![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАМЫ § 14.1. Виды и области применения
Рамы являются одним из наиболее распространенных типов несущих деревянных конструкций. Они хорошо вписываются в поперечное сечение большинства производственных и общественных зданий: наличие стоек позволяет устраивать вертикальное стеновое ограждение, а требуемый уклон плоского покрытия может быть получен соответствующим углом примыкания ригеля к стойке. Главной особенностью рам при двух- и трехшарнирной схеме и шарнирных опорах является развитие в карнизном узле (в месте примыкания ригеля к стойке) значительных изгибающих моментов, для воспринятая которых требуются специальные узловые соединения. Деревянные рамы применяют обычно однопролетными при пролетах 12—30 м (в мировой практике до 60 м), и их можно классифицировать по нескольким признакам. По статической схеме рамы могут быть статически определимыми и статически неопределимыми. К статически определимым относят трехшарнирные рамы (рис. 14.1, а). К числу статически неопределимых относятся двухшарнирные рамы, рамы с жестко (рис. 14.1, б) или шарнирно (рис. 14.1, в) закрепленными стойками. Наиболее распространенной для цельнодеревянных рам является трехшарнирная схема. В рамах с жестко заделанными или шарнирно опертыми стойками роль ригеля выполняют балки, фермы или арки с затяжкой. Стойки таких рам могут быть либо деревянными решетчатыми или сплошными (см. гл. 12). Конструктивные особенности рам разнообразны и связаны с методом их изготовления. Рамы заводского изготовления — это, как правило, рамы доща-токлееные и клеефанерные. Дощатоклееные трехшарнирные рамы : из элементов прямоугольного сечения являются основным типом рамы, получившим в последние годы наибольшее распространение. Они различаются прежде всего вариантами карнизного узла. Рис. 14.1. Статические схемы деревянных рам: а — трехшарнирная; б — двухшарнирная, жестко опертая; в — двухшарнирная шарнир^ю опертая Рис. 14.2. Конструкции трехшарнирных клееных рам: а — гнутая дощатоклееная; б — дощатоклееная из Г-образных полурам; в — клеефа. нерная; г — дощатоклееная с угловыми подкосами; д — е — то же, с опорными подкосами; / — Дощатоклееные элементы; 2 — расчетные оси; 3 — зубчатый стык; 4 — фанерная стевка; 5 — Дощатоклееные пояса; 6 — стальная накладка; 7 —ригель; 8 —подкосы; 9 — стойки Карнизный узел может быть выполнен путем изгиба досок (рис. 14.2, а), путем устройства зубчатого стыка (рис. 14.2, б). Стойка и ригель рам с зубчатым стыком в карнизном узле могут быть изготовлены из прямоугольных клееных блоков, распиленных по диагонали. Рамы с монолитным карнизным узлом позволяют свести число отправочных единиц к миминуму (двум полурамам) и исключают процесс сборки карнизного узла в построечных условиях. Вместе с тем эти варианты имеют и недостатки: трудность транспортирования элементов Г-сбразно.го очертания, размеры которых выходят порой за габарит транспортных требований, и пониженное по сравнению с прямолинейной клееной древесиной расчетное сопротивление гнутых элементов и зубчатого стыка. Поскольку коэффициент тгн, учитывающий снижение расчетного сопротивления в карнизном узле, зависит от отношения радиуса изгиба к толщине изгибаемой доски, для гнутых рам целесообразно применять доски небольшой толщины (25мм). Это позволяет уменьшить потери прочности, вызванные гнутьем досок, но влечет за собой увеличение числа слоев, а следовательно, и трудоемкости изготовления рамы. Другой вариант карнизного узла с подкосом (рис. 14.2, г, д> е) в карнизном или опорном узле. Такие рамы выгодны тем, что их собирают из прямолинейных элементов, и в них за счет конструкции карнизного узла уменьшается (по сравнению с бесподкос-ным узлом) изгибающий момент в ригеле. Эти рамы имеют большее число узлов и монтажных элементов, а некоторым монтажным элементам (например, ригелю) приходится придавать сложное очертание. Клеефанерные рамы с жестким карнизным узлом (рис. 14.2, в) легче соответствующих дощатоклееных рам, но сложнее в изготовлении и обладают меньшим пределом огнестойкости. Рамы с жестко заделанными стойками позволяют вести раздельно монтаж стоек и ригелей. Шарнирно опертые стойки имеют более простой опорный узел. Рамы заводского изготовления на строительной площадке проходят только сборку. Необходимые для рам стальные детали изготовляют тоже на заводе, и они поступают на сборку в комплекте с деревянными клееными элементами. Рамы построечного изготовления из досок и брусьев собирают непосредственно на строительной площадке. В этих рамах используются преимущественно податливые виды соединений: болты, штыри, гвозди, упоры. Такие рамы отличаются большим числом узлов и требуют больших затрат труда при изготовлении. Они нуждаются в высококачественных лесоматериалах, в особенности для р-астя-нутых элементов. Ригель и стойки таких рам могут иметь сплошное сечение (рис. 14.3, а) или выполнены в виде решетчатых систем (рис. 14.3, е). В одной раме могут также сочетаться решетчатые стойки с ригелем сплошного сечения (рис. 14.3, б) или решетчатый ригель со стойками сплошного сечения. Рис. 14.3. Конструкции рам из цельных элементов: а — сплошная с опорными подкосами; б — с решетчатыми стойками; в — решетчатая; г — трапециевидно-подносная система; д — ригельно-подкосная система; / — стоика; г ригель; 3 — подкос; 4 — стержни решетки; К рамам построечного изготовления относятся и подкосные системы, приме-яемые* в качестве несущих конструкций эстакад, лесов, складов, пакгаузов. Под-осные системы (рис. 14.3, г, д) состоят из бревенчатых (или брусчатых) стоек, прогонов (ригелей) и подкосов. Они могут быть трапециевидно-подкосными и пигельно-подкосными. В качестве несущих конструкций зданий наибольшее применение находят более простые трапециевидно-подносные системы. Сжатые элементы в этих системах соединяются с помощью упоров и лобовых врубок. Прогоны между собой стыкуются косым прирубом. Прогоны рассчитывают на изгиб, стойки— на сжатие с изгибом, а подкосы — на сжатие. Усилие в этих элементах определяют по приближенны* формулам, учитывая, что на их действительной работе сильно сказываются неточности изготовления и деформации, возникающие при усушке, которые трудно учесть в расчете.
|