Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение говорению детей с нарушениями зрения
Обучение говорению на английском языке детей с функциональными нарушениями зрения имеет свои особенности. Можно сказать, что существуют следующие стадии разговора: Первая стадия разговора - это приобретение определенной фонетики и акцентов. Объяснение звуков, не существующих в родном языке, очень важно. Устная стадия должна быть немного расширена и объединена «с текстовой работой» потому что «это устанавливает основы, на которых построены хорошие навыки чтения». На более поздней стадии разговора учителю необходимо бороться с вербализацией. Большинство современных языковых курсов полагается главным образом на представление словаря через картины. Звуковое представление новых слов в значительной степени не разработано. И все же многие слова легче передать звукозаписью: шумы, самолет, локомотив, лошадь, дети, плещущиеся в воде, булькание и т.д. Мы должны осознавать, что мир слепого человека состоит из «звуковых картин», и он гораздо лучше воспринимает звуки, чем зрячий человек. Наглядный способ введения новых слов невозможен при обучении слепых детей. Тем не менее, необходимо знакомить их с окружающими вещами. Учитель может приносить различные объекты, одежду, игрушки, в зависимости от темы урока. Ученики передают их друг другу, ощупывая и выделяя специфические детали. Если есть возможность, учитель использует 3D предметы. Таким образом, например, три шара различно- го размера и материала могут использоваться для усвоения следующих понятий: 1. a ball (мяч); 2. round shape (круглая форма); 3. hard and soft (твердый и мягкий); 4. smooth and rough (гладкий и шершавый); 5. heavy and light (тяжелый и легкий); 6. comparatives and superlatives: big, bigger, the biggest (сравнительные формы); 7. left and right (право, лево); 8. prepositions of location: in front of, behind, between, under (предлоги места). Но прежде чем передать объект обучающемуся, нужно сообщить ему об этом. Другой способ пополнения словарного запаса с помощью изучения окружающего мира - прогулка. Здесь они могут узнать такие слова как a tree, a bench, rain, wind, snow. Также обучающихся можно отвести в магазин, парк, открытый рынок. Но прогулки должны быть тщательно спланированы, чтобы обеспечить безопасность и избежать последующих неудобств. Независимо от того, как это трудно и как много времени занимает, ценность таких прогулок для детей бесспорна. Преподаватель должен использовать жестикуляцию и движения для передачи значения слова. Но необходимо совмещать это со звуками. В некоторых случаях звуки естественны, они являются частью действий и все, что учитель должен сделать, это утрировать их. В объяснении многих слов, таких как pinch, pat, squeeze, возможен физический контакт. Нужно помнить, что слепые люди, привыкшие к постоянному физическому контакту, очень ценят его. При знакомстве с окружающим миром, необходимо использовать не только кинестетическую, но также обонятельную и вкусовую системы. Хорошим примером использования вкуса и запаха является изучение темы еды, а позже и названий различных видов магазинов. Но вкус также может служить помощником в изучении цветов. Многие слепые люди знают цвета фруктов, овощей, шоколада и т.д. Уроки на тему продуктов и цветов становятся настоящим развлечением для детей. Учитель должен начать объяснение понятий как можно раньше для того, чтобы дети учились получать значение слова из его объяснения. Нужно подчеркнуть, что слепые полностью полагаются на объяснение учителя. Необходима обратная связь, в виде перефразирования учеником того или иного определения. Ещё одним способом обучения иностранному языку слабовидящих детей, решающим ряд эмоциональных, психологических и дидактических проблем, является использование различных игр направленных на обучение различным аспектам иноязычной речевой деятельности, а также на развитие памяти, воображения на основе игровых упражнений, не предполагающих визуальное получение информации. Наполнение активного словаря обучающихся иностранной лексикой является одной из первостепенных задач и методика обучения имеет свои особенности. Например, игры, направленные на обучение иноязычной описательной лексике, когда введение и отработка основных прилагательных проводится по стандартной методике. Со слабовидящими детьми используется не только перевод, но и все остальные возможные средства введения новых лексических единиц: тактильные ощущения, вкус, запах, объяснение. Приведем пример конкретного урока. После введения лексической единицы (т.е. когда преподаватель убедился, что все учащиеся поняли её значение) проводится фронтальная и индивидуальная фонетическая отработка. После отработки основных прилагательных, помогающих описывать предметы, в общем фронтальном режиме участники ставятся в следующую ситуацию: они должны описать предмет, узнать его, рассказать о его применении и так далее. Первое задание состоит в необходимости ощупать предмет с закрытыми глазами, описать его форму, поверхность и предположить, что это может быть. Task I: Touch these things and describe them. В следующем задании важно задействовать вкусовые и обонятельные ощущения говорящего. Незрячий участник должен попробовать, какой либо фрукт, не притрагиваясь к нему. Задачей является описать вкус, назвать фрукт и рассказать как можно больше о нём. Task II: One of the members of your communities will come here. This person will taste something not seeing it. He or she will have to describe it. You must speak not only about the taste, but about everything you imagine. Следующее задание заключается в необходимости догадаться, что за предмет ученик ощупывает. Он должен описывать его размер, форму, поверхность и т.д. Task III: There is something in this bag. One of you will come here and will have to describe it. You or the others will have to guess what it is. Others may ask additional questions. Следующее задание: один из учеников слушает описание предмета (его может описывать как преподава- тель, так и его товарищи, зная о каком предмете идёт речь). Ученик должен догадаться о чём идёт речь. Задачей данного задания является закрепление языкового материала отрабатываемого на занятии. Task IV: One member of your teams will come here again. I shall put on his head a kind of a crown. Something will be drawn on it. Communities must make up a description of that object not naming it, so that the person could guess what it is. You have 5 minutes. Последнее задание заключается в том, что обучающиеся, разделённые на группы должны описать любой предмет или человека так, чтобы члены других команд догадались, что они имеют в виду. Task V: Make up riddles for other communities. Choose any object you want and describe it. You have 5 minutes. Обучая детей играть, организуя их творческие игры, педагог активизирует познавательную деятельность незрячих детей, что дает возможность преодолевать недостатки в развитии, вызванные слепотой. Применяя игры в работе с незрячим ребенком, необходимо основываться на звуковом и двигательном подражании, на природной любознательности, в основе которой лежит ориентировочная деятельность, на чувстве радости от деятельности, которое так же велико у слепого, как и у видящего, на естественном стремлении к движению и деятельности, заглушаемых порой страхом перед неизвестными предметами.
|