![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 9. Философия французского Просвещения.
Социально-экономическое развитие Франции в XVIII в. Углубляющийся кризис феодально-абсолютистского строя, рост буржуазии, обострение классовых противоречий, назревание буржуазной революции.
Просвещение как важнейший феномен культурно-идеологической жизни Франции. Особенности французского просвещения: идеологическая подготовка радикальной буржуазной революции, воинствующая антицерковность, материализм как её философская основа.
Идейно-теоретические источники французского Просвещения. Этапы развития просветительского движения, его основные течения и главные представители.
а) Деистический этап философии французского Просвещения.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) – первый по времени крупнейший представитель французского Просвещения. Борьба Вольтера за утверждение во Франции передового философского и научного мировоззрения (взглядов Бэкона, Локка, физики Ньютона). Вольтеровский гуманизм и воинствующий антиклерикализм. Критика христианства и других исторических религий. Идеал деистической религии и его несостоятельность. Просветительская «философия истории» Вольтера, разработка теории прогресса, учение о грядущем «царстве разума».
Роль вольтерьянства в просветительской идеологии и его влияние на французскую и мировую культуру.
Шарль Луи де Монтесьё (1689-1755) – один из зачинателей и крупнейших представителей начального периода французского Просвещения. Роман «Персидские письма» и критика феодально-абсолютистского строя. Антиклерикализм. Деизм. Социально-политическая философия в трактате «Дух законов».
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – создатель идеалов революционно-демократического крыла Просвещения. Критика культуры и цивилизации, обличение социального неравенства и гнета. Исследование происхождения социального неравенства, его развития и путей преодоления. Учение об общественном договоре и суверенитете народа. Критика деспотической «формы правления» и обоснование права народа на её революционное свержение.
Антиклерикализм Руссо. Его «деизм чувства», деистическая концепция «гражданской религии». Руссоизм как одна из главных просветительских идеологий. Влияние руссоизма в период Великой французской революции и в последующее время. Руссо как предтеча романтизма.
б) Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) – крупнейший гносеолог философии французского Просвещения. Развитие им материалистического сенсуализма; идея происхождения высших форм психики из способности ощущения. Скептические моменты в трактовке знания. Логическое учение Кондильяка и его связь с рационалистической традицией.
в) Материалистический этап философии французского Просвещения.
Воинствующий материализм Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха – новый этап в развитии западноевропейской материалистической мысли.
Жюльен Офре де Ламетри (1709-1757) – первый представитель плеяды «великих французских материалистов» (Энгельс). Концепция «человека – машины» Ламетри как форма материалистического монизма, альтернативного декартовскому дуализму души и тела. Анализ зависимости психики человека от его тела, обоснование положения об уме как функции мозга. Идеи о материи как субстанции; эволюционистские идеи Ламетри и трактовка им антропогенеза. Механицизм и органицизм Ламетри в понимании природы человека.
Антирелигиозная и атеистическая направленность материализма Ламетри. Его этические и социально-политические взгляды.
Дени Дидро (1713-1784). Жизнь, деятельность, главные работы Дидро. Дидро – инициатор и руководитель «Энциклопедии наук, искусств и ремесел».
Материализм Дидро в гносеологии и онтологии. Разработка учения о материи как источнике всех форм жизни («беспокойство» и «брожение» как внутренние причины самоизменения материи), идея гетерогенности («качественного многообразия») материи.
Воинствующий атеизм Дидро, критика им церкви и религиозной морали.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771). Жизнь и деятельность. Основные произведения. Объяснение человеческой психики и всей деятельности людей с позиции материалистического сенсуализма. Учение о природном равенстве человеческих умов и «всемогуществе воспитания» в формировании личности и ценностных ориентаций людей. Полемика Дидро против этого учения. Трактовка Гельвецием «любви к себе», «интереса» и «страстей» как движущих сил человеческой деятельности. Идея гармонического сочетания личных интересов и общественной пользы. Роль этического идеала Гельвеция в обосновании необходимости радикального преобразования феодально-абсолютистского общества.
Поль Анри Гольбах (1723-1789). Жизнь, деятельность и основные произведения. «Система природы» как наиболее полное и систематическое выражение французского материализма и тенденций просветительства вообще. Учение о материи как самодвижущемся начале всего. Эмпиризм и сенсуализм в гносеологии.
Систематическая разработка и пропаганда атеизма. Противопоставление религии естествознанию, попытки обосновать негативное влияние религии на нравственность и политику. Этические и социально-политические взгляды Гольбаха, его «идеал политики, основанный на морали». Влияние философских, этических, социально-политических концепций просветителей на идеологию французской буржуазной революции конца XVIII в. Развитие во Франции антипросветительского, в том числе антиматериалистического движения после поражения революции.
Воздействие французского Просвещения в целом и французского материализма и атеизма XVIII в. в частности на развитие философской и общественно-политической мысли в других странах Европы и в Америке.
Литература к курсу:
1. Антология мировой философии. Т.1, ч. 2. М..1969, 1970. 2. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1978. 3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 4. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в 12-13- вв. СПб., 1997. 5. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979. 6. Липовой С.П. История новоевропейской философии. Ростов-на-Дону, 1996. 7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. 8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.. 1979. 9. Нарский И.С. Западноевропейская философия 17 века. М., 1974. 10. Соколов В.В. Западноевропейская философия 15-17 вв. М., 1984. 11. Соколов В.В. Средневековая философия. М.. 1979. 12. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, " Феникс", 1999. 13. Дж. Реале, Д. Антисери. История философии. От античности до наших дней. Т.2 Средневековье. С.-Пт., «Петро-полис». – 1994., Т.3. Новое время. – С.Пт., 1996 г. 14. Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. – Новосибирск. – 1994. Или любое др.издание 15. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М.: Центрополиграф. – 2003 г. Или любое др.издание 16. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия 18 века. – М.: «ВШ».- 1986 17. Кузнецов В.Н. Французский материализм. 18 века. –М. – «Мысль». – 1981 г.
Учебно-тематические планы семинарских занятий (3 семестр):
«Средние века, Возрождение»
|