Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение чтению вслух детей с функциональными нарушениями зрения
На начальном этапе основной формой чтения является чтение вслух. При обучении чтению вслух на начальном этапе можно условно выделить дотекстовой и текстовой периоды. Цель дотекстового периода заключается в знакомстве с графемами и их отработке. Графемы вводятся еще во время устного вводного курса в последовательности, позволяющей прочесть сначала слоги, а затем слова и словосочетания, усвоенные в устном вводном курсе. Так, например, на уроках английского языка детей знакомят с согласными буквами и теми звуками, которые они могут передавать. Буквы предъявляются не в той последовательности, как представлены в алфавите, а в зависимости от частотности их появления в речевых моделях, которыми овладевают дети. Для лучшего усвоения особенностей графики, ее дифференцирующих признаков следует пользоваться приемом «печатания». Овладение учащимися написанием печатных букв активизирует восприятие учащимися печатного шрифта. Изучив все согласные буквы, параллельно увеличив свой словарный запас, ученики преступают к чтению гласных букв в различных словах. В дотекстовой период осваиваются также правила чтения. Обычно они распространяются на буквосочетания, овладение которыми способствует предвосхищающему узнаванию слов. На этот же период приходится усвоение простейшей символики, необходимой для последующей разметки текстов (вертикальные черточки для обозначения пауз, знак словесного и фразового ударения, знак повышающегося и понижающегося тона). В дотекстовой период учащиеся учатся читать не только слова, но и словосочетания и простые предложения. Дотекстовой период длится, пока учащиеся читают отдельные элементы текста, то есть слоги, слова, словосочетания и предложения, не отражающие ситуацию. С появлением простых, но связных текстов наступает текстовой период, который распространяется на все этапы обучения. Так как в этот период текст выступает как смысловое целое, но читать его следует полностью или, если он большой, по смысловым кускам. Задача текстового периода чтения вслух заключается в том, чтобы привести учащихся к одновременному восприятию и пониманию текста. Например, в работе можно использовать УМК В. П. Кузовлева. Автор данного УМК предлагает комплексный подход в обучении чтению. При таком подходе обучение чтению ведется параллельно с обучением аудированию, говорению и письму. На первых уроках применяется метод транслитерации (table - тейбл). В 5 классе учащиеся должны освоить алфавит, научиться читать по транскрипции, а затем переходят к чтению слов по правилам. Для достижения этих целей можно использовать следующие упражнения: - Прочтите буквы. - Составьте слова из следующих букв. - Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу). - Впишите в слова недостающие буквы. - Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте эти слова вслух. - Чтение по ролям. - Чтение до первой ошибки. - Соедините букву и звук. - Чтение за диктором. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что значительно облегчает овладение умением читать на английском языке. Ученики легче справляются со словами, которые читаются не по правилам, со словами, которые пишутся по- разному, а читаются одинаково. Знакомство с многочисленными правилами чтения букв и буквосочетаний английского алфавита является одной из самых важных задач обучения на начальном этапе обучения. Работая по учебнику В.П. Кузовлёва, можно ввести в него вводный фонетический курс, который позволил бы с самых первых этапов обучения преодолеть фонетические трудности, уделить достаточно времени изучению транскрипции, букв и правил чтения. На данном этапе обучения у детей формируются основные произносительные навыки, а также накапливается необходимый материал, позволяющий приступить к обучению чтению как самостоятельному виду речевой деятельности. Прежде всего учащиеся знакомятся с английским алфавитом. Запомнить название букв им помогает «The ABC Rhyme», которое целесообразно использовать для фонетической зарядки с первого урока. A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z. Oh, well, you see, Now I know the ABC Объяснив, что такое знаки транскрипции, для чего они служат, сколько их, вводятся согласные буквы, которые имеют одно правило чтения с тем знаком транскрипции, который этой букве соответствует. Познакомив учащихся с согласными буквами и их звуками, объясняются правила чтения: согласных букв С и G; гласных букв; буквосочетаний гласная + гласная; буквосочетаний согласная + согласная; других буквосочетаний. Основу процесса обучения составляют игры, которые не только повышают интерес к предмету, но и способствуют более прочному усвоению изучаемого материала. Примеры некоторых упражнений и игр. - Для игры нужны карточки с буквами и знаками транскрипции. Карточки раздаются учащимся, и ребята должны назвать букву и соответствующий звук. - Даны буквы в разбивку. Нужно составить слова. - Записать слова в алфавитном порядке. - Один из учеников задумывает слово и диктует его по буквам, класс отгадывает это слово. - Написать транскрипцию слов. - Написать слово по транскрипции. Научить детей правильно читать отдельные слова - это только начало. Вводный фонетический курс обеспечивает переход к основному курсу, задачей которого является обучение английскому языку как средству общения. Упражнения для развития навыков чтения, представленные в УМК, призваны заложить основу формирования других механизмов чтения: догадка (по контексту, по словообразованию, по аналогии с родным языком), антиципация и прогнозирование, содержательный поиск. При обучении чтению на начальном этапе большое внимание уделяется таким упражнениям: чтение под фонограмму и чтение расширяющихся синтагм. Основная цель чтения под фонограмму - развитие техники чтения. Техника чтения тесно связана с пониманием читаемого: она зависит от него (чем лучше мы понимаем, тем быстрее читаем) и обуславливает его (чем быстрее мы читаем, тем лучше понимаем содержание). В этом упражнении учащийся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит. Чтение под фонограмму осуществляется в разных режимах: - диктор читает синтагму, ученик читает вслед за ним во время паузы; - диктор читает всю фразу, ученик читает её вслед за диктором во время паузы; - ученик читает всю фразу, затем сверяет её с чтением диктора; - ученик читает вслед за диктором почти одновременно, но несколько отставая от него; - ученик читает вслед за диктором в нормальном темпе и одновременно с ним Чтение под фонограмму должно быть осмысленным и интонационно оформленным чтением, которое передаёт и обращенность высказывания, и его выразительность, и его синтагматичность. Прежде всего хотелось бы рассмотреть такое понятие как расширяющаяся синтагма. Приведём пример: Cheese? Sure. I like cheese. I like cheese and chips. They are tasty. Итак, синтагма – это какое – либо словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл. В каждой последующей фразе оно распространяется и расширяется, но не прямолинейно, а трансформируясь. Однако, ключевое слово повторяется в каждой фразе, хотя и в новом окружении. В первой фразе дается значение нового слова, в последующих оно должно быть понятно без перевода, и в результате многократного восприятия ученик должен запомнить его. Чтение расширяющихся синтагм преследует следующие цели: - увеличивает оперативную единицу восприятия; - развивает структурную антиципацию; - способствует усвоению новых слов; - настраивает учащихся на чтение текста. Это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: ученик привыкает читать не по слогам, а синтагмами. И чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше синтагматичность чтения, смысловое членение текста, а, следовательно, тем выше скорость и лучше понимание. Учащиеся знакомятся с основными видами чтения: чтение с общим охватом содержания, чтение с детальным пониманием читаемого, поисковое чтение. Чтение с общим охватом содержания требуют от учащихся найти ответ на один - два самых общих вопроса по тексту. Учащиеся должны понимать, что чтение с этой целью не требует прочтения каждого предложения. Достаточно прочитать отдельные предложения, узнавая отдельные слова, выражения, позволяющие понять общий смысл. Задание в чтении с целью детального понимания содержания даётся при повторном обращении к тексту. На этот вид чтения отводится неограниченное время. Чтение с целью детального понимания требует развития умения работать со словарём и умения догадываться о значении слов по (по звучанию, по графическому изображению, по контексту, по словообразовательным элементам).Чтение с целью извлечения конкретной информации требует от учащихся быстрой ориентации в тексте. Чтобы учащиеся успешно справлялись с подобными заданиями, необходимо убедиться, что они понимают, какую информацию ищут в тексте и то, что другая информация для них незначима. На первых порах желательно помогать учащимся выделять те опоры в тексте, которые подсказывают, где искать ответы (например, заглавные буквы для ответа на вопросы кто? где? цифры – сколько?)
|