Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная группа- устойчивая совокупность людей, объединенная к-л признаками.






Причины появления групп: общественное разделение труда и разнообразие быта, культуры, ценностей и т.д.

Виды групп: малая, средняя и большая

первичная (личн. отношения) и вторичные(деловые отношения)

номинальная (искусственно, для к-л целей) и реальная (реальные признаки: пол, возраст и т.п.)

формальные и неформальные

квазигруппа - малоустойчивая, неформальная группа.(аудитория, фан-группа, толпа) Признаки: анонимность, внушаемость, соц.заражаемость и бессознательность.

Референтная группа- группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Условия, влияющие на положение человека в группе: положение человека в группе, групповые нормы, групповые санкции, групповые интересы и ценности

Способы поведения в группе: эгоизм и конформизм (приспособленчество, при внутреннем несогласии).

Воздействие группы на человека: «+» формирует ценностные установки, коммуникативные умения, уверенность в себе, оценивание себя

«- » ущемление инд.интересов, подавление творчества, человек идет на конфликт с собой подстраиваясь внешне под

других (конформность)

17. Молодежь- это особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возраста(16-25л.), особенностей соц. Положения и и определенных соц-псих.качеств

Особенности социального положения молодежи:

- Переходность положения.

- Высокий уровень мобильности.

- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

- Активный поиск своего места в жизни.

- Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Качества: неустойчивость психики, внутренняя противоречивочть, низкий уровень толерантности, стремление выделиться, своя культура- субкультура

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

- возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

- самоорганизация и независимость от официальных структур;

- обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Агрессивная самодеятельность (базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития)

Эпатажная самодеятельность (базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность (базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность (направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность (направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы)

18.Социальный конфликт -столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

Виды: экономические, политические, культурные, религиозные, этнические, бытовые.

скрытые и явные

внутриличностные, межличностные и межгрупповые

созидательные (интегративные) - способствующие обновлению и разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие соц.системы;

кратковременные и затяжные

причины: потребности общества, соц.неоднородность, различия в уровнях дохода, власти и т.п., религиозные противоречия, поведение человека

в социол. теориях: 1)слом старых культ.форм, 2)как борьба за существование, 3)ценностный хар-р, 4)между произв.силами и производств.отношениями

повод: происшествие, способствующее возникновению

участники конфликта: свидетель, подстрекатель, пособник, посредник

3 основные стадии: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт (действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.) и скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий) и стадия разрешения.

Существуют различные методы разрешения конфликта: избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его; переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству; использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно; откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное; третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

Пути выхода из конфликта: реставрация(возвращение к доконфликтной ситуации), невмешательство и обновление

Последствия конфликта могут быть: позитивными (информирование о наличии напряженности; разрешение накопившихся противоречий; стимуляция процесса социальных изменений; сближение конфликтующих групп; усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей) негативными (стресс, напряженность; дестабилизация; дезинтеграция).

Разрешение конфликта может быть: полным - конфликт завершается полностью и частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

19.Нация - автономная, неограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

Этнические общности – исторически сложившееся на опред. территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, отличающаяся от других подобных образований.,

Черты: территория, язык, псих.склад, общность культуры, истор.памятью и самосознанием

этнос – народ

виды этнических общностей: род, племя, народность и нация.

Форма общ­ностей Основная характеристика Основной пери­од существова­ния
род Группа кровных родственников (по линии отца или матери) Эпоха первобыт­ных обществ    
племя Совокупность рода, кровными узами, территориальной, хозяйственными, язы­ковой общностью
народность Совокупность племен, объеденных общей территорией, хозяйственными, языковы­ми и культурными связями Период рабовла­дения и феода­лизма
нация Сообщество людей, объеденных единой территорией, экономикой, языком, куль­турной, самосознанием и организованных в государство начиная с капи­тализма XIXв.

Теории этногенеза: естественно-биологический(неравенство рас, превосходство европеоидной); марксистская; социокультурный(этн.общности как компоненты соц.стр-ры, связаны с соц.группами и соц.институтами); пассионарная теория (Л.Гумилев)- источник развития этноса пассионарный толчок. Пассионарии- особо одаренные, энергичные личности

Этническое меньшинство-редставители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной.

Черты Э.М.: дискриминация, групповая солидарность, изолирована от остального общества

Диаспора - значительная часть народа (этнической общности), пребывающая вне страны его основного поселения.

Национальные интересы — совокупность духовно-нравственных, политических, социальных, экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства.

Национальное самосознание — это осознание обществом интересов своей нации. Включает рациональные (собственно осоз­нание своей принадлежности к нации) и, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознавае­мое сопереживание своего единства с другими пред­ставителями национально-этнической группы) компо­ненты.

Межэтнические ( межнациональные ) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

Формы межэтнических взаимоотношений:

1)интеграция или сотрудничество (способы: «п лавильный котёл» - концепция, согласно которой США превращают представителей различных этнических групп в просто американцев, этническое смешивание, ассимиляция, аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).Формы: эк. и полит.союзы, ТНК, взаимопроникновение культур, религий и т.д. и как следствие-------> ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

2)конфликт или стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация). Формы: самоизоляция, протекционизм, национализм, религиозный фанатизм

Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология; противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну.
Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.
Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.
Антисемитизм - ненависть к евреям.

Ксенофобия - ненависть ко всему чужому, национальные предрассудки.

Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества. Напр.: дискриминации «цветного» населения в США.
Геноцид – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения

Холокост – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Ирредентизм – 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и др.

Межнациональный конфликт – это отношения между нац. общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть довооруженных столкновений.

Причины: соц-экон., культурно-языковые, исторические, конфессиональные(религиозные), экстерриториальные, дискриминация

Типы: государственно-правовой - конфликт с власт. структурами гос-ва, неудовлетворенность правовым положением, стремление к собств.государственности

(Абхазия в Грузии 2008г.)

этнотерриториальный – определение территории нации (Нагорный Карабах и Юж.Осетия)

этнодемографический – защита прав «коренной нации», против растворения этноса в результате притока иноязычного населения (конфронтация народов

Кавказа и рос.властями)

социально-психол.- изменение образа жизни, беженцев и местное население, нарушение прав человека, (русскоязычное население в странах Балтии, СНГ)

Решение: 1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; 2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека; 3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе; 4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам, напр.: расширение местного самоуправления.

Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Национальная политика осуществляется на следующих уровнях: общегосударственный, региональный, местный

В национальной политике следует различать: стратегические (рассчитанные на длительный период цели и задачи, требующие программного планирования) и ближайшего характера (вытекают из долговременной политики, регулируют межнациональные проблемы, которые вытекают из жизни, возникающие в ходе текущих событий).

Направления национальной политики РФ: развитие федеративных отношений; развитие нац. культур и языков РФ, укрепление дух.общности россиян; обеспечение полит. И прав. Защищенности малочисл.народов и нац.меньшинств; достижение и поддержание стабильности и согласия на Сев.Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ, Балтии и др.

Принципы гос-ой нац. политики в РФ: равенство прав и свобод, сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ, равноправие субъектов РФ, право каждого определять и указывать свою нац. принадлежность, своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов

Цель нац. политики: создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности.

20.свобода- отсутствие внешнего принуждения, поведение в соответствии со своей волей

Свобода бывает политическая, экономическая и духовная

Ответственность - качество личности, обязывающее человека отвечать за свои и чужие поступки.

Виды: юридическая

Индивидуальная, групповая, коллективная

Внутренняя и внешняя.

21.Социализация- процесс усвоения индивидом норм и опыта

Агенты социализации(люди или учреждения, ответственные за освоение соц.норм и ролей): первичные (семья, друзья) и вторичная(школа, церковь)

Ресоциализация - процесс усвоения новых норм, вместо прежних

Десоциализация –прекращения усвоения новых норм(как правило с периодом пенсии)

Социализация включает всебя соц.адаптацию( приспособление): активная (человек воздействует на среду) и пассивное

Показателем адаптации является: успешное освоение соц.ролей, псих. удовлетворенность, высокий соц.статус и т.д.

22. Семья – соц.группа, основанная на браке и родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью.

Брак- добровольны союз мужчины и женщины, целью кот. является создание семьи. Виды: юридический, гражданский, церковный

Функции семьи: репродуктивная, социализация, эмоционально-психологическая, статусная, хозяйственно-экономическая, духовно-нравственная

Виды семьи: традиционная (гл.муж) и эгалитарная(=)

Патриархальная, матриархальная, демократическая(партнерская)

Нуклеарная, расширенная, полигамная (многоженство или полиандрия(многомужество))

Полная и неполная

Авторитарная(принудительное подчинение), либеральная(попустительская), демократическая(сотрудничество)

Тенденции развития современной семьи: изменение положения женщины, сокращение трад.семей, разрушение многопоколенной семьи, рост гражданских браков, рост разводов, брошенных детей

23.Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, выражающих мировосприятие человека и понимание им своего места в мире.

Элементы мировоззрения: мироощущение, мировоспри\тие, миропонимание

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, идеалы, убеждения, принципы

Виды мировоззрения: религиозное, обыденное, философское, научное.

прогрессивное и реакционное

консервативное и революционное

Особенности мировоззрения: 1)исторично 2)связано с убеждениями 3) определяет направленность личности(совокупность устойчивых мотивов в деятельности независимо от ситуации) 4)в нем могут проявляться догматизм, скептицизм и критицизм.

Пути формированияМ: стихийное и осознанное

Роль М.: дает ориентиры человеку, вооружает методами познания м деятельности, интеграционная, воспитательная

Менталитет - совокупность устойчивых политико-психологических качеств, представлений; способ мышления и поведения класса, социальной группы, слоя, индивида. Совокупность итогов познавательной деятельности, оценка жизненного и личного опыта.

Мировоззрение человека определяет его менталитет.

24.НТР - революционный переворот в развитии науки и техники, связанный с превращением науки в производительную силу.

Направления НТР: автоматизация, разработка биотехнологий, освоение нов. источников энергии, нов. средства коммуникации

Последствия НТР: человек выводится за пределы процесса создания продукта, у него остаются регулирующие функции, усложняется хар-р труда, повышаются требования к квалификации работников.

Социальные последствия НТР: наука - непосредственная производительная сила изменение характера и содержание труда (повышение информационной деятельности), урбанизация, стандартизация жизни, «массовая культура», отчуждение личности, рост безработицы и усиливается проблема занятости.

НТП - научно-технический прогресс

25.Глобальные проблемы - совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Причины: увеличение расходования природных ресурсов; отрицательное воздействие производства на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей; усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами; создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации.

Глобальные проблемы. 1.войны и мира 2.международного терроризма 3.экологические 4. преодоление разрыва в развитии бедного Юга и богатого Севера (проблема «Север- Юг»)

Пути решения: новое планетарное мышление; изучение причин, наблюдение и контроль; концентрация усилий всех стран; стстема прогнозирования.

– Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства; Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;

– Более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики; Проведение продуманной демографической политики.

– Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам. Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).

– Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием; Сокращение обычных вооружений и торговли оружием; Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.

26. Многообразие мира: культура, государств и этнических образований, религиозных верований.

Факторы единства мира: развитие средств коммуникации, изменение транспорта, хар-р совр.техники, экономика, глобальные проблемы

27. Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ и превращающих человечество в единую систему.

Причины: переход к информац. обществу, мир. экономика, новые коммуникационные технологии (интернет и т.д.)

Направления глобализации: деятельность ТНК(транснациональных компаний), финансовых рынков, межд.организации в эк. и финанс., полит.сферах

Проявления глобализации:

Пол. сфера: ООН(1945), поиск разрешения военных и др. конфликтов

«+»- сближение гос-в, стимулирование интересов гос-в и предостережение от крайних действий

«-» -потеря суверенитета

Эконом. сфера: МВФ, ЕЭС, Всемирный банк, ВТО, мировая торговля,

«+»- дополнительные возможности для производства(воспользоваться плодами международного разделения труда, техническими достижениями)

«-» - препятствует развитию продукции отечественного производства, насаждается стандарт потребления(способствует реклама в СМИ), односторонняя специализация(в результате интеграции в мировой рынок)

Культура: движение за объединение всех христианских церквей и конфессий, массовая культура, Интернет.

«-» - ослабление национальной культуры, вестернизация(американизация), идеология потребительства(массовая культура направлена на получение прибыли, а не на формирование духовных ценностей), стандартизация, потеря духовности и утрата веры в гуманистические идеалы. Действует новый тип массового человека, который вмешивается во все и не знает морали, заурядность.

«+»- возникновение социокультурного единства

Антиглобалисты - противники глобализации.

28.Познание - процесс приобретения и развития знаний.(наука- гносеология)

Субъект- человек, кол-в Объект - окружающий мир

Условия познания- матер. сред-ва, информация, соц.среда

Цель познания – описать объект таким, какой он есть.(истина- соответствие мыли предмету)

Объективный факт — это реально существующий предмет, процесс или состоявшееся событие.

Научный факт - знание, которое подтверждено и интерпретировано в рамках общепринятой системы знаний.

Главный критерий истины - практика, соответствие законам логики и фундаментальным законам

Практика- активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим миром(осуществляется как материальное про-во или научный эксперимент)

Виды познания: мифологическое, социальное, обыденное, научное, религиозное, художественное, самопознание

Истина: абсолютная, относительная.(агностики(отрицают возможность истинного познания, эмпирики(истинно-чувственное познание) и рационалисты((критерий- разум)

Скептицизм- сомнение, что все знания носят достоверный хар-р

Оптимизм- возможность познания

Уровни познания: 1 уровень- чувственное познание(эмпиризм) - познание с помощью органов чувств. Результат- ощущение(психическое отражение отдельных свойств и состояний в результате их воздейстия на орг.чувств), восприятие(отражение в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности), представление(образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира).

Методы чувст. познания:

наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);

сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Особенность чув.познания: непосредственность, наглядность, воспроизведение внеш. сво-в объектов

2 уровень-рациональное познание - логическое мышление через методы: сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование (отвлечение).

Результат – понятие (мысль, отражающая предметы в их существенных признаках), суждение(связь между неск. понятиями, в кот. что-то утверждается или отрицается)), умозаключение(из 2 суждений выводят 3-е)

Методы рац.познания:

анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ)

дедукция - движение от общего к частному;

индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Особенность рац. познания: опора на чувств. познание, абстрактность и обобщенность, воспроизведение на основе внутр. и закономерностей

Формы(сту­пе­ни) на­уч­но­го по­зна­ния:

Ненаучное познание: миф, народная мудрость, жизненный опыт, паранаука, искусство.

29.Знание - результат познания

Виды знаний: житейское, научное (установленное и проверенное с помощью спец. методов науки), художественное, иррациональное, личностное

Формы ненаучного знания: донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное

Заблуждение –непреднамеренное искажение действительности(Колумб считал, что зап.путь в Индию короче)

Ложь - преднамеренное искажение действительности

30. Мышление- активный процесс отражения объективного мирав понятиях, суждениях, теориях и т.д.

Особенности: личностный хар-р, обобщенное отражение действительности, на основе практической деятельности, социально, связано с языком

Типы мышления: образное, понятийное (теоретическое), знаковое

31.Наука - теоретические систематизированные взгляды на мир, основанные на данных научных исследований.

Уровни: эмпирический (наблюдение и эксперимент)- описать

теоретический (гипотеза, теория)- объяснение, раскрытие сущности и фиксация в виде теорий, законов.

Функции науки: познавательно- объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.

Парадигма- господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления, позволяет успешно решать познавательные задачи.

Специфика совр.науки - выполняет социальный заказ общества

32.Научное познание- вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных знаний о природе, человеке, обществе.

Особенности научного познания: Объективность, Развитый понятийный аппарат, Универсальность, Спец.методы и средства познания

Уровни: 1)эмпирический 2)теоретический

Формы: научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория

Методы: см.познание

33. Самопознание- изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Виды:

-опосредованное (анализ собств.деятельности - анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности. Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности )

-непосредственное (самонаблюдение - на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности )

Образ «Я» («Я»-концепция)относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.

Самооценкаэмоциональное отношение к собственному образу.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

– оценка других людей;

– отношение личности к собственным успехам и неудачам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал