Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Новое время
Рубеж XVI– XVII веков является началом нового этапа в истории культуры Западной Европы, который принято называть Новое время и который продолжается и сейчас. При всей переменчивости новоевропейской культуры от XVII до XX века у нее сохранилась такая устойчивая особенность, как ее секулярный характер. Действительно, это культура светская, обмирщенная, десакрализованная. Только в ней впервые становится возможным, что атеизм - это не просто индивидуальное умонастроение, а как существующая позиция в культуре. Однако нельзя сводить новоевропейскую культуру к атеизму и вольномыслию абсолютно. Эта культура сохраняет связь с религией - она по-прежнему в своих основаниях христианская. В мировоззрении человека XVII века уживались представления о бесконечности Вселенной и ее созидании Богом; о необходимости служению Богу и ближнему и безоглядный эгоизм. Религия продолжала определять повседневную жизнь европейского человека, но к ней обращались лишь в кризисные моменты жизни – при смерти близких, болезнях, крушениях жизненных планов и т.д. Культура XVII века воплощает в себе всю сложность и противоречивость этого времени. Трудно найти столетие, которое бы дало столько блестящих имен во всех областях человеческой культуры. XVII век кладет конец патриархальному жизненному укладу, тем чертам, которые связаны с живучестью старых обычаев и воззрений. В этом веке наблюдается торжество различных форм общественной организации. Люди этого времени начинают чувствовать, что находятся в тисках уже сложившихся социальных отношений. Еще недавно человек видел себя центром мира и действовал согласно собственным желаниям; теперь он только малая часть некоего общественного целого, противостоять законам которого он бессилен. Именно в это время появляется трещина между личностью и миром, между отдельным человеком и средой. Одной из особенностей этой эпохи было то, что наука достигла своего настоящего самоопределения. В эпоху Возрождения духовная культура выступала еще во всей своей целостности, в слитности многих форм. Для нее в высокой степени было характерно единство научного и художественного постижения реальности. Искусство и наука в ту пору как бы дополняли друг друга (недаром в эпоху Возрождения так часты были случаи объединения в одном лице художника и ученого). В XVII же веке наука четко определяется от художественного творчества, и каждое из этих двух основных подразделений духовной культуры в свою очередь дробится на множество областей, которые обретают свою самостоятельную специфику. Буржуазия как новый прогрессивный класс была заинтересована в развитии науки. Отмечается возрастание роли точных наук: они переживают расцвет, обретая новые методы познания. На смену прежним, во многом еще достаточно приблизительным представлениям о материальном мире, приходят системы, которые базируются на стремлении к строгому количественному определению его параметров. Недаром во главе точных наук уже стоит математика. Её успехи создали необходимый аппарат для других наук (физики, астрономии), и содействовали общей математизации мышления, оказав при этом сильнейшее влияние на философию и на систему взглядов ряда мыслителей и на способ изложения идей. В физике главную позицию занимает механика. Галилей устанавливает законы падения тел, Ньютон формулирует основные законы механики. Крупнейшие достижения происходят в оптике (разработка волновой теории света, открытие спектрального разложения света). В астрономии именно XVII век оказался временем приобретения обширного круга новых сведений о мире вне Земли. Гелиоцентрическая система Коперника (великое создание эпохи Возрождения!) получает теперь полное экспериментальное подтверждение. Каждое открытие решительно меняет веками сложившиеся представления. Направив на небо зрительную трубу, Галилей обнаруживает горы на Луне, пятна на Солнце, открывает фазы Венеры. Иоганн Кеплер устанавливает законы движения планет. А открытие Ньютоном закона всемирного тяготения упорядочивает картину мира, внося в нее необходимое единство. Перемены решающего порядка происходят и в различных областях биологии. С помощью сконструированного в XVII веке микроскопа человек узнаёт о существовании не ведомого ему прежде микромира. Открытие Гарвеем кровообращения меняет представление о физиологии. Процесс активного развития переживает география. Ведется изучение земель, ставших известными европейцам в XV–XVI веках, предпринимаются многочисленные экспедиции, в том числе в полярные моря: голландские моряки открывают новый континент – Австралию. Создаются обширные труды, суммирующие географические знания своего времени. Новые данные науки имели огромное значение для формирования мировоззрения людей того времени. Эволюция философии этого времени свидетельствует об этом. XVII век предстает перед нами как эпоха великих мыслителей, которые подготовили новую материалистическую систему мышления. Но поскольку материалистические взгляды опирались на механику (самую развитую в то время отрасль естественнонаучного знания), то это материалистическое мышление носило механический характер. Начало пути было положено Бэконом и Декартом. Они ищут пути соединения философии с жизнью через систему знаний. Об этом говорил лозунг Бэкона «Знание – сила». Научные открытия XVII века и их философское осмысление важны не столько своим воздействием на развитие материального производства, сколько на формирование нового типа научной деятельности и новой, сложившейся на ее основе, картины мира. В общественном сознании утвердилось понятие естественного закона, который не знает исключений ни для Бога, ни для человека. В новой научной картине мира человек утратил свое исключительное место, как это было характерно для эпохи Возрождения. Все большее значение стал принимать рационализм. Суть рационалистического понимания мира состояла в признании того, что в подчиняющемся естественным законам мире существует разумный порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно и общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумной рациональной основе. Считалось, что разум самодостаточен, он высший судья и авторитет. Отсюда отрицалась или принижалась роль религии. Рационализму противостоял эмпиризм с его опорой на опыт. Но эти два метода дополняли друг друга, что ставило вопросы познания мира на совершенно новую основу. В области духовной жизни XVII век принес с собой научную и мировоззренческую революцию. На смену теологическому мышлению пришло мышление рационалистическое. XVII век вошел в историю западноевропейского искусства как яркий и новый период, имеющий самостоятельное и чрезвычайно важное значение для последующих эпох. Это время расцвета больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них имеет свою национальную самобытность, специфику художественных традиций. И в то же время искусство XVII века характеризуется рядом общих черт: связь с реальной действительностью по сравнению с предшествующим периодом становится глубже, многосторонней; новое истолкование получает синтез искусств. Поразительные успехи науки расширяют и усложняют представления о мире. Возникает отчетливое ощущение единства человека с миром, его зависимости от условий и обстоятельств. Получают новую интерпретацию мифологические и религиозные сюжеты. Особое значение приобретают такие жанры, как портрет и пейзаж. Идеал гармонии и ясности, характерный для Ренессанса, оказывается недосягаемым. Но образ человека по-прежнему остается в центре внимания художника. Титаны, воспетые в искусстве Возрождения, уступают место человеку, сознающему зависимость от общественной среды, от объективных законов мира. Его воплощение становится более конкретным и психологически сложным. Если Возрождение давало пример заметного перевеса пластических искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), то в XVII веке уже не было преобладания одного или двух видов искусства над всеми другими. Бурное интенсивное развитие характерно для многих отраслей художественного творчества. В литературе – это время расцвета трагедии и комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Мольер). Непосредственно с литературой связан театр. Важно, что произведения драматургов XVII века стали достоянием такой широкой аудитории, на которую в ту пору еще не могла претендовать печатная литература. По своей специфике театр – самое общественное из искусств, и это качество, столь ярко раскрывшееся еще в античную эпоху, было возвращено ему на рубеже XVI–XVII веков. Возникают и узакониваются постоянные театральные труппы; выдающиеся актеры приобретают широкую популярность, нарастает процесс активного формирования типов театральных зданий; расширяются постановочные средства – техническая оснащенность сцены, декорационное оформление. В это время закладываются основы для мощного подъема в музыкальной культуре, которая переживет свой расцвет в следующем, XVIII веке, не только сравнившись своими значительными достижениями с пластическими искусствами, но и превзойдя их. XVII век – конец гегемонии церковной музыки и роста значения музыки светской. Новые музыкальные жанры получают дальнейшую разработку – разные формы музыки инструментальной, оркестровой, камерно-ансамблевой. Параллельно развивается музыка вокальная – от камерных лирических форм до таких жанров, как оратория. С 1630-х годов выходит на сцену опера – новый, синтетический по своему характеру жанр драматического музыкального представления. Первыми крупнейшими мастерами оперы в XVII веке были Монтеверди в Италии, Люлли во Франции и Перселл в Англии. Наиболее ярким представителем музыкального искусства XVII века является А Вивальди. В искусстве этого периода важное значение приобретает не только человек, но и среда его обитания. Поэтому в архитектуре присутствует осуществление смелых градостроительных идей, наблюдается расцвет садово-паркового искусства, создание грандиозных дворцовых ансамблей. Широкое распространение получают бытовой, исторический жанры, темы античной истории. Впервые получают самостоятельное значение натюрморт и изображения животных. Искусство этого времени уже нельзя определить единым стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы можно нередко отметить существование различных течений. В отличие от предшествующих эпох, когда искусство развивалось в рамках больших однородных стилей (романский стиль, готика), XVII век характеризуют два больших стиля – барокко и классицизм. Стиль барокко распространился прежде всего в католических странах, где позиции официальной церкви пошатнулись после Реформации и где зрелищность, помпезность, порой утрированная экспрессивность, характерные для стиля барокко, стали приманкой для возврата папства в лоно католической церкви. В Риме было создано множество церквей, скульптурных алтарей, благодаря которым католическая столица обрела свой барочный вид. Помимо храмовой архитектуры стиль барокко воплотился в парковых и дворцовых ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, а также в музыке. Стиль барокко – художественная формула величия и представительности. Абсолютизм создал особый стиль дворцовых построек. Дворец уже не крепость, как в Средние века, дающая обитателям чувство безопасности - теперь это низведенный на землю Олимп, где всё говорит о том, что здесь обитают боги. Обширная передняя, огромные залы и галереи; стены покрыты зеркалами, ослепляющими взоры. В этом стиле эффекты грандиозного и ослепляющего использовались для прославления могущества, пышности и блеска абсолютистского государства. Стиль барокко был созвучен буржуазии. Новый класс ищет стабильности и порядка, а синонимом устойчивости выступает для него достаток и богатство. Стиль барокко, отвечая устремлениям различных социальных слоев, соединил в себе несоединимое: монументальность, фантастичность, иррациональность – с трезвостью и рассудочностью, бюргерской деловитостью. Переходя от барокко к общей характеристике классицизма XVII века, следует отметить гораздо меньшую сферу его распространения. Абсолютистским государствам не могла не импонировать идея порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства. Государства, которые претендовали на разумность, стремились к тому, чтобы в них видели героическое, возвышенное, объединяющее начало. Классицизм выражал стремление к разумному, гармоническому строю жизни, стабильности и порядку. В XVII веке после раскопок античного города Помпеи и публикации «Истории искусства древних» классицизм переживает второе рождение. Из истории античности на свет извлекаются иные идеалы. Это классическая простота, минимум деталей, прямота линий, симметричность формы и т.д. Наиболее привлекательными сторонами классицизма выступали и нравственный пафос, гражданская направленность. Ориентируясь на античные образцы, он фактически базировался на рационализме Декарта. Наибольшее распространение этот стиль получил в абсолютистской Франции. Примерами классицизма являются комедии Мольер а, музыка Люлли. Образцом слияния барокко и классицизма предстаёт парковый и архитектурный ансамбль Версаля. Особенности культуры XVII века. Лозунгом старого мира был Бог, лозунгом нового мира стал человеческий Разум. Рационализм становится доминантой культуры, наука (главное орудие Разума) обретает мировоззренческий статус. Это был сухой, прямолинейный, нетерпимый, лишенный жизненных красок мир количеств и энергий. Но с другой стороны, очевиден не только прагматизм, но и цинизм идеологии, не признающей никаких аргументов, кроме аргумента силы. Оборотной стороной рационализма явились «уплощение» культуры, потеря объемности, многомерности, многоцветия культурной жизни, что было так характерно для эпохи Ренессанса. Поляризация классов вела к поляризации культуры. Дворянская этика вырождалась в этикет – сложную и разработанную до деталей систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных для общения с лицами своего, аристократического, круга. Искусство этикета было важным отличительным признаком аристократа, чем любые юридические документы, удостоверяющие его сословную принадлежность. Зачастую к большим результатам вели не самые лучшие цели и не самые достойные средства. Ломался быт, многовековой уклад жизни. Уход многих людей от патриархального очага приносился в жертву новому чудовищному молоху: мануфактуре и фабрике. Европейская цивилизация вырывалась вперед за счет откровенного грабежа других народов мира, в том числе и народов с древнейшей культурой (Индия, Китай, Мексика). Высокомерие европейцев, забывших, что своим культурным развитием они во многом обязаны своим соседям (например, арабам), ограничивала саму европейскую просвещенность и образованность. Открывая материки и архипелаги географически, осваивая новые территории экономически, Европа не открывала и не осваивала их для себя духовно – и это тоже была особенность века. Вопросы и задания для закрепления материала: 1. Какие научные открытия XVII века явились основой для утверждения нового мировоззрения? 2. В чём суть научной революции в области метода познания? 3. Как изменилось понимание роли человека в XVII веке? 4. Чем объясняется сложность и многообразие культуры XVII века? 5. В чём своеобразие художественного языка искусства XVII века? 6. Какие новые жанры появляются в искусстве этого времени? Иллюстративный материал по теме: 1. А. Вивальди «Времена года» 2. Альбомы по искусству XVII века.
|