение. В результате это порождает повышенную активность потребителей в поисках модных стандартов, «мед». Не обнаруживая этих сообщений со стороны производителей и распространителей, потребители либо сами начинают создавать и распространять их, либо ищут (и находят) их вне своего общества. Именно такая ситуация сложилась в условиях государственно-монополистической экономики СССР, основанной на дефиците, где в процессе модной коммуникации потребитель оказался более активной силой, чем производитель и распространитель; последние всегда отправляли потребителям очень мало разнообразных и оригинальных модных стандартов и к тому же делали это не очень энергично и эффективно. Государственный монополизм и полное устранение нормальной конкуренции в сфере производства и распределения привели к небывалой конкуренции в сфере потребления. Отметим в этой связи, что часто употребляемое выражение «диктат производителя» не совсем точно представляет эту ситуацию в коммуникативном взаимодействии. Ведь любой «диктат», любая «диктатура» предполагают своего рода интерес к своим объектам с целью достижения некоего эффекта. В данном же случае имеет место скорее индифферентность производителя в отношении адресата его продукции — потребителя. Дальнейшая судьба посланного им «сообщения» мало волнует производителя-монополиста в условиях дефицита и конкурентной борьбы среди потребителей: они «никуда не денутся». Сложившиеся социально-экономические механизмы не стимулировали производителя участвовать в коммуникации с потребителем вообще и в модной коммуникации в частности. В конце концов «моды» в области товаров широкого потребления под давлением потребителя заимствовались, но воспроизводились и распространялись крайне медленно и с низким качеством исполнения. Сам факт заимствования в этой области — явление естественное и нормальное в условиях широкого развития международных экономических связей. Однако дефицит модных стандартов, отправляемых массовому потребителю (речь идет именно о дефиците «мод», а не о дефиците модных изделий и т. п., что, впрочем, также очень существенно), и неэффективность процесса модной коммуникации порождают ряд негативных явлений. Возникают разного рода нарушения в процессе международного экономического и культурного обмена. Отсутствие эффективного предложения в области «мод» вызывает зачастую лихорадочную активность потребителей в поисках модных сообщений, порождает абсурдную погоню за ними. Образовавшийся вакуум заполняется чем угодно: «свято место пусто не бывает». Отсюда несомненная важность решения проблем модной коммуникации. Исходя из вышеизложенного, можно наметить в общем виде следующие направления решения этих проблем'. 1. Для эффективного процесса коммуникации необходима определенная избыточность разнообразных, соперничающих между собой культурных образцов, с тем чтобы из них мог производиться оптимальный отбор для производства и последующего распространения тех из них, которые могли бы выступать в качестве «мод», т. е. обозначать ценности современности, универсальности, игры и демонстративности. А это, в свою очередь, означает свободное, равное, социально одобряемое и поощряемое соперничество среди производителей и распространителей за наиболее популярные «сообщения» и эффективные средства их доставки потребителям. Чем больше соперничества будет среди производителей и распространителей, тем меньше его будет среди потребителей. 2. В процессе модной коммуникации необходимо последовательно и целенаправленно осуществлять обе выделенные выше взаимодополняющие коммуникативные стратегии:
1) изначальное приспособление «мод» к последующим фазам коммуникации, имея в виду прежде всего конечную фазу — потребление; 2) подготовку и приспособление самих последующих фаз к запускаемым «модам». 1 Очевидно, многие из указанных проблем, так же как и пути их решения, в значительной мере выходят за рамки собственно сферы моды и, стало быть, нашего рассмотрения. Они связаны с общими вопросами коммуникативного взаимодействия, развития промышленности, торговли, культуры и т. д. Применительно к товарам широкого потребления это требует развития и внедрения системы маркетинга, в котором воплощены обе названные стратегии. До настоящего времени изучение и формирование потребностей и спроса (если они вообще имеют место) сосредоточены преимущественно в сфере торговли. Это означает, что производство, составляющее по определению первую стадию коммуникативного процесса, фактически включается в него после стадии распространения, и коммуникация с потребителем, т. е. модная коммуникация начинается как бы с середины, со своей промежуточной стадии. Понятно, что при таком положении представление производителей о потребителях оказывается более чем туманным. Вместо того чтобы создавать и запускать в коммуникативный процесс будущие «моды», производители становятся пассивными получателями информации от распространителей и потребителей о том, что уже «в моде»; таким образом, отставание от реальных потребностей становится хроническим. Отсюда вывод: тщательное изучение и формирование потребностей и спроса должно быть сосредоточено прежде всего в сфере производства Соответственно в этой же сфере необходимо осуществлять первоначальный отбор потенциальных «мод» и их изначальную ориентацию на сферу потребления. Весь процесс общественного воспроизводства оказывается разорванным на ряд не связанных между собой этапов. Так, проектирование изделия оказывается оторванным от его производства, производство, в свою очередь, — от сбыта, ценообразования, торговли, рекламы и т. д., а в конечном счете — и это самое главное — от потребителя. С позиций модной коммуникации это приводит к отправлению производителем ненужных потребителю «сообщений» и острой нехватке таких, которые бы обозначали ценности моды. С точки зрения экономики это выражается в дефиците и затоваривании, которые оборачиваются тяжелыми потерями для производителя и потребителя. 3. Преодоление коммуникативных барьеров в моде связано с
|