Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В узк.см.- группа людей, объединенная чем-либо
Общества бывают: закрытого типа (низкая социальная мобильность- первобытное, рабовладельческое, феодальное) и открытого типа(высокая социальная мобильность- капиталистическое). Функции общества: 1. Производство матер.благ и услуг 2.управление деятельностью и поведением людей 3.распределение продуктов труда 4.социализация 3.Социальные институты - форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций(например: армия, семья, рынок, религия, образование и т.д) Признаки соц.институтов: 1.символы и знаки(герб, икона, обруч.кольцо и т.п.) 2.система статусов и ролей (в семье мать, в го-ве- президент и т.п.)3. устные и письменные кодексы поведения (для гос-ва- законы, для семьи- семейные традиции и т.п.) 4.установки и образцы поведения (в семье- привязанность, в школе- стремление к знанию и т.п.) 5. Идеология 6. Историчность(историч. Процесс институционализации- возникновение институтов: возникновение потребностей- возникновение норм- принятие норм- установление санкций-символы, организации Дисфункцией социального института (кризис социального института)- нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. Признаки дисфункции социального института: персонализация (меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств); стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил, в т.ч. и в противоправной деятельности. Например: дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность. Изменения должны носить легитимный характер. Функции: 1. Удовлетворяет соц.потребности 2. Социализация 3.Регулирование отношений 4.Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными общностями в процессе экономической, социальной, политической, духовной жизни и деятельности. Виды: материальные(производственные) и духовные((идеальные): моральные, правовые, политические, религиозные) 5.Изменение общественной системы - переход общества из одного состояния в другое. По направленности изменений - прогресс, регресс. Критерии прогресса: 1.уровень развития науки и техники 2.развитие разума 3.объем прав и свобод Прогресс противоречив, т.к. улучшение в 1 сфере, влечет ухудшение в другой (например: развитие техники облегчает жизнь человека, а с другой стороны плохо влияет на здоровье и экологию) Факторы общественного развития:
Изменения происходят в форме: эволюции (постепенно) и революции (коренные изменения). 6.Взаимосвязь общества и природы:
7.теории происхождения человека: религиозная, естественно-научная (эволюционная- Ч.Дарвин+ трудовая Ф.Энгельс), космическая Человек - биосоциальное существо (био- природное, общее с животными; социальное- качества, приобретаемые под влиянием общества)
Биол.свойства, позволяющие быть чел-ку существом социальным: высокоразвитый сложноорганизованный мозг, способность к прямохождению, устройство кисти, строение горла и голосовых связок. Индивид – единичный представитель человеческого рода (напр.: пол, возраст, конституция и т.п.). Индивидуальность - сочетание психологических (устр.нервн.системы), биологических(цвет волос), социальных особенностей человека(профессия), составляющих его своеобразие и отличающих его от других людей. Личность- человек, обладающий социально значимыми качествами. (влияющие факторы: генетические особенности, физическое окружение (природная среда), влияние культуры, социальное окружение, индивидуальный опыт и самовоспитание) Зрелость личности определяется: целостность и иерархичность (насколько низшие потребности подчиняются высшим), активность и самостоятельность, возможность социального роста. Потребности( нужда в чем-либо): 1 классификация: биологические, материальные, социальные, духовные и ложные (напр.: курение и т.д.). 2 классификация по Маслоу: первичные(врожденные): физиологические и экзистенциальные (в безопасности, комфорте, уверенности в завтр. дне) вторичные(приобретенные): социальные ( общении, участии в совм.деятельности); престижные (самоуважение, признание, служ.рост) и духовные (самовыражение, самореализация) разумные потребности - потребности, способствующие развитию человека ложные потребности - потребности, способствующие деградации человека престиж - оценка обществом значимости позиции, занимаемых индивидом авторитет - признание за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения и т.д. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. 8.Деятельность: мотив(м.б.потребности, соц.установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы)-цель - средства достижения- действия - результат- рефлексия(анализ). Субъект (кто), Объект (на что). Отличительные признаки чел.деятельности: сознательность, орудийный хар-р, преобразующий хар-р Цель- осознанный образ результата Интересы - целенаправленное отношение человек к его потребности Социальная установка- ориентация индивида на те или иные принятые в обществе ценности, нормы, способы поведения Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, влияющих на активность человека Убеждения- это твердые, устойчивые взгляды на мир, выполняющие роль ориентиров в деятельности человека. влечения и эмоции- инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать идеал- высшая степень ценного Виды деятельности: *материальная (материально-производственная и социально- преобразовательная) *духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная) * творческая(новаторской или креативной) Деятельность: игровая, учебная, познавательная, трудовая, творческая. Особенности игровой деятельности: с развитием общества меняются игры(напр.комп.), игра как проявление творчества, можно мннять правила игры, двухплановость (реальн.+вообр.), может использоваться как способ выхода из конфликта, как форма включения ребенка в мир взрослых, развитие личности Особенности трудовой деятельности: практич. полезность, ожидаемый результат, целесообразность, преобразование внеш.среды.Труд бывает физический и умственный. Особенность совр. труда- усложнение, технологичность, сокращение простого физ.труда Особенности творческой деятельности: не регламентируется правилами, большую роль играет трудолюбие и усидчивость, риск быть не понятым, средства достижения- интуиция, воображения., итог-качественно новый продукт Особенности учебной деятельности (м.б. организованной в образ.учрежд. и неорганизованной в др.видах деятельности): приобретение знаний, умений и навков; знания открывает для себя, но они не являются новыми для науки; используются учебные приемы и методы, а не методы науки; знания получает готовые, а ученый «добывает», субъект совпадает с объектом, знание проверяется жизнью, обязательность Способности- индивидуальный свойства, позволяющие успешно справляться с к-л деятельностью(биолог.основа-задатки, развиваются в деятельности) Талант- выдающиеся способности Гениальность- высшая степень развития таланта, когда создается что-то новое, ранее не существовавшее. 9.Общение - обмен результатами психической деятельности(S-S). В шир.см.- коммуникация(одностороннее общение S-O) Виды: формальное и неформальное вербальное и невербальное межличностное, личностно-групповое и межгрупповое реальных S-в, реальным Sи иллюзорным партнером, реальным S и воображаемым партнером, воображаемыми партнерами(худ.образы) функции общения: социализация, информационная, психологическая, коммуникативная (осуществл. взаимосвязи) интерактивная сторона общения- взаимодействие перцептивная сторона общения-взаимопонимание средства общения: язык, жесты, знаки и т.д. 10.Свобода человека- возможность и способность выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целяи, интересами и идеалами «Золотое правило нравственности»(категорический императив Канта)- «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Свобода порождает ответственность за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. 11.Общество: высший (элита пол., экон., культ.), средний(з/п+доп. источники доходов: мелкие и сред.предприниматели, менеджеры, высококвалифиц. рабочие) и низший класс («синие воротнички», люмпены и т.д.). Воротнички - обозначения отдельных категорий лиц наемного труда, применительно к их профессиональной принадлежности: белые, серые и синие воротнички. Белые воротнички - работники умственного труда, служащие, чиновники, работники аппарата управления, менеджеры, инженерно-технический персонал; Серые - работники отраслей социальной инфраструктуры; Синие, голубые - рабочие, занятые физическим трудом, преимущественно на крупных предприятиях. Золотые воротнички - высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательскими чертами использования своих профессиональных знаний. Поляризация общества - резкое увеличение расстояния между бедными и богатыми.
12.Социальная стратификация - расположение социальных слоев сверху вниз по признаку неравенства(гл. - эконом. фактор(доходы) + псих, духовный фактор, образование, влияние на политику). Исторически типы социальной стратификации: Рабство (форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах, человек может быть лишён всех прав и свобод, сам являться собственностью другого человека); Касты (закрепление человека за определённой стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Место человека в структуре общества определялось исключительно рождением. Социальная мобильность отсутствует. Жёсткая регламентация жизни каждой страты) Сословия (юридическое закрепление человека за определённой стратой, принадлежность к определённой страте передавалась по наследству, но могла быть и дарована властью либо приобретена за деньги); Классы (отсутствует закрепление индивида за определённой стратой, высокий уровень социальной мобильности. Главным критерием стратификации является доступ к средствам производства и способ распределения доходов). В современной социологии наиболее распространёнными являются два основных подхода к анализу социальной структуры общества: стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс». Главные критерии стратификации: доход, власть, образование и престиж. Страта - общность, объединенная к-л общим социальным признаком Открытое общество - общество с высокой социальной мобильностью. Закрытое общество - общество с низкой мобильностью. Социальная дифференциация - разделение на различные группы. Соц.неравенство - неравномерное распределение ресурсов общества(деньги, власть, образование) между разными слоями населения Социальные программы - финансируемые из госбюджета мероприятия по поддержке малоимущих, инвалидов, образование, медицина. 13.Социальные нормы (правила поведения) Признаки: формируются в процессе ист.развития, общие правила, объективный хар-р Виды С.Н.: писанные и неписанные побуждающие, запрещающие, рекомендательные, императивные(повелительные) обычаи и традиции, правовые, моральные, эстетические, этикет, политические, религиозные функции: регулирующая (способы: дозволение, предписание, запрет), прогностическая, ориентирующая 14.Социальный контроль - механизм регулирования отношений между человеком и обществом с целью укрепления стабильности общества Элементы соц.контроля: 1)санкции- реакция общества на поведение человека или группы. Виды: формальные позитивные и негативные; неформальные позитивные и негативные 2) социальный контроль Виды: внутренний(чувство вины и стыда) и внешний; формальный и неформальный Методы С.К.: убеждение и принуждение В РФ органы соц.контроля: прокуратура, Счетная палата, ФСБ, органы финансового контроля и т.д.А также общественные организации: зеленые, общества защиты прав потребителей и т.д. Надзор - детальный контроль Методы соц.контроля: изоляция, обособление, реабилитация Отклоняющееся (девиантное) поведение - не согласующееся с нормами в обществе.(позитивное (героизм, инновация)и негативное(пьянство). Причины: психолог., соц-эконом., биологическая т.(Чезаре Ломброзо—идея прирожденного преступника) Деликвентное- противоправное или преступное поведение(мошенничество, поджог и т.п.) Меры по снижению девиантного поведения: в отношении делинквентного- жесткие запретительные, а в отношении негативного девиантного (пьянство. Наркомания, курение)- профилактика, кризисные центры, телефоны доверия, пропаганда через СМИ Существование девиации НЕИЗБЕЖНО- задача полностью искоренить НЕ СТОИТ!!! 15.Социальный статус - положение в обществе. Статус: предписанный и достигаемый. Социальная мобильность(т. разработана П.Сорокиным): вертикальная (меняется статус)и горизонтальная(статус не меняется) групповая (снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты) и индивидуальная межпоколенная (сын рабочего стал инженером) и внутрипоколенная (изменение статуса в рамках 1 поколения) Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны Люмпен – обнищавший (представитель социального дна), не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками. Это деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью. Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального неравенства и кризиса Социальные лифты или каналы (возможность, позволяющая изменить статус): образование, церковь, армия, СМИ, проф.деятельность, бизнес, собственность, брак и т.д. Социальная роль - поведение, ожидаемое обществом от человека в зависимости от статуса.(сына, ученика ит.д.) Ролевой конфликт- столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду, вызванное множественностью одновременно выполняемых им соц. ролей
|