Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы и типы правового регулирования.
Чтобы изобразить особенности видов правового регулирования используются категории «способ регулирования», «отраслевые методы» и «типы». Способы правового регулирования – основное направление воздействия правового регулирования на общественные отношения, закрепленные в юридических нормах либо фиксируемые в принципах права. Выделяют три основных способа: 1) принцип дозволения – такой способ правового регулирования, который состоит в закреплении за субъектами правоотношений юридических возможностей для самостоятельных действий в их собственных интересах. 2) принцип запрета – такой способ правового регулирования, который заключается в требовании воздержаться от совершения определенных действий (подразумевается пассивное поведение, т.е. бездействие, связанное с пассивными юридическими обязанностями). 3) принцип позитивного обязывания - такой способ правового регулирования, который состоит в требовании действовать активно в интересах управомоченного лица. 4) в литературе также выделяют еще один способ – поощрение, но этот вопрос является дискуссионным. Одним из критериев деления права на отрасли служит метод правового регулирования. Отраслевой метод – особое сочетание трех способов правового регулирования (особый прием юридического воздействия, который возникает в результате специфического сочетания дозволения, запрета и позитивных обязываний). Эти специфические сочетания выражаются в четырех этапах отраслевого регулирования: I. взаимное правовое положение участников отраслевых правоотношений: - юридическое равенство отношений; - соподчинение. II. система юридических фактов и фактических составов, которые обеспечивают отраслевые правоотношения. III. порядок определения прав и обязанностей участников отраслевых правоотношений: - императивный порядок (участники правоотношений не могут самостоятельно уточнять свои права и обязанности) - диспозитивный порядок (участники правоотношений могут самостоятельно уточнять свои права и обязанности) IV. система отраслевых юридических санкций, которые применяются к правонарушителям (у каждой отрасли эта система специфична). Специфика существует у каждого элемента. Если специфики нет, то перед нами не отрасль позитивного права. Кроме того, что все существующие правовые отношения дифференцируются в зависимости от метода правового регулирования, они также могут подразделяться на две большие группы: 1) частноправовые; 2) публично-правовые. Это деление приводит к выделению соответствующих типов правового регулирования таких, как 1) общедозволительные; 2) разрешительные. Тип правового регулирования – особый порядок такого регулирования, возникающий в результате подразделения правоотношений на частноправовые и публичноправовые. В основе общедозволительного типа лежит юридический принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Этот тип наиболее распространен в частном праве, т.к. частноправовые отношения несоподчинены и требуют от участников максимальной активности. В основе разрешительного типа лежит противоположный принцип: «запрещено все, кроме разрешенного законом». Этот тип охватывает публичноправовые отношения, т.к. участники правоотношений находятся в неравном юридическом положении и нужно ограничить властные полномочия одних. Здесь точно и подробно устанавливаются рамки поведения.
61. Правовые средства и правовой режим. Правовые средства - это различные правовые явления, выраженные в форме юр инструментов и деяний, с помощью которых удовлетворяется интересы субъектов права и обеспечивается достижение соц полезных целей. Правовой режим - это специфический вид комплексного средства правового регулирование выраженные в особом сочетании способов, методов, приемов и типов правового регулирования и использовании различных правовых средств. Признаки правовых средств: 1) выражают собой все обобщающие юр способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей 2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений; 3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования – МПР, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права); 4) приводят к юр последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования; 5) обеспечиваются государством. Виды правовых средств. В зависимости от степени сложности: первичные (элементарные) и комплексные (составные). По выполняемой роли: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования – на конституционные, адм, гр, уг и др.; по характеру – на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); 62. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии.
|