Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валунные сооружения






Культовые сооружения святилища Заяцкого острова являются наиболее ярким примером для изучения подобных объектов. Как мы уже упоминали, на острове есть три типа объектов: лабиринты, символические выкладки и каменные насыпи-могильники. В большинстве они расположены в районе двух возвышенностей Большого Заяцкого острова – горы Сигнальная и горы Сопка. При этом каменные насыпи и символические выкладки встречаются в основном в области этих возвышенностей, а лабиринты – на западном и южном склонах горы Сигнальная.

1.Каменные насыпи-могильники.

Не смотря на то, что насыпи определяются однозначно как могильники, они до сих пор вызывают большое количество вопросов. Почему «поля» насыпей, разбросанные по острову, имеют достаточно четкую локализацию? Чем объяснить отсутствие в большинстве насыпей реальных остатков захоронений? Каким образом объяснить количество насыпей на острове? Если захоронения происходили на всем протяжении функционирования святилища, то почему их так мало? Если хоронили только «знатных» людей – почему так много?

Ответы на эти вопросы можно предложить в виде гипотез, подтверждая или отрицая их правомочность в ходе дальнейших исследований и экспериментов.

Локализация насыпей объясняется довольно просто – повсюду в древних обществах проблема отношений с умершими родичами являлась одной из центральных. С одной стороны, умершие предки являлись объектом уважения, почитания и поклонения, с другой – кладбища всегда отделялись от жилых территорий, что бы мир живых не пересекался с миром мертвых. Отголоски этих верований мы встречаем по всему миру. Памятники более раннего времени - острова Олений, Шаманский, Гельголанд (Кодола, Сочеванов, 2003). Позднее христианские кладбища на Руси также всегда находились в удалении от жилья, в идеальном варианте – за ручьем, рекой, озером или любой другой преградой. В наше время кладбища всегда «огорожены», то есть, по сути, являются табуированной территорией.

Отсутствие реальных остатков захоронений в большинстве насыпей заставляет выдвигать два предположения.

Во-первых: не все насыпи представляют собой захоронения. Часть из них может быть отнесена к разряду «символических выкладок» на основании их удаленности от локальных скоплений насыпей. Подобные результаты может принести анализ расположения этих насыпей относительно других объектов святилища.

Во-вторых: так как мы имеем дело с архаичной культурой морских кочевников, проводивших значительную часть своей жизни в море, логичным будет предположить, что часто ушедшие в море просто не возвращались – гибли в штормах, которыми изобилует Белое море, погибали на охоте. В таком случае отсутствие останков в насыпях объясняется просто отсутствием тела умершего. Тем не менее, в древних верованиях считалось, что обряд похорон в любом случае должен быть проведен – в противном случае дух умершего будет мстить племени, мешая рыболовству, охоте, или даже приводя членов племени к смерти.

Количество насыпей на Большом Заяцком острове также пока не поддается полноценному анализу. Если время функционирования святилища определено правильно, и оно действовало не менее двух тысяч лет, тогда частота сооружения насыпей-могильников около 1 в 2 года. Здесь возможны два вывода:

- либо проведение обряда захоронения на этом острове являлось делом исключительным

- либо произошла ошибка датировки в сторону увеличения срока функционирования святилища.

 

2.Лабиринты

На сегодняшний день на Соловецких островах известно 35 лабиринтов, 13 из которых располагаются на территории Большого Заяцкого острова. Скопление лабиринтов занимает площадь не более 0, 4 км2. Размеры лабиринтов различны: диаметр от 6 до 25, 4 м. Входы лабиринтов расположены в различных направлениях: превалирует направление в сторону южного полушария. Схематика лабиринтов Большого Заяцкого острова представлена пятью типами: подковообразный с двумя подковами, подковообразный с одной подковой, концентрически-круговой, односпиральный (правозакрученный) и «лабиринтообразная фигура», имеющая концентрически-прямоугольную схему (Мартынов, 2002). Более детальная классификация лабиринтов дана в книге «Дагестанские лабиринты» (Хан-Магомедов, 2001).

Культовое (религиозное) назначение северных лабиринтов сегодня не оспаривается. Очевидно, что лабиринты были центральными объектами проведения большинства обрядов, проводившихся на территории Большого Заяцкого острова. Большое количество лабиринтов, их схематика, размеры, ориентировка относительно сторон света может объясняться как «обрядовой специализацией» каждого отдельного лабиринта, так и временем его построения. При этом на Большом Заяцком острове лабиринты редко соседствуют с каменными насыпями-могильниками, в большинстве случаев насыпей-могильников рядом нет. Так же северные лабиринты часто встречаются и без сопровождения захоронениями. Скорее всего, что лабиринты, не соседствующие с насыпями-могильниками, не использовались при проведении обрядов захоронения.

Таким образом, лабиринт является полифункциональным объектом, возможное назначение которого может определяться благодаря анализу его расположения относительно сопровождающих сооружений – насыпей-могильников, символических выкладок.

3. Символические выкладки

Символически выкладки святилища Большого Заяцкого острова сегодня можно считать лишь частично описанными. Поиск выкладок, их расположение, количество, формы, размеры, – процесс описания до сих пор нельзя считать законченным. Последние находки на Большом Заяцком острове были сделаны в 2001 году. Наиболее крупные сооружения выявлены, составлена описательная классификация(Мартынов, 2002), позволяющая провести анализ этих символических выкладок. Классификация объединяет выкладки Большого Заяцкого острова, имеющие явные отличительные признаки. Названия даны по индивидуальным признакам объектов (по аналогии). Среди 35 символических выкладок, зафиксированных экспедицией НИИ культуры, выделены следующие:

- «дольмены» - валунные выкладки прямоугольных форм;

- «дольменообразное сооружение» - каменная груда с примыкающей к ней оградкой;

- «перемычки» - ряды каменных насыпей;

- «звезда» - многоугольник, выложенный валуном;

- «пирамида» - каменная пирамида треугольной формы, высотой 3, 2 м;

- «коромысло» - многоугольная фигура из камней;

- «ловушки» - выкладки подпрямоугольной формы;

- «солнечная розетка» - единственная выкладка, выполненная из отщепов и сколов кварцита (Мартынов, 2002).

Назначение символических каменных выкладок Заяцкого острова может быть найдено с помощью анализа их расположения относительно других выкладок, географического положения табуированного Большого Заяцкого острова, жилых островов того времени. На основе знания быта древних обитателей архипелага, зависящего от окружающей среды (климат, природа, ландшафты) возможно построение гипотезы, объясняющей принципы использования святилища Большого Заяцкого острова.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал