Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скотий бог – Велес.






 

Нестор-летописец, перечисляя в «Повести временных лет» богов из пантеона князя Владимира, не упомянул очень важное имя. Это Велес. А между тем Велесу, несомненно, поклонялись на всей восточнославянской территории. В Киеве идол Велеса стоял не на возвышенности, а внизу на Подоле, на берегу реки, и уже этим он был противопоставлен другим богам, и в первую очередь Перуну. А при заключении мирного договора с Византией княжеская дружина (то есть воины, принадлежавшие к привилегированному сословию) клялись оружием и Перуном, а «вся Русь» (иначе говоря, народ) – Велесом. В отличие от Перуна, который царил в верхней части мирового пространства, на небе, Велес властвовал в нижней части и подземном мире.

Велес или Волос — бог богатства, торговли и скота, а также бог мудрости; покровитель волхвов, пастухов, торговцев, поэтов и т.п. Считалось, что он наделяет человека талантами и физической красотой, хорошим голосом и слухом, высоким ростом и т.п. По некоторым данным, атрибутами Велеса являлись конский череп и змея; день Велеса — понедельник.

Волос-Велес был очень архаичным божеством, восходящим, возможно, к охотникам палеолита, маскировавшимся в звериные шкуры и во время охоты, и во время заклинательного ритуала (Волос, Велес — волосатый, волохатый; отсюда волхв (прорицатель) — тоже волохатый, возможно, одетый в медвежью шкуру). Вероятно, в далеком охотничьем прошлом Велес мог означать «духа убитого зверя», «духа охотничьей добычи». Происходит замена наименования созвёздий: созвездие Лося (Лосихи) стало созвездием Медведя (Большой Медведицы); т.е. рожаниц-лосих сменил Велес-медведь. Медведь издревле воспринимался людьми как лесной хозяин; и его культ был тесно связан с культом Велеса на протяжении столетий, хотя при переходе к скотоводству и земледелию и произошло некоторое расслоение образа Велеса-медведя: с одной стороны, его почитали как медведя, «лесного царя», которого молили о сохранности всякой скотины от лесных зверей, а с другой стороны, его воспринимали как бога — покровителя скота. Но связь Велеса с медведем, тем не менее, не исчезла;

Культ Велеса как «скотьего бога», покровителя уже прирученных зверей, возник, вероятно, в неолите и в бронзовом веке, тогда, когда праславяне научились приручать диких животных и когда главнейшим богатством племени был именно скот.

Поэтому Велес стал считаться также богом богатства и торговли.

Кроме того, со временем бог скота, богатства и плодородия неизбежно приобретал и некоторые земледельческие функции. Об этом же говорит и обычай, в силу которого в дар Велесу, богу богатства (в том числе богатого урожая и хлебных запасов), крестьяне оставляли на убранном поле несжатыми несколько стеблей хлебных злаков — волотей, называемых в народе «Волосовой бородкой». Существовал и схожий обычай «завивать Велесу бороду», исполнявшийся в некоторых областях южной России!

Помимо функции охранителя скота, Велес в народной традиции издревле наделялся и еще одним свойством — связью с миром мертвых. Судя по некоторым данным, некогда Велес считался проводником в загробный мир и вообще мог олицетворять подземное царство усопших.

Само имя Велес, очевидно, имело семантический оттенок, связанный с культом мертвых: ср. балтийское \welis — покойник, \welci — души умерших; корень вообще имел значение «мертвый».

В пользу того, что Велес был связан с загробным миром, подземным миром мертвых, говорит и то, что на Збручском идоле он был изображен в самом нижнем, «подземном» ярусе, держащим на плечах всю землю. Кстати, возможно, что именно связь с загробным подземным миром сблизила культ Велеса с земледелием: ведь в сознании древних пахарей умершие предки, предаваемые земле, должны были содействовать плодородию и урожаю.

С приходом христианства культ Велеса был заменен, очевидно, почитанием св. Власия Савастийского. На многих иконах этот святой изображен на коне в окружении коров, лошадей, овец. Крестьяне называли Власьев день коровьим праздником. В этот день скот кормили хлебом и поили крещенской водой.

Народная традиция связывала Велесов день с христианским праздником Богоявления. Считалось, что канун этого дня, на святки, — время особого разгула нечистой силы («страшные вечера»). Устраивали игрища. Непременными участниками гуляний были ряженые, причем среди них главенствовали маски медведя и быка. На праздники непременно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «коровки», «рожки», «баранки»... И еще в Богоявление проводился обряд освящения скота.

 

 

Збручский каменный идол Велеса.

 

 

Проверь себя, ответив на вопросы: Кто такой бог Велес? Какие изменения претерпел образ бога Велеса? С какими праздниками связан культ бога Велеса? Почему созвездие Большой Медведицы раньше называлось созвездие Большой Лосихи? Почему название изменилось? Как Велес стал скотьим богом? Почему богу Велесу посвящают несжатую полоску хлебных злаков? Как связан бог Велес с миром мертвых? Что происходит с культом бога Велеса в христианскую эпоху?

 

Словарь.

Большая Медведица – созвездие.

Святки – святые дни, две недели зимних праздников от Рождества Христова до Крещения. Существуют ещё зелёные святки (русалии).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал