Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности административно-правовых отношений
Особенности административно-правовых отношений заключаются в следующем: 1. Между гражданами не могут возникать административные отношения, если хотя бы один из граждан не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом не является обязательным согласие другой стороны (другого гражданина), то есть сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование вне зависимости от своего желания. В связи с этим, административные отношения называют властными отношениями. Данная специфика административных отношений определяется внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и является в конечном счете основным условием функционирования административно-государственного аппарата. В случае, если на каком-либо этапе управления принцип «власть – подчинение» не осуществляется, это признак того, что дает сбой вся система государственного управления, закономерно возникает вопрос о замене звена административной цепочки, которое вышло из подчинения. 2. Еще одной особенностью рассматриваемых отношений является неравенство сторон отношений, поскольку управление всегда подразумевает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, которая имеет право осуществлять властные полномочия, является доминирующей по отношению к другой стороне, которая не вправе осуществлять подобные полномочия и находится у первой в подчинении. 3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон. В данном положении имеется ввиду именно сторона, которая имеет властные полномочия по отношению к другой стороне. Данная особенность административных отношений кардинально выделяет административные отношения из всех других правоотношений, возникающих по обоюдному согласию сторон. 4. Административные отношения можно определить как организационные, то есть они прежде всего направлены на организацию процесса исполнения права. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех тех, кто связан со сферой государственного управления. 5. Как правило, споры, которые возникают в административно-правовых отношениях, разрешаются во внесудебном порядке, в отличие от споров, которые возникают трудовых, в гражданско-правовых или семейных правоотношениях. 6. Нарушитель будет нести ответственность непосредственно перед государством, а не перед другой стороной, в случае если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений. Итак, под административно-правовыми отношениями понимают управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав. В конечном счете, государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, сводится к осуществлению функций, которые направлены на организацию совместной деятельности людей. Многообразными являются виды административных отношений. Отношения соподчиненных субъектов и отношения не соподчиненных субъектов выделяют в зависимости от особенностей участников этих отношений. Взаимодействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу субъектов исполнительной власти (к примеру, взаимоотношения между министерствами) относится к не соподчиненному виду административных связей. Соподчиненный вид административных связей может быть реализован в следующих вариантах: 1. Отношения субъекта исполнительной власти с учреждением (предприятием), которое находится в его подчинении (например, Министерства образования и науки в РФ и вузов). 2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), которое не находится в его подчинении (к примеру, отношения органов финансового контроля с предприятием). Данная форма соподчинения называется внешней. Она подразумевает, что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта исполнительной власти. 3 Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с нижестоящими субъектами исполнительной власти (к примеру, отношения Правительства РФ с ведомствами и министерствами). 4. Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (областного) значения с органами местного самоуправления. 5. Отношения должностного лица (субъекта исполнительной власти) с гражданами. Данная форма соподчинения может быть как внешней, так и внутренней (к примеру, отношения начальника с подчиненными –это внутренняя форма соподчинения, а отношения сотрудника ГИБДД с водителями – это внешняя форма соподчинения). 6. Отношения субъекта исполнительной власти (муниципального либо федерального) с негосударственными объединениями (общественными организациями, социально-культурными объединениями, коммерческими структурами и другими). Таким образом, во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной субъект исполнительной власти. В административном смысле Управленческие отношения без указанного субъекта возникнуть не могут, поскольку полномочия в юридической форме выражать интересы и волю государства имеет лишь субъект исполнительной власти, то есть данный субъект реализует государственную власть на практике в исполнительном варианте[3].
|