Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение чтению детей с нарушениями зрения
Обучение чтению ребенка с функциональными нарушениями зрения – достаточно не простой процесс. На родном языке дети учатся читать при помощи шрифта Брайля и он так же может помочь при обучении английскому языку. Шрифт Брайля - более медленное средство чтения. Неопытный учитель не принимает этот факт во внимание и слишком рано старается помочь и исправить ученика. Частая проблема слепых, не использующих обе руки для чтения- сложности с определением нужной формы определенного артикля, так как они не могут заранее узнать слово, стоящее после него. Учитель не должен ожидать больших успехов на первой стадии обучения чтению. В процессе обучения чтению необходимо учитывать принцип доступности обучения. Доступность обеспечивается соблюдением таких правил: от лёгкого к трудному, от известного к неизвестного, от близкого к далёкому, от простого к сложному. Доступность определяется рядом факторов: возрастом, уровнем развития познавательных возможностей, состоянием эмоционально-волевой сферы и здоровья детей. Задания не должны быть по трудности выше возможностей детей. Непосильные задания приводят к снижению результатов, задерживают развитие детей, снижают самостоятельность, развивают неуверенность, вызывают безразличное отношение к учению. Завышение объёма и сложности заданий может привести к резкому снижению зрения и ухудшению общего соматического состояния детей. Но заниженность требований может оказать отрицательное влияние, породив самонадеянность. При обучении чтению следует придерживаться таких требований: 1. Выбор материала для чтения следует осуществлять, исходя из интересов и возможностей учащихся. Необходимо отбирать такой материал, который пополнит их общеобразовательный кругозор новой информацией. Слабым школьникам больше подходят короткие тексты с законченной идеей. Для чтения подбирается один текст. Это облегчает процесс контроля прочитанного материала, в совместном анализе которого может принять участие весь класс. Можно рекомендовать один текст на двоих или троих. Тогда можно организовать работу в парах или малых группах. 2. В ходе работы в классе ученик может многократно обращаться к тексту, пока не достигнет оптимального понимания его основного содержания. 3. Контроль чтения и процесс обсуждения прочитанного возможно осуществлять на родном языке учащихся. Работа с иноязычным текстом часто сопровождается обсуждением прочитанного, выражением своего отношения к сюжету, событиям. Подобные формы работы требуют от школьника достаточно высокого владения умениями монологического говорения на иностранном языке и большого филологического кругозора. Такой литературный анализ иноязычного текста бывает не под силу учащимся. Обращение к родному языку в ходе работы над прочитанным позволяет - полнее раскрыть свои потенциальные мыслительные возможности. Как уже было сказано, выразить своё отношение к прочитанному на иностранном языке детям бывает трудно. У школьников теряется интерес к чтению так как от них требуют невозможного: выразить то, что обучаемые и на родном языке не в состоянии высказать. - убедиться, что чтение на иностранном языке - это не только чтение вслух, перевод прочитанного, а деятельность, благодаря которой можно узнать новую информацию. 4. Желательно поддерживать всякую попытку ученика использовать иностранный и родной языки вперемежку в ходе выполнения упражнений в связи с чтением. Например, на один вопрос ученик может ответить на иностранном языке, на другой - на родном. Речевая деятельность вперемежку служит достаточно сильным рычагом к речемыслительной деятельности в целом. Итак, если предвидится неудача на иностранном языке, то всегда можно обратиться к родному языку, на котором заданную мысль так или иначе можно выразить. 5. Не допускаются постоянные наказания учащегося отметкой или какое - либо сравнение результатов его работы с лучшими результатами успевающего ученика. Каждый новый успех и каждое продвижение следует сравнивать с его собственными предыдущими достижениями. Деятельность учителя и учащихся должна быть согласована, преследовать общие цели и быть коррекционно обусловлена. Они должны найти пути и средства для контакта, для передачи и восприятия учебной информации. Учителю необходимо владеть приёмами коррекции, формировать соответствующие умения у детей с нарушенным психофизическим развитием. Эффективность обучения детей с нарушениями развития возможна только тогда, когда педагог знает особенности психики детей, своеобразие их познавательной деятельности.
|