Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОНЬ-ХРОНОМЕТР






Сходство махов на коне с маятником далеко не только образное. Тело гимнаста, работающего на этом снаряде, действительно облада­ет определенными свойствами физического маятника.

Одно из таких кардинальных свойств — стремление к изохрон­ности, то есть к сохранению одного и того же — своего — периода колебания. Именно на этом явлении основано действие часовых механизмов, стабильно отмеряющих отрезки времени благодаря па­раметрической устойчивости возвратно-колебательных движений маятника.

Такими же качествами обладает, до известной степени, и тело гимнаста; и чем свободнее, инерционнее махи, в данном случае на коне, тем точнее выдерживается постоянный период колебания, свойственный движениям данного гимнаста на этом снаряде.

Мы уже отмечали, что круг на коне длится около 1-й секунды. Но это лишь порядок величины. Между тем, у разных исполнителей этот показатель может быть чуть большим или меньшим, и это «чуть» — весьма существенно, оно означает индивидуальные различия в темпе кругов. Разный темп улавливается не только визуально (или ухом, по ритму постановки рук на опору), но и чрезвычайно важен для каждого гимнаста, который должен выработать для себя свой технический стандарт круга. Достаточно сказать, что в норме ни один гимнаст не может уверенно работать на коне не в своем темпе. Только найдя свой естественный темпоритм работы, гимнаст будет


чувствовать себя на этом снаряде легко, свободно, станет меньше ус­тавать и реже ошибаться.

Однажды на кафедре гимнастики Центрального института физ­культуры в Москве (ныне — РГАФК) был осуществлен интересный эксперимент24. Стандартный конь был оснащен пьезоэлектрически­ми ручками, которые позволяли записывать на магнитофон звуко­вую ритмограмму, соответствующую картине взаимодействия гим­наста с опорой. Для работы на этом снаряде была сформирована однородная группа гимнастов; они были близки не только по квали­фикации, но имели и практически одинаковый показатель скорости круга. Все эти гимнасты разучивали в тот период подготовки одну и ту же комбинацию на коне (новое обязательное упражнение для мастеров). Причем всеми необходимыми элементами упражнения уже владел каждый член группы, но «связывали» комбинацию лишь отдельные продвинутые исполнители. И вот, у лучшего «умельца», овладевшего целостным упражнением, была записана эталонная ритмограмма, которую можно было воспроизводить через динамики (начиная с условных вводных сигналов, позволявших точно вклю­чаться в работу). Под этот «аккомпанемент» и было предложено ра­ботать тем, кто еще не справился с полной комбинацией. Эффект оказался впечатляющим: вскоре уже целый ряд ранее отстававших гимнастов стал успешно овладевать крупными блоками, а затем и целой комбинацией, столь благотворной оказалась организующая роль правильного ритма на основе своего темпа.

Итак, казалось бы, ясно: тело гимнаста на коне — своеобразный хронометр, точно отмеряющий время круга, индивидуальное для каждого исполнителя.

Так-то так, но было бы ошибкой думать, что правильная подго-овка гимнаста на коне нацелена только на выработку идеально очного темпоритма работы. Действительно, гимнаст обязательно олжен чувствовать этот'темпоритм и хорошо владеть им. Это осно­ва. Но...

Но если бы гимнаст был способен работать исключительно в од­ном, и только одном «своем» темпе, он... попросту не смог бы управ­лять действиями на коне.

Дело втом, что любое повторяющееся движение, даже самое при­вычное, автоматизированное, никогда не воспроизводится — раз от разу — абсолютно стереотипно. Всегда есть случайные факторы (их множество), которые заставляют движение варьировать независимо

Проведен доцентом Л. К. Антоновым.


 




               
 
   
 
 
   
     
 

конь ______________________________________________________

от воли исполнителя. И чтобы сохранять «статус кво», спортсмен должен уметь непрерывно реагировать на эти неожиданные измене­ния, то есть — выходить за пределы привычного темпоритма работы, где нужно замедляя или ускоряя его25.

Из сказанного вытекают два очень важных для гимнаста вывода.

Первый: система технической подготовки на коне должна пре­дусматривать тщательную отработку круговых движений на предмет освоения «своего», предельно естественного темпа кругов, при кото­ром гимнаст (выполняя необходимые технические требования) дви­жется наиболее свободно, точно, с минимальным напряжением сил (так, обычно, «крутят» круги «на количество»).

Второй: гимнаст должен учиться и, в конечном итоге, владеть техникой управления скоростью круга так, чтобы можно было по же­ланию (необходимости) быстро изменять темп движения, как в сто­рону его ускорения, так и замедления. Чем больше подвластный гим­насту диапазон таких изменений, тем выше может быть надежность его работы.

Принципиально то же относится и к управлению отдельными действиями, входящими в состав махов. Гимнаст должен владеть тех­никой эпизодических ускорений или замедлений движения в его избранных фазах, когда усредненный темп махов может быть посто­янным, но будут меняться акценты действий, позволяющие гибко регулировать процесс кругового движения. Это особенно важно при возникновении сбоев и необходимости срочно скорректировать дви­жение во избежание срыва. Это, собственно, и есть навыки, обеспе­чивающие надежность работы.

Наш внимательный читатель тут же скажет: что-то у автора концы с концами не сходятся: с одной стороны, он утверждает, что гимнаст ну просто не может работать не в своем темпе, а с другой—дает насто­ятельный совет учиться произвольному изменению скорости круго­вого движения...

Все так, дорогой скептик, все так, и нет здесь никакого противо­речия! Пока движение идет нормально, самый лучший темп тот, что подсказывает гимнасту его собственное тело. Если же есть какие-то

25 Здесь мы сталкиваемся с проблемой «стабильности-надежности». Важно по­нять, что стабильность может быть ненадежной, а надежность обеспечивается вовсе не стабильностью, а как раз целесообразной вариативностью действий-движений. Так, велосипедист может долго ехать по прямой только при условии, что он — держась в одном направлении — тем не менее, все время немного «виляет» рулем из стороны в сторону, исправляя случайно возникающие откло­нения от нужной траектории.


_______________ 120. Круг: правило и его исключения

сбои, отклонения от нормы, немедленно включается «аварийная программа», когда естественный ход событий нарушается, и прихо­дится экстренно подправлять движение. А для этого требуются, как раз, те особые приемы коррекции круга, которые вырабатываются только благодаря навыку управления темпоритмом движения.

120. КРУГ: ПРАВИЛО И ЕГО ИСКЛЮЧЕНИЯ

В минувшие годы представления о технике круговых махов на коне были столь же разнообразны, как и сами разновидности кругов. Считалось, что в кругах, исполняемых в ручках, на теле и ручке, теле, в кругах продольно и поперек и т. д. масса своих собственных особен­ностей. И в этом, разумеется, большая доля правды, во всех этих дви­жениях есть свои тонкости, которые нужно знать и учитывать.

Тем не менее, по мере того, как конь прогрессировал, становилось все более ясным, что в основе всех круговых махов должны лежать какие-то общие технические критерии и приемы исполнения; в воз­духе носилась идея некоего универсального круга, который был бы одинаково хорош для исполнения в любых опорных условиях.

В наиболее ясной и недвусмысленной форме концепция универ­сального круга еще в 60-х годах прозвучала в трудах великолепного знатокаконяБ. В. Маслова. Он настаивал на том, что гимнасты дол­жны учиться делать такой круг, навык которого, будучи однажды приобретенным, мог бы с одинаковым успехом использоваться для работы на любой части коня и вообще на любой опоре. В сущности,

идея автора была проста: круги нужно делать настолько широко и высоко, чтобы траектория стоп гимнаста располагалась, по воз­можности, в горизонтальной плоскости, всегда находящейся над опорой, включая ручки коня (рис. 105-а).

 

Прошли годы, и мы видим те­перь, что эта мысль, подпираемая и передовой практикой, и теори­ей-методикой, фактически реали­зовалась. Лучшие мастера-коне-вики работают теперь настолько интенсивно и широко, что их кру­говые движения выглядят почти


конь ______________________________________________________

одинаково, независимо оттого, где они делаются. Заметим, что уста­новка на универсальный круг, по сути дела, «спасла» целый ряд на­циональных, в первую очередь южно-азиатских, школ гимнастики, долгие годы испытывавших трудности с конем. Особенно красноре­чив пример с архипопулярными ныне кругами на полу, которые в «не универсальной» форме было бы просто нельзя сделать! (Правда, в последнее время эти круги стали выполняться в форме «деласал-то-мас», что несколько облегчает задачу).

Мы сказали «выглядят почти одинаково». Почему «почти»?

Тут нужно признать, что универсальный круг это, все-таки, иде­ал, аидеалы, как известно, редко когда достигаются...

В действительности, работая на коне, гимнаст всегда, по возмож­ности, дает себе некоторые послабления, так как очень уж трудно (и не всегда нужно) держать максимум амплитуды маха. Поэтому,

работая, например, в ручках продольно, гимнаст обычно по­зволяет себе в упоре сзади опус­тить стопы ниже ручек и даже поверхности тела коня, с тем, чтобы при перемахе назад в упор поднять их до нужного уровня, так, что плоскость траектории стоп оказывается наклоненной вперед или несколько изломан­ной (б). При работе в разновысо­кой опоре, на теле и ручке, тра­ектория стоп, в свою очередь, чаще всего приопущена в сторо­ну тела и поднята над ручками.

Наиболее характерное откло­нение от формы «универсально­го» круга наблюдается при ис­полнении кругов поперек на теле. В зависимости от ориента­ции гимнаста (лицом внутрь или наружу), траектория опускается либо в упоре, либо в упоре сзади.

 

Все подобные отклонения от формы канонического универ­сального круга в какой-то мере простительны, хотя не должны


 

превышать разумного предела, за которым класс исполнения явно падает. Очень часты, например, случаи, когда гимнаст, выполняя круги поперек, располагается ли­цом не вдоль коня, как следовало бы, а с некоторым разворотом в сторону, разноименную кругу. Так, в обычном круге влево лицом внутрь (рис. 106), гимнаст «хитрит» и несколько поворачивается впра­во, благодаря чему ноги получают возможность опуститься ниже ос­нования ручек, и тогда перемах на­зад выполняется как бы движени­ем снизу вверх, как в привычном и более легком круге продольно. Та­кие технические уловки понятны, хотя, строго говоря, должны счи-

таться ошибкой и караться при судействе. Главное же в том, что они свидетельствуют о недостаточной освоенности базового круга двумя!

Однако есть исключения, которые являются не только допусти­мыми, но и совершенно необходимыми. Речь идет о тех случаях, когда гимнаст должен выполнять с кругов предельно высокие дви­жения — в стойку или через стойку в соскок. В этих случаях горизон­тальная траектория стоп, характеризующая модельный универсаль­ный круг, абсолютно неприемлема: чем выше гимнаст располагается в упоре, упоре сзади, предшествующем выходу в стойку, тем труд­нее ему будет выполнять этот подъем. А с обычного круга (в особен­ности после высокого опорного положения, предшествующего пос­леднему движению на подъем) такой выход в стойку попросту не возможен.

При правильных действиях гимнаст должен подготовить выход в стойку плавным, но сильно выраженным опусканием стоп в круге; только при этом условии можно будет мощным инерционным дви­жением «вымахнуть» в стойку (рис. 107). Разумеется, при этом траек­тория стоп не может грубо «ломаться», движение должно по плавной кривой перестроиться с горизонтали на вертикаль, подобно тому, как автомобиль, едущий на высокой скорости, не делает резких по­воротов, а постепенно вписывается в криволинейную траекторию движения, чтобы не перевернуться. Но на практике даже хорошие


конь ______________________________________________________

гимнасты здесь часто ошибаются, не учитывая, что перед высоким подъемом, последний круг должен, в определенной фазе, быть наро­чито низким! Так, при выходе в стойку с кругов поперек лицом внутрь {рис. 107) это двухопорная фаза в упоре, а при аналогичном движении с кругов поперек лицом наружу или с круга «деласалом» из положения продольно в ручках это двухопорная фаза в упоре сзади. Данное техническое правило действует и во всех иных подобных си­туациях, даже при переходах с кругов на высокие «плоские» махи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал