Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятная записка 5 страница
Перестройка и «новое политическое мышление» во внешней политике были последними попытками разрешить парадокс зыбкого могущества державы. Целью было преодолеть ограничения, которые налагали на страну четыре устойчивых фактора ее внешней политики; положить конец противоречию между мощной надстройкой и слабым социально-экономическим базисом; отыскать «третий путь» между тотальной властью государства и состоянием гражданской войны; возродить великую державу, уверенную в своей стабильности и безопасности. Чтобы осуществить такой рывок вперед, советское руководство начало кампанию по преодолению экономической отсталости, стабилизации положения на границах Союза, по поиску равновесия между требованиями национальной автономии и великорусским национализмом, а также по разрушению образа маргинального в культурном плане государства путем интеграции СССР в европейское сообщество. Как и в более отдаленные времена, все эти устойчивые проблемы оказались сплетенными в один запутанный узел. Шаги, предпринятые в одной сфере, вызывали те или иные последствия в другой. Попытки внедрять западные технологии, расширить доступ к информации, признать религиозные и этнические различия, чтобы оздоровить экономику и приблизиться к европейским стандартам толерантности, вызвали в многонациональном государстве мощные центробежные процессы. Вывод войск из Афганистана, став символом политических перемен в одной из зон фронтира, возможно, повлиял тем самым на китайскую неуступчивость и на националистические движения в мусульманских республиках. Но любая попытка применить вооруженную силу, чтобы удержать под своим контролем ухудшающуюся ситуацию на приграничных землях (неважно, по ту или эту сторону границ), сведет на нет все усилия по реструктуризации экономики при иностранном содействии. Хотя советское руководство отказывалось признавать существование взаимосвязи между развитием внешней торговли и экспортом технологий, с одной стороны, и контролем над вооружениями, демократическими реформами и рыночной экономикой - с другой, такая связь реально существует. Можно повторить еще раз: политическая власть, сколь бы далеко ни простирались ее притязания, не может с легкостью изменить устойчивые факторы внешней политики. Но реальный прогресс в деле преодоления экономической отсталости или ослабления маргинального характера культуры - если это не вызовет серьезной опасности на границах и не создаст угрозы сложившемуся поликультурному равновесию - может продвинуть Россию далеко вперед по пути разрешения давнего парадокса зыбкого могущества. Если именно этот парадокс - а не географический, культурный или экономический детерминизм - лежит в основе российской внешней политики, то преобразования (а они непременно должны состояться), по всей вероятности, откроют эру совершенно иной российской внешней политики, а значит, эру совершенно иного восприятия России мировой общественностью, что существенно упрочит и стабильность в мире, и перспективы международного сотрудничества [71].
|