Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Представления о социальной и персональной идентичности.
Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций, для которых была характерна несколько иная логика. Своеобразным толчком для них послужили известные исследования М. Шерифа, посвященные анализу межгрупповых конфликтов. Среди возможных следствий реального межгруппового конфликта М. Шериф отмечал более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии. В дальнейшем именно анализ когнитивных и эмоциональных процессов стал центральным для концепций социальной идентичности А. Тэшфела и самокатегоризации Дж. Тернера, к которым мы теперь и обратимся. Одним из основных понятий этих концепций является понятие социальной категоризации. Процесс социальной категоризации, или процесс распределения социальных событий и объектов по группам, необходим человеку, для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальная категоризация есть система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе. Данное понятие было введено А. Тэшфелом (1981) для определения своей концептуальной позиции. В соответствии с этой позицией межгрупповые формы взаимодействия рассматриваются как некоторый континуум, на одном полюсе которого можно расположить варианты социального поведения индивидов, полностью обусловленные фактом их группового членства, а на другом такие формы социального взаимодействия, которые полностью определяются индивидуальными характеристиками участников. Для объяснения возможных вариантов социального поведения личности в рамках данного континуума А. Тэшфел опирался на когнитивную схему: роль регулятора в этом выполняет Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональную и социальную идентичность. Согласно Тэшфелу, это равнозначные структуры, первая из которых представляет самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, а вторая — в терминах субъективной принадлежности к различным социальным категориям: полу, этносу, профессиональной группе и т.п. В дальнейшем один из последователей А. Тэшфела, Дж. Тернер в своей теории самокатегоризации отметил наличие реципрокной (взаимоуничтожающей) зависимости между этими двумя подсистемами. Тернер утверждает, что любая самокатегоризация деперсонализирует восприятие в терминах групповых прототипов и трансформирует основания для межличностных предпочтений из индивидуально-личностных в прототипические. Самокатегоризация продуцирует внутригрупповой фаворитизм, социальные стереотипы восприятия и нормативное поведение. С этой точки зрения прототип — это абстрактное обобщающее представление специфических стереотипных и нормативных характеристик, которые определяют групповую принадлежность как внутри, так и вне группового контекста. Прототипы конструируются членами группы из доступной им релевантной информации для того, чтобы иметь образцы, достойные подражания и представляющие членов данной группы. Через самокатегоризацию индивиды могут использовать созданные групповые прототипы для соотнесения себя с ними, описания и оценивания себя и как следствие — поддержания благоприятной самооценки. Подобный акцент концепций А. Тэшфела и Дж. Тернера определялся, с одной стороны, противопоставлением гуманистическим теориям личности, а с другой — был связан с утверждением необходимости и важности межгрупповых отношений наравне с межличностными, что в итоге и определяет более высокий уровень приспособления человека к социальной действительности. Эта идея нашла свое наиболее полное выражение в концепции Тернера. В отличие от Тэшфела он настаивает, что процесс самокатегоризации может идти на трех иерархизированных уровнях: • высшем, состоящем в категоризации себя как человеческого существа; • среднем, состоящем в самокатегоризации как члена именно этой социальной группы (т.е. на уровне социальной идентичности); • низшем, состоящем в личностной самокатегоризации (т.е. на уровне персональной идентичности). Обращая вслед за Тэшфелом свое основное внимание на средний уровень, Тернер определяет социальную идентичность как «общую сумму личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я-концепции».
|