Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная группа- устойчивая совокупность людей, объединенная к-л признаками.
Причины появления групп: общественное разделение труда и разнообразие быта, культуры, ценностей и т.д. Виды групп: малая, средняя и большая первичная (личн. отношения) и вторичные(деловые отношения) номинальная (искусственно, для к-л целей) и реальная (реальные признаки: пол, возраст и т.п.) формальные и неформальные квазигруппа - малоустойчивая, неформальная группа.(аудитория, фан-группа, толпа) Признаки: анонимность, внушаемость, соц.заражаемость и бессознательность. Референтная группа- группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Условия, влияющие на положение человека в группе: положение человека в группе, групповые нормы, групповые санкции, групповые интересы и ценности Способы поведения в группе: эгоизм и конформизм (приспособленчество, при внутреннем несогласии). Воздействие группы на человека: «+» формирует ценностные установки, коммуникативные умения, уверенность в себе, оценивание себя «- » ущемление инд.интересов, подавление творчества, человек идет на конфликт с собой подстраиваясь внешне под других (конформность) 17. Молодежь- это особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возраста(16-25л.), особенностей соц. Положения и и определенных соц-псих.качеств Особенности социального положения молодежи: - Переходность положения. - Высокий уровень мобильности. - Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. - Активный поиск своего места в жизни. - Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане. Качества: неустойчивость психики, внутренняя противоречивочть, низкий уровень толерантности, стремление выделиться, своя культура- субкультура Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками: - возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; - самоорганизация и независимость от официальных структур; - обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки); - относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; - выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; - атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности. В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения. Агрессивная самодеятельность (базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития) Эпатажная самодеятельность (базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.) Альтернативная самодеятельность (базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.) Социальная самодеятельность (направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.) Политическая самодеятельность (направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы) 18.Социальный конфликт -столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Виды: экономические, политические, культурные, религиозные, этнические, бытовые. скрытые и явные внутриличностные, межличностные и межгрупповые созидательные (интегративные) - способствующие обновлению и разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие соц.системы; кратковременные и затяжные причины: потребности общества, соц.неоднородность, различия в уровнях дохода, власти и т.п., религиозные противоречия, поведение человека в социол. теориях: 1)слом старых культ.форм, 2)как борьба за существование, 3)ценностный хар-р, 4)между произв.силами и производств.отношениями повод: происшествие, способствующее возникновению участники конфликта: свидетель, подстрекатель, пособник, посредник 3 основные стадии: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт (действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.) и скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий) и стадия разрешения. Существуют различные методы разрешения конфликта: избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его; переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству; использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно; откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное; третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права. Пути выхода из конфликта: реставрация(возвращение к доконфликтной ситуации), невмешательство и обновление Последствия конфликта могут быть: позитивными (информирование о наличии напряженности; разрешение накопившихся противоречий; стимуляция процесса социальных изменений; сближение конфликтующих групп; усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей) негативными (стресс, напряженность; дестабилизация; дезинтеграция). Разрешение конфликта может быть: полным - конфликт завершается полностью и частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию. 19.Нация - автономная, неограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Этнические общности – исторически сложившееся на опред. территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, отличающаяся от других подобных образований., Черты: территория, язык, псих.склад, общность культуры, истор.памятью и самосознанием этнос – народ виды этнических общностей: род, племя, народность и нация.
Теории этногенеза: естественно-биологический(неравенство рас, превосходство европеоидной); марксистская; социокультурный(этн.общности как компоненты соц.стр-ры, связаны с соц.группами и соц.институтами); пассионарная теория (Л.Гумилев)- источник развития этноса пассионарный толчок. Пассионарии- особо одаренные, энергичные личности Этническое меньшинство-редставители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной. Черты Э.М.: дискриминация, групповая солидарность, изолирована от остального общества Диаспора - значительная часть народа (этнической общности), пребывающая вне страны его основного поселения. Национальные интересы — совокупность духовно-нравственных, политических, социальных, экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства. Национальное самосознание — это осознание обществом интересов своей нации. Включает рациональные (собственно осознание своей принадлежности к нации) и, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознаваемое сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы) компоненты. Межэтнические ( межнациональные ) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности. Формы межэтнических взаимоотношений: 1)интеграция или сотрудничество (способы: «п лавильный котёл» - концепция, согласно которой США превращают представителей различных этнических групп в просто американцев, этническое смешивание, ассимиляция, аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого. В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).Формы: эк. и полит.союзы, ТНК, взаимопроникновение культур, религий и т.д. и как следствие-------> ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 2)конфликт или стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация). Формы: самоизоляция, протекционизм, национализм, религиозный фанатизм Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология; противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. Ксенофобия - ненависть ко всему чужому, национальные предрассудки. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств. Холокост – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45. Межнациональный конфликт – это отношения между нац. общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть довооруженных столкновений. Причины: соц-экон., культурно-языковые, исторические, конфессиональные(религиозные), экстерриториальные, дискриминация Типы: государственно-правовой - конфликт с власт. структурами гос-ва, неудовлетворенность правовым положением, стремление к собств.государственности (Абхазия в Грузии 2008г.) этнотерриториальный – определение территории нации (Нагорный Карабах и Юж.Осетия) этнодемографический – защита прав «коренной нации», против растворения этноса в результате притока иноязычного населения (конфронтация народов Кавказа и рос.властями) социально-психол.- изменение образа жизни, беженцев и местное население, нарушение прав человека, (русскоязычное население в странах Балтии, СНГ) Решение: 1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; 2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека; 3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе; 4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам, напр.: расширение местного самоуправления. Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Национальная политика осуществляется на следующих уровнях: общегосударственный, региональный, местный В национальной политике следует различать: стратегические (рассчитанные на длительный период цели и задачи, требующие программного планирования) и ближайшего характера (вытекают из долговременной политики, регулируют межнациональные проблемы, которые вытекают из жизни, возникающие в ходе текущих событий). Направления национальной политики РФ: развитие федеративных отношений; развитие нац. культур и языков РФ, укрепление дух.общности россиян; обеспечение полит. И прав. Защищенности малочисл.народов и нац.меньшинств; достижение и поддержание стабильности и согласия на Сев.Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ, Балтии и др. Принципы гос-ой нац. политики в РФ: равенство прав и свобод, сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ, равноправие субъектов РФ, право каждого определять и указывать свою нац. принадлежность, своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов Цель нац. политики: создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. 20.свобода- отсутствие внешнего принуждения, поведение в соответствии со своей волей Свобода бывает политическая, экономическая и духовная Ответственность - качество личности, обязывающее человека отвечать за свои и чужие поступки. Виды: юридическая Индивидуальная, групповая, коллективная Внутренняя и внешняя. 21.Социализация- процесс усвоения индивидом норм и опыта Агенты социализации(люди или учреждения, ответственные за освоение соц.норм и ролей): первичные (семья, друзья) и вторичная(школа, церковь) Ресоциализация - процесс усвоения новых норм, вместо прежних Десоциализация –прекращения усвоения новых норм(как правило с периодом пенсии) Социализация включает всебя соц.адаптацию( приспособление): активная (человек воздействует на среду) и пассивное Показателем адаптации является: успешное освоение соц.ролей, псих. удовлетворенность, высокий соц.статус и т.д. 22. Семья – соц.группа, основанная на браке и родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью. Брак- добровольны союз мужчины и женщины, целью кот. является создание семьи. Виды: юридический, гражданский, церковный Функции семьи: репродуктивная, социализация, эмоционально-психологическая, статусная, хозяйственно-экономическая, духовно-нравственная Виды семьи: традиционная (гл.муж) и эгалитарная(=) Патриархальная, матриархальная, демократическая(партнерская) Нуклеарная, расширенная, полигамная (многоженство или полиандрия(многомужество)) Полная и неполная Авторитарная(принудительное подчинение), либеральная(попустительская), демократическая(сотрудничество) Тенденции развития современной семьи: изменение положения женщины, сокращение трад.семей, разрушение многопоколенной семьи, рост гражданских браков, рост разводов, брошенных детей 23.Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, выражающих мировосприятие человека и понимание им своего места в мире. Элементы мировоззрения: мироощущение, мировоспри\тие, миропонимание Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, идеалы, убеждения, принципы Виды мировоззрения: религиозное, обыденное, философское, научное. прогрессивное и реакционное консервативное и революционное Особенности мировоззрения: 1)исторично 2)связано с убеждениями 3) определяет направленность личности(совокупность устойчивых мотивов в деятельности независимо от ситуации) 4)в нем могут проявляться догматизм, скептицизм и критицизм. Пути формированияМ: стихийное и осознанное Роль М.: дает ориентиры человеку, вооружает методами познания м деятельности, интеграционная, воспитательная Менталитет - совокупность устойчивых политико-психологических качеств, представлений; способ мышления и поведения класса, социальной группы, слоя, индивида. Совокупность итогов познавательной деятельности, оценка жизненного и личного опыта. Мировоззрение человека определяет его менталитет. 24.НТР - революционный переворот в развитии науки и техники, связанный с превращением науки в производительную силу. Направления НТР: автоматизация, разработка биотехнологий, освоение нов. источников энергии, нов. средства коммуникации Последствия НТР: человек выводится за пределы процесса создания продукта, у него остаются регулирующие функции, усложняется хар-р труда, повышаются требования к квалификации работников. Социальные последствия НТР: наука - непосредственная производительная сила изменение характера и содержание труда (повышение информационной деятельности), урбанизация, стандартизация жизни, «массовая культура», отчуждение личности, рост безработицы и усиливается проблема занятости. НТП - научно-технический прогресс 25.Глобальные проблемы - совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации. Причины: увеличение расходования природных ресурсов; отрицательное воздействие производства на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей; усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами; создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации. Глобальные проблемы. 1.войны и мира 2.международного терроризма 3.экологические 4. преодоление разрыва в развитии бедного Юга и богатого Севера (проблема «Север- Юг») Пути решения: новое планетарное мышление; изучение причин, наблюдение и контроль; концентрация усилий всех стран; стстема прогнозирования. – Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства; Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности; – Более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики; Проведение продуманной демографической политики. – Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам. Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ). – Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием; Сокращение обычных вооружений и торговли оружием; Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил. 26. Многообразие мира: культура, государств и этнических образований, религиозных верований. Факторы единства мира: развитие средств коммуникации, изменение транспорта, хар-р совр.техники, экономика, глобальные проблемы 27. Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ и превращающих человечество в единую систему. Причины: переход к информац. обществу, мир. экономика, новые коммуникационные технологии (интернет и т.д.) Направления глобализации: деятельность ТНК(транснациональных компаний), финансовых рынков, межд.организации в эк. и финанс., полит.сферах Проявления глобализации: Пол. сфера: ООН(1945), поиск разрешения военных и др. конфликтов «+»- сближение гос-в, стимулирование интересов гос-в и предостережение от крайних действий «-» -потеря суверенитета Эконом. сфера: МВФ, ЕЭС, Всемирный банк, ВТО, мировая торговля, «+»- дополнительные возможности для производства(воспользоваться плодами международного разделения труда, техническими достижениями) «-» - препятствует развитию продукции отечественного производства, насаждается стандарт потребления(способствует реклама в СМИ), односторонняя специализация(в результате интеграции в мировой рынок) Культура: движение за объединение всех христианских церквей и конфессий, массовая культура, Интернет. «-» - ослабление национальной культуры, вестернизация(американизация), идеология потребительства(массовая культура направлена на получение прибыли, а не на формирование духовных ценностей), стандартизация, потеря духовности и утрата веры в гуманистические идеалы. Действует новый тип массового человека, который вмешивается во все и не знает морали, заурядность. «+»- возникновение социокультурного единства Антиглобалисты - противники глобализации. 28.Познание - процесс приобретения и развития знаний.(наука- гносеология) Субъект- человек, кол-в Объект - окружающий мир Условия познания- матер. сред-ва, информация, соц.среда Цель познания – описать объект таким, какой он есть.(истина- соответствие мыли предмету) Объективный факт — это реально существующий предмет, процесс или состоявшееся событие. Научный факт - знание, которое подтверждено и интерпретировано в рамках общепринятой системы знаний. Главный критерий истины - практика, соответствие законам логики и фундаментальным законам Практика- активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим миром(осуществляется как материальное про-во или научный эксперимент) Виды познания: мифологическое, социальное, обыденное, научное, религиозное, художественное, самопознание Истина: абсолютная, относительная.(агностики(отрицают возможность истинного познания, эмпирики(истинно-чувственное познание) и рационалисты((критерий- разум) Скептицизм- сомнение, что все знания носят достоверный хар-р Оптимизм- возможность познания Уровни познания: 1 уровень- чувственное познание(эмпиризм) - познание с помощью органов чувств. Результат- ощущение(психическое отражение отдельных свойств и состояний в результате их воздейстия на орг.чувств), восприятие(отражение в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности), представление(образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира). Методы чувст. познания: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру); сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. Особенность чув.познания: непосредственность, наглядность, воспроизведение внеш. сво-в объектов 2 уровень-рациональное познание - логическое мышление через методы: сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование (отвлечение). Результат – понятие (мысль, отражающая предметы в их существенных признаках), суждение(связь между неск. понятиями, в кот. что-то утверждается или отрицается)), умозаключение(из 2 суждений выводят 3-е) Методы рац.познания: анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ) дедукция - движение от общего к частному; индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Особенность рац. познания: опора на чувств. познание, абстрактность и обобщенность, воспроизведение на основе внутр. и закономерностей Формы(ступени) научного познания: Ненаучное познание: миф, народная мудрость, жизненный опыт, паранаука, искусство. 29.Знание - результат познания Виды знаний: житейское, научное (установленное и проверенное с помощью спец. методов науки), художественное, иррациональное, личностное Формы ненаучного знания: донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное Заблуждение –непреднамеренное искажение действительности(Колумб считал, что зап.путь в Индию короче) Ложь - преднамеренное искажение действительности 30. Мышление- активный процесс отражения объективного мирав понятиях, суждениях, теориях и т.д. Особенности: личностный хар-р, обобщенное отражение действительности, на основе практической деятельности, социально, связано с языком Типы мышления: образное, понятийное (теоретическое), знаковое 31.Наука - теоретические систематизированные взгляды на мир, основанные на данных научных исследований. Уровни: эмпирический (наблюдение и эксперимент)- описать теоретический (гипотеза, теория)- объяснение, раскрытие сущности и фиксация в виде теорий, законов. Функции науки: познавательно- объяснительная, мировоззренческая, прогностическая. Парадигма- господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления, позволяет успешно решать познавательные задачи. Специфика совр.науки - выполняет социальный заказ общества 32.Научное познание- вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных знаний о природе, человеке, обществе. Особенности научного познания: Объективность, Развитый понятийный аппарат, Универсальность, Спец.методы и средства познания Уровни: 1)эмпирический 2)теоретический Формы: научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория Методы: см.познание 33. Самопознание- изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Виды: -опосредованное (анализ собств.деятельности - анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности. Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности ) -непосредственное (самонаблюдение - на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности ) Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты. Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы. Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу. На формирование самооценки влияют следующие факторы: – сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть; – оценка других людей; – отношение личности к собственным успехам и неудачам.
|