Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования Дж. Марсиа.






Центральный конфликт подростково-юношеского этапа в фор­мировании идентичности составляет, по мысли Эриксона, конф­ликт между становлением индивидуальности и диффузией («раз­мыванием») идентичности. Задача рефлексии себя и своего места в социальном мире, попытки первых ответов на вопросы «Кто я? Зачем я живу? Какой я? К чему способен, а к чему — нет?» могут быть разрешены в сторону позитивного полюса — привести к струк­турно-динамически оформленной Я-концепции, но могут решаться и в сторону отрицательного полюса, приводя к неуверенности в понимании собственного «Я», к неспособности сформулировать свои цели, ценности и идеалы, к трудностям социального (поло-ролевого, этнического, профессионального и пр.) самоопределе­ния, т.е. к диффузной идентичности.

Дж. Марсиа предположил, что феноменологически тот или иной вид идентичности проявляется через наблюдаемые паттерны «ре­шения проблем», т.е. актуализируется в ситуации социального вы­бора.

Соответственно он выделяет в подростковом возрасте:

• во-первых, реализованную идентичность, характеризующую­ся тем, что подросток перешел критический период, отошел от родительских установок и оценивает свои будущие выборы и ре­шения, исходя из собственных представлений. Он эмоционально включен в процессы профессионального, идеологического и сек­суального самоопределения, которые Дж, Марсиа считает основ­ными «линиями» формирования идентичности;

• во-вторых, на основании ряда эмпирических исследований Дж. Марсиа был выделен «мораторий» как наиболее критический период в формировании подростковой идентичности. Основным его содержанием является активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Требования к жизни у такого подростка смутны и противоречивы, его бросает из одной крайности в другую, и это характерно не только для его социального поведения, но и для его представле­ний о себе;

• в-третьих, Дж. Марсиа выделяет «диффузию», характеризую­щуюся практическим отсутствием у подростка предпочтения ка­ких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения. Проблемы выбора его еще не волнуют, он еще как бы не осознал себя в качестве автора собственной судьбы;

• в-четвертых, Марсиа описывает такой вид подростковой иден­тичности, как «предрешение». В этом случае подросток хотя и ори­ентирован на выбор в указанных трех сферах социального самооп­ределения, однако руководствуется в нем исключительно роди­тельскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие.

Таким образом, классификация Марсиа основана на двух кри­териях: 1) наличие/отсутствие исследования альтернатив и 2) на­личие/отсутствие выбора в результате этого исследования. Ряд даль­нейших исследований идентичности с использованием схемы Дж. Марсиа добавили в нее третий параметр: открытость/закрытость альтернативам, «умножив» тем самым возможные виды идентич­ности.

Интересно, что сегодня в рамках психологических исследова­ний личности схема Марсиа распространяется и на другие возраст­ные этапы: получены эмпирические данные о связи тех или иных типов идентичности, по Дж. Марсиа, с уровнем социально-психо­логической адаптации (у безработных — Демин А. Н., 1996), с уров­нем коммуникативной компетентности (у учителей — Антонова Н. В., 1995) и т.п., что лишний раз подтверждает мысль Эриксона о ведущей роли подросткового этапа в развитии идентичности для человека.

Что же касается изучения подросткового этапа социализации, то модель Дж. Марсиа вызвала целую серию исследований, посвя­щенных установлению взаимосвязи между теми или иными вида­ми идентичности и различными личностными характеристиками подростков, такими, как тревожность, самоуважение, структура ценностей, локус контроля.

В частности, многие исследования подтвердили взаимосвязь между уровнем тревожности и видом идентичности: вне зависи­мости от половых различий подростки в ситуации «моратория» обладали максимальной тревожностью, а подростки, которым была свойственна «предрешенная» идентичность, — минимальной, что, как правило, интерпретировалось как актуализация защитных ме­ханизмов.

Кейс6


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал