Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение и сущность методов государственного управления, убеждения и принуждения
Собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), методов управления, системы права -свойственна для каждой стадии социально-экономического развития общества. Итак, объективные закономерности определяют как те возможности, в том числе средства и способы, то есть методы воздействия на общественные отношения, которые имеются для достижения данных целей, так и цели, которые мы ставим перед собой. Проблема принуждения и убеждения в современном обществе - это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми, это проблема методов социального (негосударственного и государственного) управления политическими, экономическими, духовными, социальными процессами. Как методы государственного управления принуждение и убеждение - явления социальные, так как они реализуются в связях между участниками определенных общественных отношений. Данные методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (должностного лица, органа управления) на поведение и сознание людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого процесса управления, любого государственного объединения. Будучи демократическим государством, по самой своей природе, российское государство, не может строить отношения с населением на каких-либо других основах, кроме принуждения в отношении тех, чьи действия и устремления расходятся с нормами права и убеждения граждан в правильности своей политики. Принуждение и убеждение государством применяются не во имя каких-то эфемерных целей, а в интересах создания необходимых условий, которые обеспечивают свободное развитие и достойную жизнь человека. Таким образом, суть соотношения принуждения и убеждения заключается в том, что они, способствуя достижению одних и тех же целей, взаимно дополняют друг друга. Следует отметить, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и государство реализуют созидательную, творческую деятельность, а не карательную. Именно в этом ключ к пониманию назначения и сущности принуждения и убеждения в современном обществе. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и государство в качестве основного метода своей деятельности применяют убеждение граждан в необходимости добровольного и сознательного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Но в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы обществу, государству и гражданам, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, которые нарушают действующий порядок. При условии воздействия на сознание людей посредством убеждения у личности создаются потребность правомерного поведения, внутренние моральные стимулы, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, так как оно связано с ограничением некоторых интересов и прав лиц, которые совершили противозаконные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны иных граждан. Итак, под содержанием принуждения и убеждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения возможного либо должного поведения субъектов административного права. Содержание метода убеждения довольно разнообразно и выражается в пропагандистской, организаторской и воспитательной работе, в разъяснении решений, которые принимаются в широкой системе поощрений органами государственной власти. Однако метод убеждения довольно не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении конкретных лиц, которые в обществе нарушают нормы поведения. В связи с этим, защищая интересы общества, свободы и права граждан, государство принуждает к соблюдению порядка, лиц, не поддающихся мерам общественного воздействия и убеждения, реализует разные виды ответственности за совершение правонарушений. При указанных обстоятельствах, убеждение перестает быть единственным средством воздействия. Появляется реальная необходимость в применении мер принуждения. Органы государственного управления при этом применяют меры принуждения в целях избавления от охраны собственности, антиобщественных явлений, воспитания дисциплины организованности и труда. Принуждение является свойством государственной власти, оно предопределено объективными потребностями развития общества, так как оно – «качество всякой власти» и важная составная часть любой социальной организации. В зависимости от непосредственного объекта воздействия и характера общественно опасного деяния (события), государственное принуждение делится на психическое (страх, угроза наступления неблагоприятных последствий)и физическое. Его метода принуждения - принудить конкретные субъекты права к соблюдению конкретных предписаний либо воздержаться от определенных действий. Принуждение является методом, который представляет собой прямое действие либо властное веление и формирует состояние подчиненности субъектов. Достижение необходимого результата при использовании метода принуждения реализуется не считаясь с волей субъекта, подчас при его внешнем или внутреннем сопротивлении. Государственное принуждение регламентируется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К их числу относятся: меры юридической ответственности (административной, уголовной, материальной, дисциплинарной ответственности); меры принудительного характера и меры пресечения (например, таможенный досмотр (статья 116 «Таможенного кодекса Таможенного союза»[13], принудительное медицинское освидетельствование (статья 97 УК РФ[14])).Материальное положение юридического лица и личность выступают в качестве непосредственного объекта физического принуждения. Физическое принуждение может выражаться в определенных мерах, то есть в лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта, в определенных ограничениях. Принуждение характеризуется рядом признаков. Принуждение подчиняется общим принципам права, является в полной мере правовым, применяется на основе нормативного установления оснований, строгой правовой регламентации, процедуры и порядка реализации определенных мер принудительного воздействия. Этим гарантируются интересы государства и общества, свободы и права граждан. В предупреждении новых правонарушений, воспитании правонарушителей, восстановлении социальной справедливости, заключается целевое назначение принуждения. Приданных условиях важное значение принимает неотвратимость наказания. Метод принуждения при этом условии не имеет цели унизить человеческое достоинство правонарушителя либо причинить нарушителю физические страдания. Одновременно принуждение имеет в себе устрашающий и карательный элементы, но данные элементы направлены на предупреждение правонарушений, носят подчиненный характер и имею целью исправление и воспитание лиц, совершивших правонарушение[15]. Заключение Таким образом, в данной курсовой работе была рассмотрена тема «Убеждение в системе методов реализации государственного управления». В ходе исследования тема реферата была исследована, цели, поставленные в начале работы – достигнуты, задачи – решены. В результате исследования можно сделать следующие выводы. Под методами государственного управления понимают приемы, способы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, использующихся для реализации функций управления, достижения задач и целей управления. Универсальными методами государственного управления признаются поощрение, принуждение и убеждение. Под убеждением понимают процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого установки, ценности, идеи субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления. Метод убеждения рассчитан на добровольное исполнение решений субъекта государственного управления и закона. Субъекты исполнительной власти для цели обеспечения исполнения действующего законодательства и решений органов государственного управления прежде всего используют метод убеждения, применение которого можно классифицировать на два этапа: - на первом этапе субъект исполнительной власти доводит до адресата (объекта управления) требования законодательства и принимаемые органами государственного управления решения, разъясняет их содержание, используя способы и приемы, которые гарантируют их добровольное исполнение; - на втором этапе, субъект исполнительной власти, оценивая реакцию объекта управления на первоначальное воздействие, в случае положительной реакции и позитивного результата, применяет к нему поощрение. Формирование интереса, внушение, овладение вниманием, оперирование эмоциями, воздействие на сознание являются элементами убеждения. Призывы, обоснование, разъяснение, поощрение, лозунги, обсуждение, показ положительных примеров, критику, использование различных приемов социальной педагогики и психологии можно отнести к числу мер убеждения воспитательного характера. Например, убеждение включает в себя такие элементы, как воздействие на сознание, возбуждение желания, внушение, овладение вниманием, разжигание интереса, эмоции. Использование и выбор указанных элементов, как правило, носит творческий и активный характер. Обучение, рекламу, обмен опытом, проведение агитации и пропаганды можно отнести к числу мер убеждения организационного характера. В процессе проведения митингов, инструктажей, публичных слушаний, собраний, конкурсов, смотров, организации пресс-конференций, своевременного реагирования на обращения граждан, информирования о достигнутых успехах, оперативного использования системы средств массовой информации, встреч руководителей с населением, о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сети Интернет для оповещения граждан о проводимых мероприятиях оказывается воздействие на объект управления. В стимулировании должного поведения участников управленческих отношений особое место среди мер убеждения принадлежит поощрение. Под поощрением понимается публичное награждение, признание заслуг, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении общественного долга либо правовых обязанностей. Для укрепления дисциплины в государственном управлении, стимулирования активной деятельности субъектов управленческих отношений, формирования законопослушного поведения применяется поощрение. Как способ воздействия в рамках метода убеждения, поощрение состоит из мер поощрения, закрепленных в административном праве и субъектом государственного управления применяются к объекту управления посредством издания специальных правоприменительных актов (к примеру, постановлений, приказов, указов). Однако метод убеждения довольно не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении конкретных лиц, которые в обществе нарушают нормы поведения. В связи с этим, защищая интересы общества, свободы и права граждан, государство принуждает к соблюдению порядка, лиц, не поддающихся мерам общественного воздействия и убеждения, реализует разные виды ответственности за совершение правонарушений. При указанных обстоятельствах, убеждение перестает быть единственным средством воздействия. Появляется реальная необходимость в применении мер принуждения. Органы государственного управления при этом применяют меры принуждения в целях избавления от охраны собственности, антиобщественных явлений, воспитания дисциплины организованности и труда. Принуждение является свойством государственной власти, оно предопределено объективными потребностями развития общества, так как оно – «качество всякой власти» и важная составная часть любой социальной организации.
|