Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к медитирующим и законы медитации






Еще одно преимущество этого вида медитации заключается в том, что требования к медитирующим достаточно мягкие. Каждый человек может научиться такой медитации и, если он не страдает серьезными душевными расстройствами[7], без всякой опасности для себя. Практически невозможно не уметь проводить такую медитацию, поскольку каждый человек обладает способностью размышлять и образно мыслить, неважно, делает он это осознанно или нет.

Упражнение. Попытайтесь не исполнять следующую «команду»: представьте себе луг. — Абсолютно невозможно проигнорировать этот призыв, просто потому, что каждый из нас хранит в себе образы лугов.

Одно только упоминание понятия «луг» направляет наши мысли на представление о луге, и это все, что необходимо для управляемой медитации. Даже если бы в качестве призыва прозвучали слова: не думайте сейчас о луге, мы не смогли бы ие подумать о нем в этот момент. Подтверждение этому вы найдете в следующем упражнении.

Упражнение. Не думайте сейчас о вашем носе. — Вам сразу же приходит на ум ваш нос, даже если перед этим вы долго не вспоминали о нем.

Многим из нас эти парадоксальные переживания знакомы по визитам к зубному врачу. Никогда мы не испытываем столь острой потребности в том, чтобы сглотнуть слюну, как в тот момент, когда врач запрещает нам эго.

В мире образов, как и во всей женской половине окружающей реальности, действуют совсем другие законы, нежели законы мужского мира интеллекта. Отрицание не имеет здесь значения, оно просто игнорируется. Действие этого закона мы наблюдаем при воспитании детей, поскольку маленькие дети в основном живут в женском мире образов. Призыв: «Постарайся сегодня не опрокинуть свое какао!» ребенок воспринимает без учета отрицания и слышит совсем другое: «Пожалуйста, опрокинь свое какао снова!»

Чем больше человек связан с миром представлений и образов, тем меньше он реагирует на отрицания. Если вспомнить о десяти заповедях, которые неслучайно сформулированы в виде отрицательных предложений, эффект образного их восприятия становится ошеломляющим. Запретный плод сладок, гласит пословица, и применительно к миру образов она совершенно справедлива.

Мы не можем не преобразовывать услышанные слова в образы, тем самым выполняя одно из важнейших условий управляемой медитации. Только абстрактные понятия, в частности из области математики (например, К)7), не поддаются такому преобразованию, однако в медитации они не играют никакой роли. Все прочие понятия связаны с конкретными образами и наилучшим способом подходят для путешествий во внутренний мир. На этом основывается важнейшее правило управляемых медитаций: формулировки должны быть максимально образными, наглядными и конкретными. Все слишком абстрактное игнорируется, так же как и отрицания, которые в конечном счете тоже абстрактны.

Однако возможности внутреннего мира образов простираются гораздо дальше. Все границы, которые создает внешняя реальность для интеллектуального мышления, не имеют никакого значения во внутреннем мире. Все, что мыслимо, здесь может обрести свой образ — от сказочных существ до изобретений далекого будущего. Следующее упражнение подтверждает этот тезис.

Упражнение. Не думайте сейчас о светло-голубой домашней свинье в белую полоску и зеленых поросятах.

Как быбы ни старались, невозможно проигнорировать этот призыв, и поскольку вам известно, что такое свинья и как выглядят голубой, белый и зеленый цвета, сюрреалистическая семья свиней уже предстала перед вашим внутренним взором.

Возможность придавать внешнюю форму предметам и явлениям, которые (еще) не существуют во внешней реальности, особенно интересна с терапевтической точки зрения. Например,

можно воспользоваться самыми лучшими терапевтическими методиками задолго до того, как они воплотятся во внешнем мире.

Неограниченные возможности мира образов знакомы нам с детства на примере сказок и мифов. Сказки не принимают в расчет узкие рамки мужской логики; они свободно перемещаются по широкому пространству мира душевных образов.

Если новая встреча с этим давно знакомым миром вопреки ожиданиям все же доставляет нам трудности, это, скорее всего, связано с нашими собственными установками. Возможно, мы ожидаем, что образы будут более реалистичными, объемными или просто не такими, как возникающие у нас представления. В действительности для начала вполне достаточно даже размытых и неопределенных представлений. Со временем и по мере тренировки образы станут более объемными и отчетливыми. Однако может потребоваться определенное время для того, чтобы примирить наши возросшие с годами потребности в сложности со столь простыми вещами, как наши внутренние образы. Поскольку нам потребовалось определенное время для того, чтобы утратить естественный доступ к миру образов, нам потребуется время, чтобы опять привыкнуть к нему. Разумеется, все мы с самого раннего детства умели мечтать, фантазировать и ориентироваться во внутренних мирах. Только после поступления в школу и соприкосновения с серьезными сторонами жизни мы услышали от наших учителей: Не мечтай! Не фантазируй! Не спи! Не выдумывай, говори правду! — а в первую очередь: Сконцентрируйся! Постепенно мы осознали, о какой «правде» идет речь, как нужно заглушать все неважное и фантастическое и концентрироваться на немногих важных и существенных вещах. Для каждого ребенка это довольно трудный шаг, тем более что па самом деле речь идет не о существенном, то есть не о сути вещей, а исключительно о разумном. Чем лучше ребенок воспринимает информацию о том, что важными являются исключительно рациональные и функциональные вещи, тем быстрее отходят па задний план творческие области представлений и фантазии. Стремление вновь обрести доступ к этим сферам в зрелом возрасте может вызвать определенный скепсис со стороны интеллекта, который за эти годы привык к единоличной власти. Однако проблема заключается не в сложности медитации, а как раз в ее легкости и простоте доступа к ней. Когда человек наконец приходит к пониманию этого, нередко приходится слышать: «Ах, это на самом деле так просто, Вы могли сразу сказать мне об этом. Всего лишь принимать представления и мысли такими, какие они есть, и все...»

Другое, столь же простое правило также нередко становится источником проблем; можно сказать, что интеллектуальные люди склонны к тому, чтобы делать из него проблему. Одним из условий управляемой медитации является восприятие первой пришедшей в голову мысли. Вспомним о первом луге, который мы представили себе. Воспринять эту мысль довольно просто, однако для привыкшего к альтернативам интеллекта это иногда составляет проблему. Существование различных вариантов образа дают нашему эго ощущение свободы и власти принимать решения. Однако для этого необходимо сделать выбор. Возможность выбора в свою очередь может привести к тому, что первая появившаяся мысль будет отринута. А у медитирующего возникнет представление, будто первый возникающий образ не является важным и необходимым. Разумеется, осмысленный выбор вполне благоприятен для интеллекта, поскольку позволяет ему удерживать ситуацию под контролем, однако он неблагоприятен для самого медитирующего.

В принципе, не следует злиться на эго, котором)' подчиняется интеллект, за такую политику, поскольку ему действительно есть что терять. В самом глубоком своем смысле медитация направлена па достижение центра и на освобождение пас от власти полярности. Однако одновременно это означает освобождение от эго. В конце концов, в данном случае эго рискует всем, поэтому не следует обижаться на него за определенное сопротивление. Разумеется, эго можно успокоить — ведь в наши намерения не входит так рано и так быстро «отправить его в отставку».

В этой ситуации мы наносим поражение интеллекту его же собственным оружием, ведь восприятие и фиксация первой пришедшей в голову мысли — всего лишь вопрос концентрации. Тому, что самыми важными являются первый образ и первое впечатление, нас учит народная мудрость. Нередко и наш собственный жизненный омыт подтверждает, что начало — самое главное.

Упражнение А. Вспомните ситуацию из вашей жизни, когда вы встретили человека, к которому спонтанно почувствовали антипатию, и с помощью интеллекта попытались переубедить себя.

Упражнение Б. Вспомните ситуацию, когда кто-то с первого взгляда показался вам очень приятным человеком, а вы и в этом случае с помощью интеллекта отыскали разумные аргументы, дабы себя переубедить.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал