Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эго – иллюзия ума
Если мы смотрим на мир через наши предубеждения, мы не можем увидеть всей его правды, мы не видим реальности мира. Мы создаем иллюзию – то, что индусы называют майя. Когда мы смотрим во вне с суждениями, априорными предубеждениями, мы создаем собственную модель внешнего мира, собственную иллюзию внешнего мира. Если мы смотрим на себя через суждения и мнения о себе, мы создаем другую иллюзию, иллюзию внутреннего мира – эго, то, что подменяет реальность, которая есть внутри нас. Поэтому мы не можем видеть истину ни снаружи, ни внутри. Так происходит из-за того, что есть этот промежуточный уровень сознания – ум. Эго – это не реальность, это лишь идея, иллюзия " я". Это не часть нашего бытия. Когда рождается ребенок, у него нет эго, он не приносит его в мир. Эго есть что-то, чему он учится, эго – не часть генетики. Чтобы отбросить эго, нужно понять его природу, природу его появления. Гордон Альпорт определил семь дверей, через которые мы обретаем эго. Если удастся понять, что эго есть лишь наша тень, оно начинает исчезать само по себе. Первой дверью он называет " телесное я". Человек не рождается с чувством " я". Ребенок в чреве матери не имеет чувства " я". Пока ребенок не покинет чрева, пока он не начнет сам дышать, он не узнает, что он отделен. У только что родившегося ребенка уходят месяцы на то, чтобы осознать, что есть различие между его внешним и внутренним. Постепенно, через все более сложное обучение и постоянные тренировки, в нем развивается понимание различия между тем, что у него внутри и тем, что снаружи. Когда ребенок чувствует голод, он чувствует, что голод приходит изнутри. А когда его кормят, он чувствует, что пища приходит снаружи. Так он узнает, что есть вещи, приходящие снаружи, и есть вещи, приходящие изнутри. У него возникает идея о внешнем и о внутреннем. Но, реально, он пока еще не отличает внешнее от внутреннего. Для него внешнее – это часть внутреннего, а внутреннее – это часть внешнего. Это как небо внутри вашего дома и небо снаружи, это не два различных неба, это одно небо. Так же обстоит дело и с тем, что мы считаем внешним и внутренним – это не два, это две части одной и той же энергии, две стороны одной и той же монеты. Но ребенок входит в жизнь и начинает обучаться путям эго – разделению на внешнее и внутреннее. Вторая дверь – это образ себя или самоотождествление. Иногда ребенок голоден, он злится, иногда он сыт и у него хорошее настроение, иногда он хочет спать, а иногда пробуждается – все продолжает меняться. Один день светлый и прекрасный, другой темный и мрачный. Но вот он встает перед зеркалом, и видит внутри зеркала маленького ребенка, он пытается поймать его, потому что он думает, что там есть тоже ребенок. Если он не может поймать его, тогда он идет и смотрит за зеркало – может быть ребенок прячется там? Постепенно он узнает, что отражается именно он. И затем он начинает чувствовать какое-то постоянство, какую-то длительность: вчера было то же лицо и сегодня это то же лицо. Когда дети первый раз смотрят в зеркало, оно радует их. Они никогда не покидают его. Они опять и опять идут в спальню, чтобы посмотреть, кто они. Ребенок запоминает свое имя, понимает, что его отражение в зеркале принадлежит ему, он верит, что чувствование " я" или себя существует изо дня в день, несмотря на перемены. Все продолжает меняться. Остается лишь свой образ. У эго есть другая дверь, через которую оно входит – образ себя. Третья дверь – это гордость – то, что позволяет ребенку оценить себя, определить своюзначимость, возникающую в результате того, что он учится делать все сам – исследовать и создавать. Когда ребенок чему-то учится – например, он выучил слово " мама", тогда он продолжает повторять " мама, мама" целый день. Он не упускает ни единой возможности использовать это слово – потому что это дает ему гордость: " Я тоже могу что-то сделать! Я могу говорить! Я могу переносить вещи отсюда туда! " Родители бывают очень озабоченными, когда ребенок начинает таскать вещи. Они находятся в недоумении, почему, например, он взял тарелку и понес ее из одного места в другое. Они не понимают, что ребенок совершенно не интересуется тарелкой. Для него это полная ерунда. Его интересует другое – он может носить вещи. Если он что-нибудь находит, он становится исследователем, спрашивающим. Он наслаждается тем, что он делает что-то, потому что это открывает третью дверь для эго – гордость. Он чувствует гордость, потому что он может делать. И это делание привносит эго. Четвертая дверь – это «Мое», само-продление ребенка, его владение, обладание чем-нибудь. Ребенок начинает говорить: " Моя игрушка, моя мама, мой велосипед, моя школа". Он начинает создавать " мое". " Мое" становится его ключевым словом. Если вы берете его игрушку – его не очень интересует она; он более интересуется тем, что " Игрушка моя, вы не можете взять ее! " " Мое" дает чувство меня, " меня" создает " я". Но эти двери не только для детей, они остаются такими и для взрослого человека. Когда вы говорите " моя фирма", вы поступаете по-детски, когда вы говорите " моя жена", вы ведете себя как ребенок. Когда вы говорите " моя диссертация", вы ведете себя по-детски. Все это очень детский подход. Но если вы будете более внимательными к себе, то обнаружите, что это сопровождает вас всю вашу жизнь. Вы очень интересуетесь своим именем. Мое имя! Это кажется чем-то имеющим огромную ценность. А в имени ничего нет. Вы так долго жили с этим именем и на нем накопилось столько пыли, что пришло время сделать генеральную уборку. Вот почему меняется имя – чтобы вы могли увидеть свое прошлое, свое " не-я", чтобы вы смогли понять, что оно произвольно, и его можно менять каждый день. Пятая дверь – это внешний образ себя, имидж. Это относится к тому, как ребенок видит себя через взаимодействие с родителями, через наказания и похвалы. Он учится поддерживать определенный имидж – хороший или плохой. Ребенок всегда смотрит на то, как родители реагируют на него – хвалят его или наказывают. Если он чувствует наказание, он думает: " Я сделал что-то не так, я плохой". Если он делает что-то хорошее, и его хвалят, он думает: " Я хороший, меня ценят". Поэтому он пытается делать все больше и больше хорошего, так, чтобы его ценили. Или, если родители его ругают, считают его " плохим", он реагирует и бунтует, он говорит: " Хорошо, тогда я вам покажу, кто я такой". И он делает так, чтобы его присутствие чувствовалось. Так появляются " хорошие" и " плохие" люди. Шестое – это " я" как причина. Ребенок учится путям причинно-следственных связей – логике, аргументации. Он учится тому, что он может сам решать какие-то проблемы. Причины дают великую поддержку его эго – вот почему люди спорят, вот почему образованные люди думают что они кто-то. Если у вас высшее образование, вы окончили университет или что-то, у вас научная степень – вы доктор философии или математики – вы показываете это, предъявляете свое свидетельство. Почему? – потому что вы показываете, что вы стали разумным человеком, хорошо образованным, закончившим престижное учебное заведение, где были лучшие профессора. Ум становится великой поддержкой. И, седьмое – это ворота постоянной борьбы за жизнь: цели, амбиции, становления. Забота о будущем, мечты и появление долгосрочных целей – это последняя стадия эго, когда человек начинает думать о том, что делать в мире, как оставить след в истории, оставить свою подпись на песках времени. Стать великим поэтом? Стать известным политиком? Стать ученым или заработать кучу денег? Жизнь так быстро бежит, так быстро ускользает из рук, нужно спешить, нужно поспевать за ней, иначе ею будут управлять другие и о вас никто никогда не узнает.
Ум – промежуточный уровень сознания Сознание ума
Если мы говорим, что все есть сознание, то и ум тоже есть сознание, сознание на уровне ума, промежуточный уровень сознания. Какова роль ума в транссознании? Известно, что основным свойством ума является его информированность. Информированность, как используемость информации, с одной стороны, с целью обретения нового знания, как предубеждения, как веры, навыка, совета или умения выживать, используя для этого чужой, а иногда и свой опыт, с другой стороны, более важной, с целью истинного ПОЗНАНИЯ, то есть собственного проживания тех ситуаций и обстоятельств жизни, о которых ум лишь информируется. Познание, как тотальное проживание всего, что с нами случается, как свой собственный опыт, ведет нас к реальному постижению жизни, истинной осознанности и расширению возможностей осознаваемого мировосприятия. Только знаний, просто информированности недостаточно, это лишь создает большую разделенность, озабоченность и необходимость постоянного контроля со стороны ума за всякого рода действиями и собственным поведением. Процесс познания или роста сознания, как результат его трансформации, можно изобразить графически (см. рис.1). В качестве критерия, характеризующего функцию транссознания, выберем зависимость ОСОЗНАННОСТИ или ИНФОРМИРОВАННОСТИ, когда она заменяет осознанность объективным знанием, от ПОЗНАВАЕМОСТИ. Степень ОСОЗНАННОСТИ, в свою очередь, определяет уровень сознания, а степень ИНФОРМИРОВАННОСТИ – уровень интеллектуальных способностей ума, его умность, которая большинству заменяет осознанность. Чем выше ОСОЗНАННОСТЬ, тем выше уровень сознания. До тех пор, пока ОСОЗНАННОСТЬ определяется пределами сознательной части ума, она зависит от времени, которое затрачивает человек на восприятие и осознавание всего, с чем он соприкачается. Чем выше ОСОЗНАННОСТЬ, тем человек быстрее воспринимает происходящее, тем он точнее реагирует или отвечает на внешние или внутренние раздражители, тем быстрее он живет, тем выше его темп ЖИЗНИ, тем он ближе к собственному ВРЕМЕНИ ее осуществления.
ОСОЗНАННОСТЬ = 1/ВРЕМЯ ВОСПРИЯТИЯ МИРА
Понятно, что ребенку нужно больше времени, чтобы оценить ситуацию и сориентироваться в ней; и совсем другое дело – взрослый, имеющий больший опыт и навыки жизни, и затрачивающий на то же самое гораздо меньше времени. То есть, его темп жизни выше. Если вы присмотритесь к происходящему с вами, то заметите, что в разное время время течет по-разному, иногда все происходит очень быстро, а иногда секунда тянется вечно. Когда вы живете в настоящем моменте, времени нет, но, когда вы в ностальгическом прошлом или мечтаете о будущем, а, особенно, когда вы ждете, и от этого зависит ваша жизнь, время растягивается до бесконечности. Темп жизни становится максимальным. Как только ОСОЗНАННОСТЬ выходит за пределы ума, говорить о ее зависимости от времени восприятия и осознавания умом происходящего не имеет смысла, потому что все теперь воспринимается напрямую и никакой обработки информации не ведется, никакого понимания и осознавания ума не требуется. На рисунке 1 показана качественная зависимость ОСОЗНАННОСТИ (ИНФОРМИРОВАННОСТИ) от ПОЗНАВАЕМОСТИ, которая в свою очередь, зависит от того, как мы воспринимаем мир. Либо мы его воспринимаем осознанно, либо нет. В случае неосознаваемого восприятия, когда за нас работает наш ум – это может быть его подсознание, вызывая к действию накопленный опыт жизни – знания, стереотипы поведения, а может быть и сознательная часть ума, когда эмоции или действию предшествует решение ума, ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, как функция от ПОЗНАВАЕМОСТИ изменяется по экспоненте (1). Качественно это можно объяснить тем, что подлинное незнание, невинность ребенка должна быть утеряна, потому что ребенок не осознает свою красоту, свое богатство, свое великолепие. Он не узнает, какого ценного сокровища ему предстоит лишиться, пока он не начнет размышлять. Ребенок хочет научиться мыслить как можно скорее, поскольку повсюду вокруг себя видит людей, которые могут думать лучше, они более красноречивы. Ребенок хочет знать, потому что знание абсолютно необходимо для удовлетворения любой амбиции. С того момента, когда ребенок осознает, что мышление, знание является самым существенным средством для того, чтобы быть кем-то в мире, кем-то особенным, с именем и репутацией, – тут же он начинает учиться как можно быстрее и трансформирует свое сознание и свою энергию в мысли, в память, в воображение или, по-другому – в ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, – не ведая, что теряет самую драгоценную свою природу, – чистое бодрствующее трансформирующееся сознание. Чем большим знанием мы владеем, тем меньший прирост ИНФОРМИРОВАННОСТИ мы имеем. Начиная с некоторого минимально необходимого уровня ПОЗНАВАЕМОСТИ (уровень насыщения информацией – Пн), ИНФОРМИРОВАННОСТЬ существенно уже не растет, а на некотором минимально допустимом уровне – Пmin, она совсем останавливается. Это значение ИНФОРМИРОВАННОСТИ определят максимально допустимый уровень знания, которым может овладеть конкретный человек благодаря мышлению, памяти, воображению. Все объективные знания, в том числе и накопленный опыт жизни, работают за нас под именем нашего сознания, хотя сознание при этом еще спит, а что действительно работает, так это сознательная часть ума. Даже когда ум, как биокомпьютер, использует все свои возможности, то и в этом случае мы неосознанны, мы бессознательны, поскольку вынуждены доверять лишь информации, которую получаем по сенсорным каналам органов чувств, как бы полно и достоверно она не обрабатывалась, и как бы полно и достоверно она не отражала объективно и научно доказанную истину жизни. Она всегда будет оставаться всего лишь отражением этой истины. Только субъективно, до конца, до конца не во времени, а по сути, сущностно, не будучи схваченная мышлением, осознанно прожитая истина дает истинные знания, которые не нуждаются ни в какой информированности, ни в каком хранении объективного и субъективного опыта, что ведет к знанию не-ума и истинной осознанности. Только тогда объективное знание перестает иметь свою силу. С другой стороны, если бы в идеале ПОЗНАВАЕМОСТЬ воспринималась на фоне осознанного мировосприятия, то есть, если бы ребенку удалось сохранить связь с самим собой, сохранить свою чистоту и свежесть взгляда на мир, оставаясь не во власти ума, не во власти объективного знания, которое он обретает в процессе познания мира, а проживать все случающееся с ним полностью, до конца, тотально в чистом бодрствующем трансформирующемся сознании, то через некоторое время, в момент, примерно соответствующий на рисунке точке Пmin, произошел бы " взрыв", трансформация ОСОЗНАННОСТИ ума в ОСОЗНАВАЕМОСТЬ не-ума, трансформация знания в трансзнание. Фигура в виде листа растения, образованная двумя пересекающимися кривыми 1 и 2, является качественной графической моделью ума. С одной стороны, ум ограничен в своих возможностях максимально допустимым объемом информации или знанием, которое он может усвоить, с другой стороны, минимально необходимыми для жизни человека возможностями ума, но при этом максимальной осознанностью – чистым бодрствующим трансформирующимся сознанием.
|