Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
1. Конституционное правило, согласно которому «все равны перед законом и судом», имеет своей основой положения статей 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Согласно ее статье 7, «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». В принципе, осуществление защиты в соответствии с законом может предоставляться гражданам, как в судебном порядке, так и в иной, в том числе административной, форме. Однако судебная защита является наиболее универсальным и эффективным способом охраны прав и свобод человека и гражданина. Это подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». Данная статья Всеобщей декларации прав человека корреспондирует части первой статьи 46 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», которая развивает положения части первой статьи 19 (см.комментарий к статье 46). 2. В Конституции содержится перечень наиболее распространенных факторов и свойств, наличие которых у человека не должно служить основанием для какого-либо ущемления его прав и свобод. В числе таких факторов и свойств, перечень которых не является исчерпывающим, названы наиболее распространенные- пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, местожительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям. Следует подчеркнуть, что часть вторая статьи 19 не ограничивается воспроизведением положений статьи 2 Всеобщей декларации прав человека, а содержит и некоторую конкретизацию общей нормы о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Хотя фактор пола упоминается в числе обстоятельств, наличие которых не должно умалять права и свободы человека и гражданина, вопрос о равноправии полов выделен в части третьей статьи 19: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и рапные возможности для их реализации». Необходимость включения в Конституцию такой нормы обусловлена требованиями Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 года, которая была ратифицирована СССР в 1980 году. Статья 2 названной Конвенции обязывает государства-участников «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции». Ранее действовавшая Конституция РСФСР 1978 года отвечала этому требованию. Первоначально в статье 32, устанавливавшей равенство всех граждан перед законом, среди обстоятельств, которые не могут ущемлять это равенство, упоминался также пол. Кроме того, имелась статья 33, посвященная равноправию мужчин и женщин. В первой части этой статьи провозглашался принцип равноправия полов, а во второй закреплялись гарантии его осуществления. Они состояли из двух элементов: закреплялось предоставление женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также упоминалось о специальных мерах по охране труда и здоровья женщин, включая правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнства и детства. Изменения, внесенные в Конституцию 21 апреля 1992 г., ограничили обеспечение равноправия полов, поскольку была исключена норма о гарантиях равноправия полов, содержавшаяся ранее в приведенной выше статье 33. Ее заменила фраза, записанная в статье 34, провозглашавшей, что все равны перед законом и судом, следующего содержания: «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы». В такой редакции предлагалось решение данного вопроса в обоих опубликованных для всенародного обсуждения проектах Конституции Российской Федерации. В тексте Конституции 1993 года под воздействием активных мер, предпринятых рядом женских организаций, приведенное выше положение было развернуто. Ныне часть третья статьи 19 провозглашает наличие у мужчины и женщины не только равных прав и свобод, но и равных возможностей для их реализации. Это дополнение, несмотря на его краткость, имеет принципиальное значение. Дело в том, что оно создает конституционную базу провозглашения и защиты как индивидуальных прав мужчины и женщины, так и их коллективных прав, что соответствует тенденциям развития международного права и национального права развитых демократических правовых государств. В современных условиях коллективные права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод, нуждаются в определенной поддержке со стороны, как государства, так и международного сообщества. Круг носителей коллективных прав включает молодежь и престарелых, инвалидов и безработных, беженцев и лиц некоренной национальности. Особое место занимают женщины, которые нуждаются в специфической защите со стороны государства, ибо в силу причин физиологического характера не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех прав человека. Они могут входить и в категории престарелых, инвалидов, беженцев, безработных и т.д., следовательно, не исключено ущемление их прав и свобод также по данному основанию. Все это важно учитывать в ходе реформы законодательства на основе новой Конституции с тем, чтобы оно реально гарантировало женщинам возможность и свободу выбора выполняемых ими в обществе функций - матери, гражданки и работницы. Соответственно должна быть усилена защита не только материнства и детства, но и отцовства, а также семьи в целом.
|