Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Культура средневековой Европы






После распада римской империи на территорию ее западной части вторглись различные народы (готы, франки, бургунды, норманны). Эти народы, недавние кочевники и язычники, теперь образовали свои государства, приняли христианство. Произошло столкновение высокой, но умирающей античной цивилизации и первобытной варварской культуры, столкновение христианских идей и языческих представлений. В таких противоречивых условиях зарождалась культура Европы.

На этом этапе религия и искусство имели в центре внимания не возвышенный и совершенный мир духовно прекрасных образов, как это было в античности и в Византии, а несовершенство грешного человека. Человек представлялся ареной борьбы добра и зла, души и тела, а путь к достижению идеала мыслился как мучительный и драматический процесс.

Исключительное место в европейской средневековой культуре принадлежало изобразительному искусству и архитектуре. В обществе, где церковь занимала господствующее положение, где образование было ее монополией, а грамотность - уделом немногих; где языком науки, учености и богослужения была латынь, малопонятная безграмотному большинству, искусство и архитектура выполняли функцию «проповеди в камне» и были наиболее действенным средством общения. Искусство Средних веков было ансамблевым: оно существовало в неразрывном единстве архитектуры, живописи, скульптуры, но всё же роль главного элемента принадлежала архитектуре.

Мировоззренческие основы средневековья. Каждая историческая эпоха имеет свое, присущее лишь ей мироощущение, свои представления о природе и обществе, времени и пространстве, о порядке мироздания, отношениях людей и т.д. В основе средневекового миропредставления лежала особая система ценностей, созданная христианством. Мировоззрение Средних веков было теологическим, а ценностная шкала определялась религией.

Христианство в качестве новой религии появилось еще во времена Римской империи (I век н.э.) и с самого начала играло двойственную роль: оно восприняло духовные ценности античного мира, поставив в центр мироздания человека, а с другой стороны – оно выступило в качестве самого мощного разрушителя античных ценностей. Оно выработало свои представления о начале и конце мира, в то время как античная философия исходила из признания вечности мира; оно пересмотрело учение о человеке, рассматривая его, с одной стороны, как средоточие всего богатства мира и его единства, а с другой – как раба Создателя, который должен испытывать вечный страх перед загробными карами. В средневековом мире христианство сделалось его основной осью, которая влияла на все стороны жизни человека, на его духовные ориентиры и приоритеты.

Античное мировоззрение основывалось на убеждении, что в мире существует всеобщая гармония, а органической частью вечного мира является человек - человеческому разуму, человеческой способности самостоятельно познавать мир придавалось большое значение.

В христианстве же утвердилась иная система ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Творца - Бога в качестве существа изначального, вечного и неизменного (создателем всех вещей и самого человека). Идея греховности человека занимает центральное место в христианстве, а потому сцены страшного суда преобладают в средневековом искусстве над всеми прочими сюжетами. Страх перед неотвратимым наказанием порождал в средневековом европейском обществе особую психологическую атмосферу.

В сознании средневекового человека мир делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, небесный, невидимый. Высший (небесный) мир был главным, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Согласно теологическому представлению, и в самом человеке присутствует два начала: тело и душа. Тело мыслилось темницей души, которую нужно было освободить для достижения высшего блаженства. Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. Поэтому усмирение плоти считалось высшей добродетелью, идеалом человека был аскет, добровольно принявший физические страдания, обрекший себя на лишения и одиночество.

Христианство утверждало особый тип духовности, при котором главное внимание уделялось внутреннему миру человека, его нравственным установкам. Огромным было воздействие религиозного мировоззрения на искусство. Практически все искусство служило религиозному культу. Наиболее популярным жанром литературы были жития святых; самым типичным образцом архитектуры – собор; самым распространенным жанром живописи – икона; излюбленными образцами скульптуры - персонажи Священного Писания.

Архитектура Средних веков

Собственный художественный язык средневековая Европа обретает лишь к Х веку - в эпоху, которую принято называть романской. Х век – это период феодальной раздробленности, в котором набеги и сражения составляли стихию жизни. Поэтому главный тип архитектуры этого периода - замки-крепости, которые чаще всего были расположены на возвышенностях, окружены рвами, наполненными водой, и мощными стенами с башнями (внутри находились жилые постройки вместе с центральной башней). Замок-крепость был суров и массивен. Основной вид украшения суровых интерьеров замка - настенные ковры (шпалеры), которые служили и для утепления помещений. В шпалерах сюжетные изображения соединялись с декоративными элементами. Архитектура романского стиля обладает весьма существенными различиями, ведь на территории Западной Европы образовалось несколько государств, населенных различными народами со своими традициями и национальными особенностями.

Со второй половины ХII века появляется искусство готики. Главный элемент готики – городской кафедральный собор. Если романские замки и соборы воздвигались монастырями или сеньорами-феодалами, то соборы готики создавались городскими коммунами, на средства горожан, руками мирян-каменщиков, объединенных в цехи. Собор символизировал вольность, силу и богатство города, свидетельствовал о высоком мастерстве строителей. Собор стал не только местом церковной службы - в нем проходили и собрания горожан, читались лекции на богословские темы, давались театральные представления (мистерии) и даже карнавальные маскарады, в которые включались и сатирические пародии на мессы. Соборы строились, как правило, долго и были огромны, вмещали всё население города; их башни были дозорными башнями.

Готический собор имеет совершенно иной облик, нежели романский. Поражают его высота, устремленность вверх. Вместо массивных стен появляются огромные проемы, заполненные витражами или ажурной резьбой. С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные росписи. Их заменяют витражи – своеобразная живопись из кусков цветных стекол, скрепленных свинцовыми полосками. Почти бесцветные снаружи, внутри витражи «горели» насыщенными красками, создавая необычные художественные эффекты. Пронизанный солнечным светом, витраж в наибольшей степени воплощал представление Средневековья об одухотворенной материи. Родиной готики является Франция. Но и в других странах Европы были созданы прекрасные архитектурные памятники готического стиля.

Основной вид украшения готического собора – скульптура. Иногда в одном соборе было около десяти тысяч скульптур. Большая часть скульптур находится на наружной поверхности соборов; главным местом их средоточия являются порталы. Скульптуры занимают и галереи, капители колонн, взбираются на кровли, карнизы, винтовые лестницы, возникают в нишах, на всевозможных башенках, водостоках, кронштейнах.

Расположение скульптур и рельефов подчинялось правилам, установленным церковью, канонам религиозного миропонимания. Однако, создавая конкретные библейские и евангельские персонажи, мастера раскрывали в них новое, более глубокое и сложное представление человека о себе и о своем месте в мире, отражали интерес к явлениям реальной жизни.

Помимо религиозных сюжетов в изобразительное убранство готических соборов включались многочисленные сцены народной жизни, ремесленных и сельских работ, изображения жонглеров, музыкантов, плясунов; нередко встречались фривольные мотивы и даже сатиры на монахов и церковников. Как и в романском искусстве присутствовали изображения сказочных и языческих чудовищ, зверей, растений.

В готический период (особенно с ХV века) получает развитие гражданская архитектура. Укрепленный замок превращается во дворец. Город обносится каменными стенами с башнями и воротами, возводятся огромные мосты. Строятся здания общественного назначения, прежде всего ратуши, а также помещения для купеческих гильдий, дома богатых горожан.

Литература и музыка Средних веков

Средневековая литература носит религиозный характер. Преобладают произведения, построенные на библейский сюжет, жития святых. Они написаны на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни.

Основные жанры - эпос, лирика, роман. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой героической эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествует над мраком.

Особым явлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, служение Отечеству и поклонение Прекрасной Даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах. Эти произведения использовали разговорный живой язык. Французская поэма ХII века «Песнь о Роланде» воспевает подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и короля. При всей устремленности искусства к потустороннему миру постепенно набирает силу обращение к земной жизни. Поэты собирали народные песни, сказания.

Основу музыкального искусства составляло литургическое песнопение. Канонизированная музыка (григорианский хорал) представляла собой хоровые религиозные песнопения на латинском языке, предназначенные для служб церковного календаря. Другие произведения музыкального искусства, кроме чисто религиозных, выражают идеологию рыцарства (изысканная лирика трубадуров, труверов, менестрелей, воспевающая рыцарскую любовь и радость жизни).

В Средневековье намечается разделение культуры на сословной основе. Официальной, церковной культуре духовенства и дворянства во многом противостоит культура народная. Для нее характерны народные традиции, неприятие христианского аскетизма, опора на земную жизнь. Сущность этой культуры ярко проявляется в карнавалах.

В целом для средневекового искусства характерно почитание божественного, типизация, противопоставление добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам.

До Европы уже дошли утерянные сочинения Аристотеля, сохранившиеся в переводе арабов. Начала возрождаться философия, пока еще только в диспутах и схоластических спорах с доказательствами из текстов Аристотеля и богословских трактатов отцов церкви Блаженного Августина и Фомы Аквинского.

Уже появились рыцарские романы о мужественном короле Артуре, о галантном рыцаре Ланселоте, о несчастных возлюбленных Тристане и Изольде. Вместо старых церквей, похожих на крепости, стали воздвигать готические соборы, устремленные вверх ажурными стрельчатыми башнями, украшенные цветными окнами-витражами. Во время служб поражала музыка усовершенствованного органа, позаимствованного в Византии.

Университеты. К концу ХIII века в Европе уже было несколько десятков университетов, где обучали семи свободным искусствам – грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии. На первых курсах изучались только три науки, их называли тривиальными – от латинского слова три.

Самым престижным считался Парижский университет (Сорбонна), выросший из приюта, который основал духовник короля Роберт Сорбонн. По окончании десятилетнего обучения студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание выпускник, получал звание доктора и особую черную шапочку. Это было время расцвета студенческой поэзии, время создания всемирного гимна студентов – Гаудеамус.

Рыцарство. Высокое Средневековье – своего рода классика средневековой культуры – началось с ХI века, а состоялось во всей своей полноте только в ХII–ХIII веках. На этот период приходится формирование в Западной Европе рыцарского сословия и его культуры. Рыцари были прямыми потомками или духовными наследниками тех воинов-германцев, которые составляли дружины германских королей в период раннего Средневековья. К ХII веку становится устойчивым представление о рыцарях как о людях, отличающихся от простых смертных благородством и знатностью происхождения.

Рыцарство всегда стремилось быть христианским. Его главной добродетелью является героизм. При этом, чем знатнее рыцарь, тем величественнее и грандиознее должен быть его героический размах. И вовсе не случайно, что самыми доблестными, первыми рыцарями королевств признавались короли (Ричарда Львиное Сердце или Людовика Святого считали таковыми совсем не потому, что они были окружены льстивыми придворными).

Крестовые походы являлись для рыцаря паломничеством и войной одновременно. Рыцарь-крестоносец - это паломник с мечом в руках, который готов защищать себя и других христиан на пути в Святую землю, а заодно и оставить ее за собой. Он идет в святые места молиться и воевать. Такая война обязательно несет в себе момент приключения.

Конечно, тяга рыцарства к приключениям никогда не осмысливалась как самостоятельная ценность. Она всегда нуждалась в религиозной санкции. И, тем не менее, приключения играли для рыцарства особую роль, с ними связаны яркие и необычные черты его героизма. Рыцарский героизм был героизмом служения не в меньшей мере, чем героизмом авантюры.

Иначе обстоит дело с другим проявлением рыцарского героизма – служением Даме, которое воспринималось как возвышенное, сродни героизму служение. Для идеального рыцаря равно значимыми были подвиги-приключения, складывающиеся из войн и турниров, и отношения со своей Дамой. Рыцарь совершает подвиги во имя своей Дамы, они делают рыцаря достойным ее и прославляют Даму. С другой стороны, любовь к Даме сродни воинским подвигам.

Средние века – очень важный период в истории мировой культуры. В это время человек впервые осознал сложность и многообразие мира, и потому искусство сумело охватить больший, чем в античности, круг идей и образов. Оно смогло раскрыть внутренний мир человека, впервые показать, что духовная красота и сила могут сочетаться с телесным несовершенством. Нравственные начала стали основной оценкой человеческой личности. Изображению стали доступны милосердие и сострадание, борьба добра и зла.

Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например как тёмные века или безвременье. Она несла в себе прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. Назовите два истока средневековой культуры.

2. В чем особенности средневековых представлений о человеке?

3. Каковы основные принципы христианства?

4. Каковы цели и главные черты средневекового искусства?

5. Каковы основные черты романского и готического стилей?

6. Охарактеризуйте особенности рыцарской культуры.

Иллюстративный материал по теме:

1. Видеофильм «Замки и соборы Западной Европы»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал