![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поворот против течения
Поразмышляем еще раз о поворотах. Как и всякое вращение, поворот может исполняться либо в одну, либо в другую сторону, то есть налево или направо. И меет ли это в случае с конем какое-то значение? Оказывается, имеет, и очень даже существенное! Здесь действуют физические эффекты, проявляющие себя с разной степенью активности в самых разных гимнастических движениях (вращениях), в том числе и на коне. Вспомним для начала обыкновенные круги двумя. Если вы их делаете, скажем, на «грибке», и полностью отдаетесь естественному движению (лишь бы «крутить»), то вскоре заметите, что вас, помимо вашей воли, постепенно, круг за кругом, разворачивает в одноименную сторону (при кругах против часовой стрелки — налево) и все время потихоньку «перешагиваете» руками вбок, «дрейфуете»: начали лицом к окну и, глядь, уже уперлись взглядом в стену... И нужно специально постараться, чтобы вас вот так не «сносило течением» (и не у всех это получается). Нечто подобное происходит и при кругах в ручках. Только там вы, все-таки, остаетесь на месте, вы «привязаны» хватом к опоре, но зато ноги вам все время разворачивает в одноименную сторону, и новичок (при круге влево-назад из упора сзади) будет из-за этого задевать левой стопой о тело. Так что опытный тренер обязательно заставит ученика в начале маха из упора сзади заблаговре- менно развернуть стопы и таз немного вправо, правым бедром к коню, и даст почувствовать это положение как контрольную позу круга. В чем здесь дело? Что это за «автоматический» поворот, который мешает гимнасту делать правильные круги, и с которым нужно постоянно бороться? Отвечая на этот вопрос, следует сразу сказать, что механика этого явления довольно сложна. Говоря предельно кратко и упрощенно, речь идет о том, что если тело гимнаста получило вращение более чем вокруг одной оси, то оно вращается или будет стремиться вращаться вокруг всех трех основных осей сразу. И поскольку круги ногами это уже вращение вокруг двух осей (108), то должна напомнить о себе и третья, в данном случае — продольная ось. Вот почему во время кругов против часовой стрелки (будем считать, что это круги налево) вас все время будет подталкивать к повороту именно налево, а при кругах «в шоколад» — направо. Резонно спросить: а зачем вообще с этими поворотами бороться? Может быть, это естественное движение нужно использовать для дела, раз оно само по себе возникает? Но мы так и делаем! Ведь все движения типа «выходов-входов», «стойкли», кругов «прогнувшись» и им подобные, это и есть круговые махи с поворотом в одноименную сторону*. Если же пытаться поворачиваться вокруг продольной оси в сторону, разноименную кругу, то вся механика движения радикально меняется, это как бы поворот «против течения», «против шерсти». Гимнаст должен в этом случае не только погасить своими усилиями тенденцию к естественному повороту в одноименную сторону (как этого и требует правильный круг без поворота), но и перекрыть ее, сообщив своему телу вращение в «неудобном» направлении. И такие упражнения мы знаем. Это не что иное, как известные «винты» Золтана Мадьяра. Так что «винты» это не просто, как принято говорить, круги с поворотом «вокруг продольной оси», это круги с поворотом в разноименную сторону, и вся техника, вся структура таких движений резко, радикально отличается от других круговых махов с поворотами. Не случайно «винты» Мадьяра стали, в свое время, открытием для гимнастов. Это совершенно особый класс махов на коне.
|