![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура Мира. Событийная форма его существования.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Появление естественного языка. Первая и вторая сигнальные системы коммуникации. Научный язык и языки искусства. Одним из важнейших феноменов является обычный или естественный язык, к обсуждению возникновения которого приступим хотя бы потому, что «вначале было Слово». Каждый раз, когда мы хотим понять детали какого либо процесса или структуры объекта, то подбираем словесный портрет таким образом, чтобы можно было его записать (закодировать), передать, сохранить и использовать. По-видимому, сама возможность такого способа " моделирования" окружающего нас мира определяется адекватностью исследуемых объектов и сопутствующих им информационных образов. В этом случае информация является объективной. Имея в виду, что обмен информацией - это один из способов взаимодействия систем, отметим, что результатом взаимодействия всегда является согласование их поведения не только в живой, но и неживой природе. В мире живого важно и содержание, и ценность информации. Последнее понятие нельзя представить в универсальной (объективной) форме - ценность определяется последствиями рецепции. Необходимыми условиями рецепции информации являются следующие: 1. возможность выделения " сигнала" на хаотическом фоне других сигналов и 2. возможность кодирования получаемой информации с целью создания коньюнктурной, оперативной или долговременной памяти. Рецепции информации Сигнальная система. Структура Мира. Событийная форма его существования. Мир включает в себя то, что можно наблюдать, что можно ощущать и что можно познавать. Наблюдаемую сторону Мира назовем Природой, чувственную сторону, естественно, свяжем с Человеком (Субъектом) и, наконец, к познаваемой стороне Мира отнесем Логос, имеющий многозначность в переводах с греческого языка - это Разум, Слово, Отношение, Учение. Будем пользоваться этой многозначностью в зависимости от контекста. Таким образом, введенные нами понятия Природы, Разума и Человека являются феноменологическими, так как выделены благодаря Опыту. Элементы состояния Природы составляют объективный мир, элементы состояния Человека - субъективный мир и, наконец, элементы состояния Логоса - мир идей и отношений. Само понятие состояния может быть определено с помощью специальным образом выделенных, а значит феноменологических параметров, которые позволяют прогнозировать мировые процессы в Природе, Логосе и Человеке. Элементы Природы, Логоса и Человека пересекаются, существуют совместно; их единство (объединение) составляет то, что мы обозначили словом Мир. Два основных фундаментальных состояния. МИР - это все существующее, т.е. Форма существования - Событийная форма существования Мира и его элементов позволяет определить два основных фундаментальных состояния: состояние Хаоса и состояние Порядка. В европейской древнегреческой культуре Порядок ассоциировался с Установлением Закона, Гармонией, Красотой и обозначался Космосом. (В наши дни бытовое представление о космосе несколько иное.) Элементом хаоса, нарушающим Порядок (со времен Эпикура) был признан " клинамен" - небольшое уклонение (мы говорим о флуктуации). Функция Логоса или мирового Разума - создание законов и порядка в Природе и управление в том числе созданием Человека (Субъекта). Функция Природы - быть носителем Логоса и Человека. Функция Человека - являться элементарным носителем (эталоном) разумного в Природе. Как не вспомнить знаменитую фразу Протагора: " мера всем вещам - Человек" Что изучает общее Естествознание. Основные понятия и категории Естествознания. Понятие науки и ее цели.
Каждая составляющая культуры порождает в человеческом обществе соответствующий вид деятельности, среди которых наука выделяется тем, что она может выбирать в качестве объекта исследования и искусство, и спорт, и религию, и мораль, и образование. Например, искусствоведение и культурология, этика и педагогика являются научными дисциплинами. Будем понимать под наукой способ отражения, описания и преобразования систем с целью прогнозирования их поведения в определенных условиях.
Выделим среди наук такие, которые в качестве объекта исследования выбирают природные системы. Это география (и геология) (Г), астрономия (А), физика (Ф), химия (X) и биология (Б), т. е. так называемые естественные науки (рис. 8). Отдельные пересечения естественных наук, такие, как геофизика, биохимия и т.п., дают частные представления о природе, но только совместное пересечение позволяет выделить ту часть естественных наук, которая является общей, и именно ее будем считать естествознанием. Таким образом, естествознание — не объединение, а пересечение наук, внутри которых выделены общие категории и понятия. Определим естествознание как науку о диалектическом единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и изменчивости активных неживых и живых видов, а также форм существования природных объектов микро-, макро- и мегамира. Под активностью (заряженностью) будем понимать феноменологическое свойство системы, являющееся следствием ее внутренней неустойчивости. Основными категориями естествознания будем считать: хаос и порядок, простое и сложное, случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость. Понятийный аппарат науки будет содержать термины: система, состояние, структура, симметрия, энтропия, информация, вероятность, распределение, организм, организация. Основными процессами в естествознании будем считать: движение, эволюцию, превращение, самоорганизацию, рождение, рост, распад, гибель, игру, творчество. Язык науки, ее математический аппарат, кроме традиционных глав классической математики (алгебры, математического анализа, геометрии, теории чисел, теории вероятностей), должен содержать разделы исследования систем нелинейных дифференциальных уравнений, теории графов, теории катастроф, исследования фракталов, обобщенной симметрии и т. п., с применением методов компьютерного моделирования. Многие проблемы естествознания рещают в рамках нового направления физико-математических исследований, названных Г. Хакеном «синергетикой», а И. Пригодным «теорией диссипативных структур», а также в динамической теории информации. Компьютерный математически* эксперимент становится неотъемлемой частью многих научных исследований, создавая новую «виртуальную реальность*' как способ прогнозирования, способ генерации структур’ Часто найденные компьютерные решения по всем параметра^ не хуже реально существующих, полученных в лабораторных или природных условиях. Таким образом, определяя естествознание как самостоятельную науку, используем в пользу этого аргумента послед, ние достижения теории самоорганизации (синергетики), а также практическую необходимость подготовки специалистов именно в области естествознания и его преподавания, а не специалистов «вообще», так как время энциклопедистов, понимающих естествознание, как объединение всех естественнонаучных дисциплин, либо уже давно ушло, либо еще не наступило. Другое дело, когда естествознание рассматривается «в общем», т. е. мировоззренчески. В этом случае можно говорить о различных подходах или концепциях естествознания. Сами подходы, представляющие собой единую мировоззренческую модель или образец (по-гречески «парадигму»), так и называют — парадигмы. Рассмотрим, как возникают различные концепции естествознания, базируясь на общей структуре мира (см. рис. 5). Так как мир представляет собой систему из трех взаимно связанных и функционально определяемых друг через друга феноменов: Природы, Логоса и Человека, то, как и в любой системе, можно считать какое-либо из понятий «триады» основным, а остальные подчиненными. Группа философов, выбирающих в качестве фундаментального одно из понятий теории познания, создает соответствующее направление философской мысли, которая и образует последовательную концепцию. Крайние суждения, высказываемые в рамках той или иной концепции, определяют ее отличие от других концепций. Особенно заметны различия концепций при ответе на вопрос о «начале начал», о возникновении мира и происхождении вселенной и человека. В современной теории познания (эпистемологии) можно зафиксировать три «крайние» точки зрения, три подхода к от- веТу на этот вопрос: первый, идущий от Логоса (Мирового Разума), второй — от Человека (Субъекта) и третий — от Природы. Первый подход называется креационным, второй — антропным, а третий — естественнонаучным. В переводе с латинского языка «креацио» — создатель, с греческого «антро- пос» — человек, поэтому очевидно, что в основе первого подхода заложена идея Создателя, в основе второго — идея Субъекта, а в основе третьего — идея естественного развития объектов Природы. При этом акт рождения Природы не вызывает сомнений ни в одной из этих концепций. Говоря другими словами, обязательно существует «нечто», выполняющее «функцию создателя». Можно особо выделить и четвертый подход, базирующийся на идее о вечном и бесконечном Мире, но в современных теориях она, если так можно выразиться, «неконструктивна», так как противоречит идее развития, эволюционным моделям, ибо то, что вечно, не может родиться. Превращаемость природных объектов, переход из одного вида в другой, наличие законов сохранения, казалось бы, подтверждает идею о вечности и бесконечности Природы, однако, наблюдаемая необратимость природных процессов и однонаправленность оси времени заставляет более глубоко анализировать либо сам факт превращений, либо отказаться от классического пространственно-временного описания до тех пор, пока не будут поняты феномены Пространства и Времени. Необходимость введения в теорию потенциально возможных, виртуальных состояний и структур ставит под сомнение всеобщность классического определения материи, как категории для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях (даже в широком смысле этого слова, подразумевающего эксперимент). Для успешного решения этой «новой тайны» природы придется, как отмечено выше, выявить структуру пространства-времени, понять механизм случайного. По-видимому, ответы следует искать не только в рамках физики, хотя введение этих понятий и изучение процессов превращений происходило именно в этой науке, а в естествознании, вбирающем в себя информацию от большего количества источников. Возможно щяжл понадобится использование всего багажа культуры, всех ее составляющих.
|