Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант).






Томас Гоббс – «Левиафан». В этой работе Гоббс описывает догосударственное существование людей. В этот период существовали только конфликты. Но люди, будучи разумными, нашли выход и заключили общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху в обмен на закон.
Джон Локк – «Два трактата о правлении». Локк развил идею общественного договора, но отмечал, что народ передает монарху только часть своих прав. Монарх является представителем народа, отсюда вытекает идея представительного правления.
Монтескье – «О духе законов». Монтескье является автором теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Жан-Жак Руссо – «Об общественном договоре, или принципы политического права». Руссо поддерживал прямую демократию и выдвинул принцип народного суверенитета (прямое народное правление).
Фридрих Гегель – «Философия права». Гегель разработал учение о гражданском обществе и правовом государстве.

Таким образом, период нового времени характеризовался обоснованием необходимости разделения властей, разработкой основ правового государства, представительской демократии, народного суверенитета и гражданского общества.

 


На развитии политической мысли и всей отечественной культуры благотворно сказывался общий духовный подъем, охвативший европейские страны в эпоху Возрождения. Это время дало нам Франциска Скорину, Миколу Гусовского. Книги Библии, на перевод и издание которых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметным явлением не только восточнославянской, но и европейской культуры в целом. Поэма же М. Гусовского «Песнь о зубре» - это замечательный памятник отечественной литературы, философской и политической мысли, своеобразная энциклопедия жизни белорусов того времени. Можно уверенно утверждать, что Микола Гусовский и Франциск Скорина заложили гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа.

 

Видными представителями белорусской политической мысли этого периода были также Сымон Будный, Василий Тяпинский, Лев Сапега и др. В их произведениях анализируются актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. Эти произведения не уступали лучшим образцам западноевропейской политической мысли того времени. В целом уровень развития отечественной политической мысли в этот период получил свое закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как Статуты Великого княжества Литовского

1529, 1566 и 1588 гг.

 

Идеи мыслителей рассматриваемого периода носили гуманистический характер. Однако в общем потоке обсуждаемых общественных проблем и предлагаемых решений развивались два направления: умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое.

 

Представители первого, умеренно-гуманистического направления (Ф. Скорина, М. Гусовский, А. Волан, С. Будный, В. Тяпинский, М. Литвин, Л. Сапега и др.) выражали интересы феодального сословия и горожан, сознавали необходимость определенных общественных перемен, являлись

приверженцами активной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов. Представители второго, радикально-гуманистического направления общественно-политической мысли (Павел из Визны, Мартин Чеховиц и др.) в специфической, религиозно-теологической форме отражали интересы и общественные идеалы народных низов, стремились к радикальным социально-политическим переменам, считали необходимым проявлять социальную активность за рамками сложившихся общественных институтов. Если в содержании социально-политических и правовых идей представителей первого направления ведущей была раннебуржуазная тенденция, то у выразителей второго - народно-утопическая.

 


 

9. Природа власти, её социально- психологические основы и источники.

Власть – это всегда отношения между людьми. В человеческих сообществах власть присутствовала всегда и повсюду. На сегодняшний день существует 3 группы трактовок власти

1. Реляционистические теории. Власть рассматривается как взаимоотношения между как минимум 2-мя субъектами. К ним относятся

- теория сопротивления. Они обращают внимание на властное воздействие, которое преодолевает сопротивление объекта власти

- теория обмена ресурсами. Согласно этой теории властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти.

 

- теория раздела зон влияния. Согласно этой теории власть – это функции наиболее важной и престижной соц. роли. В зависимости от ситуации и разделения ролей будет меняться

2. Бихевиористические теории. Согласно этим теориям политические отношения рассматриваются как рынок власти. Товар – имидж кандидата и его предвыборная компания, покупатели – избиратели отдающие власть в обмен на предвыборные обещания

3. Системные теории. Власть в них рассматривается как общественный посредник.

 

Для возникновения и существования отношений власти необходимо:

· Не менее 2-х субъектов

· Приказ, который сопровождается прямой или косвенной угрозой примен. санкцией в случае неподчинения

· Подчинение

 


 

11.Основные ресурсы политической власти и механизмы осуществления Ресурсы власти – все то, что может быть использовано для подчинения.

Ресурсы бывают:

- Принудительные, используются для создания угрозы (оружие, физ сила)

- Утилитарные, действуют в качестве компенсации за подчинение (деньги, отгулы, премии, льготы)

- Знания, позволяющие субъекту обладать авторитетом или осуществлять власть в форме манипуляции (образование, информация, СМИ)

- Нормативные предают обязательность командам субъектов (законы, традиции, служебные привилегии).

Ресурсы различают по ликвидности: к высоколиквидным относятся те, которые могут быть использованы сразу без предварительной подготовки (деньги, свободное время, умение манипулировать); к низколиквидным относятся те, которые требуют время на подготовку (численность и солидарность).

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал