Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления о социальной и персональной идентичности.






Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориенти­рованных концепций, для которых была характерна несколько иная логика.

Своеобразным толчком для них послужили известные исследо­вания М. Шерифа, посвященные анализу межгрупповых конфлик­тов. Среди возможных следствий реального меж­группового конфликта М. Шериф отмечал более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии. В дальнейшем именно анализ ког­нитивных и эмоциональных процессов стал центральным для кон­цепций социальной идентичности А. Тэшфела и самокатегоризации Дж. Тернера, к которым мы теперь и обратимся.

Одним из основных понятий этих концепций является поня­тие социальной категоризации. Процесс социальной категоризации, или процесс распределения социальных событий и объектов по группам, необходим человеку, для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в сво­ем социальном окружении.

Социальная категоризация есть система ориентации, ко­торая создает и определяет конкретное место человека в обществе. Данное понятие было введено А. Тэшфелом (1981) для определе­ния своей концептуальной позиции. В соот­ветствии с этой позицией межгрупповые формы взаимодействия рассматриваются как некоторый континуум, на одном полюсе которого можно расположить варианты социального поведения индивидов, полностью обусловленные фактом их группового член­ства, а на другом такие формы социального взаимодействия, ко­торые полностью определяются индивидуальными характеристи­ками участников.

Для объяснения возможных вариантов социального поведения личности в рамках данного континуума А. Тэшфел опирался на когнитивную схему: роль регулятора в этом выполняет Я-концеп­ция, включающая в себя две подсистемы — персональную и соци­альную идентичность. Согласно Тэшфелу, это равнозначные струк­туры, первая из которых представляет самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, а вторая — в терминах субъективной принадлежности к различ­ным социальным категориям: полу, этносу, профессиональной группе и т.п.

В дальнейшем один из последователей А. Тэшфела, Дж. Тернер в своей теории самокатегоризации отметил наличие реципрокной (взаимоуничтожающей) зависимости между этими двумя подсистемами.

Тернер утверждает, что любая самокатегори­зация деперсонализирует восприятие в терминах групповых про­тотипов и трансформирует основания для межличностных пред­почтений из индивидуально-личностных в прототипические. Самокатегоризация продуцирует внутригрупповой фаворитизм, социальные стереотипы восприятия и норматив­ное поведение.

С этой точки зрения прототип — это абстрактное обобщающее представление специфических стереотипных и нормативных ха­рактеристик, которые определяют групповую принадлежность как внутри, так и вне группового контекста. Прототи­пы конструируются членами группы из доступной им релевантной информации для того, чтобы иметь образцы, достойные подража­ния и представляющие членов данной группы. Через самокатего­ризацию индивиды могут использовать созданные групповые про­тотипы для соотнесения себя с ними, описания и оценивания себя и как следствие — поддержания благоприятной самооценки.

Подобный акцент концепций А. Тэшфела и Дж. Тернера опре­делялся, с одной стороны, противопоставлением гуманистичес­ким теориям личности, а с другой — был связан с утверждением необходимости и важности межгрупповых отношений наравне с межличностными, что в итоге и определяет более высокий уро­вень приспособления человека к социальной действительности.

Эта идея нашла свое наиболее полное выражение в концепции Тернера. В отличие от Тэшфела он настаивает, что процесс самокатегоризации может идти на трех иерархизированных уровнях:

• высшем, состоящем в категоризации себя как человеческого существа;

• среднем, состоящем в самокатегоризации как члена именно этой социальной группы (т.е. на уровне социальной идентичнос­ти);

• низшем, состоящем в личностной самокатегоризации (т.е. на уровне персональной идентичности).

Обращая вслед за Тэшфелом свое основное внимание на сред­ний уровень, Тернер определяет социальную идентичность как «общую сумму личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я-концепции».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал