Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии правового регулирования. Функции правового регулирования проявляются на определенной стадии правового регулирования, обычно их выделяют три:
Функции правового регулирования проявляются на определенной стадии правового регулирования, обычно их выделяют три: I. Стадия общего действия норм права. Проявляет такой механизм правового регулирования, как юридические нормы: вступившие в силу юридические нормы общим образом влияют на будущих субъектов отношений, подлежащих правовому регулированию. II. Стадия возникновения прав и обязанностей, т.е. стадия правоотношений. Общие предписания юридических норм воплощаются в соответствующие правоотношения, следовательно, происходит проявления такого элемента правового регулирования, как правоотношения. III. Стадия реализации прав и обязанностей (обмен деятельностью участников отношений). Элементом этой стадии являются акты, реализующие права и обязанности. Когда речь идет о четвертом элементе правового регулирования, то можно говорить о факультативной стадии (стадии применения норм права). Эта стадия не всегда имеет место, но имеет только тогда, когда правоотношение не может возникнуть самостоятельно или когда правоотношение не доведено до конца, следовательно, в этих условиях возникает потребность в деятельности компетентных органов, которые способствуют возникновению этих правоотношению или устраняют препятствия встречающие на пути к ним. Факультативная стадия может иметь, а может не иметь место либо же может занимать любое место среди перечисленных стадий. На этой стадии работают индивидуальные юридические предписания. Есть также основание полагать, что такой механизм правового регулирования является неадекватным и имеет существенные минусы: а) на каком основании мы утверждаем, что в праве могут возникать пробелы? Что делать, если они есть? Однако в рассмотренных стадиях эти пробелы в праве отсутствуют и они не помогут появиться. Но все-таки в позитивном праве они возникают. б) для возникновения правоотношений требуются юридические факты (фактические составы). В перечисленных стадиях юридические факты отсутствуют, о них начинают говорить только в случае возникновения правоприменения, которое не всегда требуется. в) правоотношения – индивидуализированная связь между субъектами, обладающими правами и обязанностями, осуществляющими обмен деятельностью. Они не являются регуляторами человеческого поведения, они сами нуждаются в правовом регулировании. г) субъективные права и обязанности в отрыве от человека не существуют. Фактически человеческое поведение нуждается в регулировании. Выше указывается, что есть стадия реализации прав и обязанностей, но акты реализации прав и обязанностей сами нуждаются в регулировании. Дополнения к стадиям в связи с внесенными поправками: I. Стадия общего действия норм права; принципов права (при отсутствии юридических норм права). II. Стадия юридических фактов, вызывающих правоотношения. Здесь реализуется регулятивная функция юридических фактов и фактических составов. Условием для появления этой стадии являются юридические факты и фактические составы. III. Стадия правоотношений (в качестве регулятора задействованы субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности). IV. Факультативная стадия (может входить в одну из уже перечисленных стадий или занимать любое место среди них).
63. Понятие и структура толкования норм права. 58. Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм). Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
64. Способы толкования норм права. Под уяснением имеется в виду сама юридико-познавательная процедура выявления, осмысления и обоснования искомого содержания толкуемой нормы. Любое толкование включает в себя такую процедуру уяснения толкователем нормы (прежде всего для себя самого) ее подлинного содержания. Под разъяснением имеются в виду различные специальные формы внешнего публичного выражения для общего использования результатов соответствующего (официального или неофициального) уяснения содержания толкуемой нормы. Ввиду таких различий между уяснением и разъяснением толкование-уяснение не следует смешивать с толкованием-разъяснением. Способы толклвания-уяснения: Грамматический (языковой, текстовый.) заключаетсяв грамматическом анализе текста норм права и в уяснении лексического значения отдельных терминов, словосочетаний, оценочнх признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы права в рамках синтаксической конструкции. Т.е толкование в точном соответствии с правилами грамматики. Логический заключается в использовании правил формальной логики для уяснения смысла норм права путем установления логических связей и соотношении ее частей: гипотезы диспропорции и санкции. При логическом способе толкования анализируются не слова и выражения, а понятия, которые их отражают; предложения образуютяс в суждения о важных ля понимания норм праваобстоятельствах; логический анализ суждений, их связей м/д собой позволяет прийти к умозаключеной воле законодателя, выраженной в нормативном предписании. При этом применяются все законы формальной логики: Зако́ н то́ ждества — закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон исключённого третьего состоящий в том, что из двух высказываний — «А» или «не А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными (либо истинными), одно из них необходимо истинно, а другое ложно. Закон непротиворечия (закон противоречия) — закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих либо противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них необходимо ложно. Зако́ н доста́ точного основа́ ния — закон логики, который формулируется следующим образом: положение считается истинным только в том случае, если для него может быть сформулировано достаточное основание. Достаточное основание есть положение (или совокупность положений), которое является заведомо истинным и из которого логически вытекает обосновываемое положение. Систематический – состоит в установлении места нормы в системе права, отрасли, института, и уяснении ее смысла, исходя из содержания связанных с ней норм права. Систем. толк. Предпологает уяснение смысла правовой нормы в связи с тем местом, которое она занимает в единой системе норм права и, следовательно, в ее соотношении с другими правовыми нормами, относящимися как к данной отрасли, так и к др отраслям права. Выясняютя и устраняются противоречия м/д нормами права. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты.Историко-политическое (историко-целевое) толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение (в связи с изменением условий и фактов, на которые была рассчитана норма). Историческое толкование также предполагает уяснение смысла нормы путем сопоставления толкуемого закона с первоначальным его проектом, с отмененными актами по тому же вопросу, ознакомление с материалами обсуждения и принятия толкуемого акта. Историко-политический способ толкования состоит в уяснении тех целей и задач, которые решает государство путем установления определенных нормативных предписаний. Оно позволяет преодолевать чисто формальное применение закона, без учета тех целей, которые были сформулированы в законодательстве. Специально-юридический способ означает толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве. Данный способ строится на использовании правил юридической техники и технико-юридических средств. Он преимущественно совпадает с правилами формально-юридического анализа текста акта. Специально-юридическое толкование включает в себя не только понятийное толкование правовых норм и установление связей между понятиями, но и определение принадлежности норм к отраслям и институтам права, конструктивное и нормативное толкование. Специально-юридическое толкование, основанное на юридико-технических средствах и приемах, прежде всего «касается толкования специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отожествлялся бы с грамматическим толкованием). Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя значение таких, например, категорий, как «тип правового регулирования», «правовой режим», «юридическая конструкция» и др.. Специально-юридический способ толкования позволяет формализовать системные отношения между отраслями, институтами и отдельными нормами права, выработать определенные стандарты применения норм права, на основе типичных приемов раскрытия содержания юридических терминов. Телеологический способ толкования означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов. Кроме того, данные цели прослеживаются по результатам законодательной работы (пояснительные записки, доклады по законопроекту и др.). Такое толкование основано на приоритетных задачах правового урегулирования конкретных ситуаций, нацеленное на определенный результат, например, на защиту прав человека и гражданина. По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным. Буквальное толкование имеет место в тех наиболее распространенных случаях, когда нормативный смысл правоположения текста полностью совпадает с его словесно-текстуальным выражением. К таким случаям относится, например, положение п. 2 ст. 41 Семейного кодекса РФ: «Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению». Однако нередко нормативный смысл правоположения текста оказывается шире или уже его текстуально-словесного выражения. В этих случаях требуется расширительное (распространительное) или ограничительное толкование с целью адекватно (верно и точно) выразить подлинный нормативный смысл соответствующих правоположений текста акта. Расширительное толкование необходимо там, где подлинный нормативный смысл правоположения текста шире его словесного выражения. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ содержит следующее правоположение: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Подлинный нормативный смысл этого правоположения шире его словесного выражения, поскольку содержащийся в правоположений запрет распространяется не только на законы, но и на подзаконные акты. Ограничительное толкование требуется там, где подлинный нормативный смысл правоположения текста уже его словесного выражения. Например, в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ сформулировано следующее правоположение: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Здесь ясно, что подлинный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединение не распространяется, в частности, на детей.
65. Виды толкования норм права по объему, по субъектам, по объекту. Под разъяснением имеются в виду различные специальные формы внешнего публичного выражения для общего использования результатов соответствующего (официального или неофициального) уяснения содержания толкуемой нормы. Юридическое значение толкования-разъяснения зависит от статуса субъекта толкования. По этому основанию выделяется два вида толкования-разъяснения: официальное и неофициальное. Официальное толкование — это толкование, которое осуществляется управомоченным на это государственным органом. Акты официального толкования обязательны для соответствующих субъектов правоприменения. По сфере такой обязательности положений официального толкования оно делится на нормативное и каузальное. Положения нормативного толкования распространяются на неопределенный круг лиц и отношений, охватываемых толкуемой нормой. Но официально-обязательное для соответствующих субъектов правоприменения положение (правило, «норму») толкования нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение — это всегда лишь правило надлежащего понимания уже наличной толкуемой нормы права, а не новая норма права. Положения каузального толкования распространяются лишь на данный конкретный случай (казус). По источнику (правовому основанию) такой обязательности обычно выделяют два вида официального толкования — легальное и аутентичное. Легальное толкование — это толкование, которое осуществляет специально на это управомоченныи законом государственный орган. Так, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. Такое толкование обладает общеобязательной юридической силой. В литературе к легальному толкованию (в качестве его разновидности) относят и те разъяснения по вопросам судебной практики, которые, согласно Конституции РФ (ст. 126, 127), дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Под аутентичным толкованием в литературе имеется в виду официальное, обладающее обязательной силой толкование всеми правоустановительными (правотворческими) государственными органами (представительными и исполнительными) изданных ими нормативно-правовых актов, осуществляемое по собственному усмотрению соответствующих органов в пределах их компетенции. К неофициальным толкованиям относятся все толкования, не наделенные законом обязательной юридической силой. Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное. Обыденное толкование — это толкование соответствующей нормы права любым субъектом на основе его правопонимания и правосознания. Профессиональное толкование — это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности). К разновидностям такого профессионального толкования по своему правовому смыслу и значению относятся как разъяснения высших судебных органов, так и соответствующие разъяснения-толкования всех остальных государственных органов (все так называемое аутентичное толкование). Доктринальное толкование — это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках. Юридическая доктрина имеет для процесса толкования, разумеется, и более фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права. Практическое значение неофициальных форм толкования (профессионального и доктринального) определяется авторитетом субъектов такого толкования, компетентностью и высоким уровнем прогностической достоверности соответствующих толкований.
66. Социальное и правовое поведение. Виды правового поведения. В процессе жизнедеятельности люди сталкиваются с требованиями различных социальных регуляторов и нормативных предписаний. Это и обычаи, и религиозные, политические, этические, моральные, корпоративные и иные нормы, правила поведения. В этом ряду требования норм права выделяются своей всеохватностью, формальной определенностью, государственной защищенностью и некоторыми другими специфическими признаками, ставящими эти нормы в особое положение. Поведение в рамках действия юридических норм принято называть правовым поведением, которое рассматривается как урегулированное нормами позитивного права сознательно-волевое социально значимое поведение людей и их коллективов, влекущее юридические последствия.
67. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды. Правовое регулирование сводится к обеспечению правомерного поведения всех участников правоотношений. Во всем многообразии представлений о понятии «правомерного поведения» можно выделить два основных подхода: 1) Правомерное поведение – такое поведение, которое соответствует нормам права. 2) Правомерное поведение – любое поведение, не запрещенное юридическими нормами. Но эти взгляды содержат существенные изъяны: а) Общей для обеих точек зрения ошибкой можно считать то, что под правом их сторонники подразумевают только юридические нормы, в то время как не все юридические нормы являются выражением права. б) Ошибкой, присущей только первому подходу является то, что он не учитывает постоянное существование пробелов в позитивном праве: т.е. правомерное поведение может не соответствовать нормам права в виду пробела. Также этот подход не учитывает, что юридические нормы специализируются на обслуживании либо регулятивных, либо охранительных функций права и, в соответствии с этим, могут состоять из гипотезы и диспозиции либо из гипотезы и санкции. в) Определение соответствия нормам права поведения происходит по-разному. Но в любом случае, если поведение соответствует нормам права – оно правомерно. Когда речь идет о случае, где происходит описание охранительных норм – в них описывается состав правонарушения, а в регулятивных – идет расчет только на правомерное поведение. г) Ошибкой, присущей второй точке зрения, можно считать то, что она не принимает во внимание то обстоятельство, что право не является универсальным регулятором и есть такие определенные границы правового регулирования, которые регулированию не подлежат или в них оно не нуждается (например, отношения любви и дружбы). Следовательно, юридически не запрещенным может быть не только правомерное поведение, но и юридически нейтральное. Также этот подход не учитывает того фактора, что по различным причинам в позитивном праве могут существовать пробелы: например, некоторые «вредные» меры поведения не запрещены юридически, но на этом основании их нельзя считать правомерными, правонарушениями формально их назвать также нельзя.
|