Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Святовид – сын Сварога. Крылатый пес - Семаргл.






В великом почитании у древних славян был еще один Сварожич — бог Святовид. Называли его также Световидом, поляки — Свентовидом, чехи — святым Витом. Считался он покровителем земных плодов и... войн.

Велик и могуществен был Святовид, под стать верховному божеству Сварогу. Храмы, ему посвященные, были роскошными и вызывали поклонение, ужас. Современники оставили описания некоторых святилищ, другие были найдены и исследованы археологами.

Самым известным храмом Святовида считается описанный средневековым автором Саксоном Грамматиком. Находился он в Балтийском море на острове Рюген. Там жило славянское племя руян. В деревянном здании, украшенном арками и рисунками, с красным потолком, стоял идол выше человеческого роста. Имел он четыре лица, глядевшие на четыре стороны света. В одной руке держал лук, в другой — выкованный из металла рог с вином. На бедре его висел огромный меч в серебряных ножнах. А вблизи идола висели седло и узда. Охраняли бога 300 конников и столько же стрелков. Был у Святовида и собственный белоснежный конь, на которого людям было запрещено садиться. Гриву и хвост коня нельзя было свивать. Время от времени жрецы демонстрировали людям коня — в грязи, покрытого пеной. Значит, ночью бог ездил сражаться с нечистью. Когда люди собирались в военный поход, то и тут последнее «слово» было за белым конем. Рядом с храмом втыкали в землю крестообразно, остриями вниз, шесть копий. Жрец произносил заклинания и подводил к копьям коня. Если конь начинал переступать преграду с правой ноги — это сулило удачу. Если же с левой — военный поход отменялся.

Славяне считали Святовида пророком, оракулом. Говорил он с людьми устами своего жреца. Но и у того жизнь была не сахар. Убирая храм, он не имел права... дышать, дабы не осквернить божество. Чтобы перевести дух, нужно было выйти во двор или просто высунуться из святилища. Обычно истукан стоял, скрытый от глаз красной завесой. Но был день в году, когда он являл народу все свои четыре лика. Проходило торжество по окончании жатвы, в августе. К храму стекалось множество народа. Приводили скот для жертвы богу и для праздничного пира.

Поутру, когда первые лучи солнца ударят в лицо бога, под трубный глас открывались врата храма. Первосвященник, одетый в четыре тонких хитона — багряный, зеленый, желтый и белый, — входил в святилище, брал из руки Святовида рог с вином, налитым год назад, и проверял, сколько убыло. Если рог оказывался почти пуст — это сулило плохой урожай на следующий год, если вина испарилось не так много, год будет плодородным. Вылив остаток вина к стопам бога, жрец наливал новоё, сам выпивал его, моля об изобилии, богатстве и о победе над врагами. Вновь наполнив священный сосуд, он вкладывал его в руку Святовида—до следующего года. Потом следовали многочисленные жертвоприношения. Бывало, что приносили в жертву пленников.

Затем начинался следующий обряд. Во двор храма вносили огромный круглый пирог из пряничного теста, внутри которого сидел один из жрецов. Жрец спрашивал народ: «Видно ли меня?» Если он был заметен, то молил бога, чтобы в следующем году урожай был хорош, а зерна столько, что пирог скроет его от людских глаз. Кстати, подобный обычай бытует и поныне на некоторых сельских праздниках. Только вместо пирога накладывают на блюдо гору блинов да пышек, за которой и прячется сидящий за столом хозяин дома.

Свершив все положенные ритуалы, люди начинали есть, пить да веселиться. И лишь когда последний лучик солнца угасал, переставая освещать направленный на запад лик идола, двери храма закрывались.

 

 

Среди кумиров, поставленных Владимиром «близ двора теремного, был идол бога иранского происхождения – Семаргл или Симаргл — божество растительности,

Имя его, возможно, происходит от слова «семя» (Семаргл), что могло выражать его связь с молодыми всходами.

Был божеством низшего порядка и представлялся славянам в обличье крылатого пса, охраняющего семена и посевы!

Это божество было как бы олицетворением «вооруженного добра»: при мирных аграрных функциях он, тем не менее, был наделен когтями, зубами и вдобавок крыльями.

 

Для любознательных.

Одним из наиболее популярных мифологических персонажей была сказочная птица Симург, которую изображали или в виде грифа, или в образе полусобаки-полуптицы и которая в 16-17 веках была даже государственной эмблемой Ирана. И вероятно, загадочного Семаргла следует считать прежде всего «знаком внимания» князя Владимира по отношению к иранским воинам.

 

Проверь себя, ответив на вопросы: Расскажите, кто такой Святовид. Как был устроен храм Святовида? Как изображали Святовида? Как проходил праздник, посвященный Святовиду? Расскажите, что вы знаете о боге Семаргле?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал