Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 11. Эпоха Просвещения
На знамени XVIII века можно написать слова Разум и Природа. Но кроме серьезных и благородных идей, прекрасных и высоких деяний это был век кровавых революций и бунтов, громких политических интриг, множества дворцовых переворотов, обманов, подмен, неожиданных карьер, внешней галантности и благопристойности. XVIII век – это еще и барокко, рококо, классицизм, реализм, сентиментализм, причем большинство названных направлений сосуществуют в искусстве, а не сменяют друг друга. Этот век поражает смешением стилей и направлений, вкусов и пристрастий.. Герои этого века благочестивы до ханжества или распутны до предела; прогрессивны, просвещены или консервативны. Модель XVIII века – это театр (сама жизнь – это подмостки), однако впервые проявляются рефлексирующее сознание, самоирония, взгляд на себя со стороны. Что же такое Просвещение? Это широкое антифеодальное движение периода становления капитализма. Оно охватило практически все европейские страны. Термин Просвещение утвердился после статьи немецкого философа Канта «Что такое просвещение?» Просветители считали, что причины общественного неблагополучия коренятся в первую очередь в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Поэтому главной своей задачей они считают пропаганду знаний, в том числе научных, обеспечивающих воспитание в людях смелости мысли и независимости суждений. Просветители были убеждены в том, что развитие разума, прогресс науки и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующего законам Природы. Люди XVIII века называли свое время столетием Разума и Просвещения. Хотя и ранее существовали независимые мыслители, но именно в XVIII веке стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляет отличительную черту людей XVIII века. Идея естественного права личности, данного ей от рождения Богом безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальности, стала одной из самых важных идей XVIII века. Для каждой культурной эпохи характерен свой тип индивидуально-человеческого существования. В культуре Нового времени – это буржуа и дворянин. Оба они родом из Средневековья. Первый происходит по прямой линии от средневекового горожанина-бюргера, второй – от рыцаря. То, что буржуа – этопрежде всего собственник, не выделяет его из других типов индивидуально-человеческого существования. Своя собственность и свое дело могли быть у средневекового рыцаря и античного гражданина. Но только для буржуа принцип собственности и предпринимательства имеет универсальный характер.Как собственник и предприниматель он смотрит на мир и действует в нём. Во всей полноте это обстоятельство выражено в романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», если рассматривать его не как приключенческий роман, а как миф о новом мире, где главным персонажем является буржуа.Типичная психология буржуа обнаруживается в романе уже в том, что его главный (и по сути единственный) герой прожил на необитаемом острове в полном одиночестве более двадцати лет. В этом романе нет ни одного сколько-нибудь приметного лица, кроме Робинзона, да еще Пятницы (который остается в нашей памяти благодаря своей экзотичности). Одиночество, а точнее единственность, героя происходит из того, что он весь без остатка растворен в своем деле, в своей собственности. В юности мечтавший повидать свет, на острове Робинзон не замечает практически ничего, что не было бы связано с его предпринимательской активностью и приобретением собственности. Очутившись на необитаемом острове, он всецело отдается работе, годами овладевает островом, пока он действительно не станет его собственностью, которой Робинзон по-хозяйски распоряжается. Но при этом пафос творчества, такой близкий человеку Ренессанса, абсолютно чужд Робинзону. Творчество предполагает самореализацию, в которой человек, раскрывая свою уникальность, создавая нечто новое. Ничего этого не происходит с Робинзоном. Себя миру он не раскрывает и в себя его не пускает. На мир он смотрит утилитарно, примеривая мир к себе и лишь с целью более успешно присвоить его, прибрать к рукам. Для полноты характеристики стоит отметить, что в привычном для нас смысле Робинзон к природе вообще не относится никак. Она практически не существует для него в эстетическом ракурсе. Понятия Бог и Природа у Робинзона предельно разведены. Он только один раз был близок к тому, чтобы заподозрить действие в природе сверхъестественных сил. Это случилось тогда, когда непонятным для него образом на острове проросли зерна риса, которые он сам невзначай рассыпал. Фигура дворянина в новоевропейской культуре проявляется приблизительно в то же время, что и буржуа. Со всей определенностью дворянин отделился от своего предшественника рыцаря только к XVII веку. Дворянин гордился своими предками, хотя сам был иным человеком, чем они. Их отличие очевидно: стоит только сопоставить дворянина и рыцаря по такому ключевому для рыцаря критерию, как служение и верность. Рыцарю вменялось служить и быть верным сюзерену. Но рыцарь служил и был верен и Богу и Церкви. В рыцарский кодекс чести входило и служение Даме, и, наконец, своему ближнему, если он слаб и унижен. Дворянин тоже служил и Церкви, и Даме, и своему роду, и Государю. Без всяких претензий на парадокс можно утверждать, что дворянину присуща всепоглощающая любовь к себе. Это не означает, что он любит себя во всей своей человеческой данности. Его любовь направлена на тот образ- маску человеческого совершенства, божественности, которую надевает на себя и носит дворянин. Человеческая безупречность дворянина проявляется через дуэль. В своих действиях он исходит из себя, ему дела нет до его природных возможностей победить на дуэли или погибнуть, нет дела и до того, как распорядится исходом поединка судьба. Из-за любого пустяка дворянин идет на дуэль именно потому, что «пустяками» для него являются Природа и Судьба. Очевидно, что себялюбие дворянина и буржуа – очень разные вещи. Но произрастают они из одного корня – антропоцентризма в чуждом человеку мире. Эту чуждость буржуа преодолевает через внешнее присвоение себе мира, в труде и обогащении. Но труд и нажива неприемлемы для дворянина, презираемы им. У него другая игра и другие счеты с миром. Он вовсе не склонен преобразовывать и приспосабливать под себя мир. Дворянин – не творец и не работник. Он царствен и божествен в том, что чуждость мира им игнорируется. С миром, а значит и с жизнью, в любой миг можно расстаться. Но пока этого не произошло, дворянин демонстрирует себе и другим свои безупречность и совершенство. Так, трудясь и обогащаясь, буржуа и дворянин образовывали в новоевропейской культуре две в чем-то пересекающиеся, но глубоко противоположные реальности. Идеология культуры Просвещения. XVIII век принято называть веком Просвещения и эпохой в развитии культуры. Но между тем для этого нет достаточных оснований. Возникло Просвещение в конце XVII века в Англии. Своего расцвета оно достигло в середине XVIII века уже на французской почве. Именно в своем французском варианте Просвещение становится наиболее влиятельным в этот период течением в культуре. Но в середине XVIII века оно уже не было единственной реальностью западной культуры. Оно существовало параллельно с такими течениями, как барокко, классицизм, рококо, а к концу века возникает сентиментализм. Поэтому говорить о Просвещении как об эпохе в культуре было бы неверно, хотя имеются основания говорить о XVIII веке как веке Просвещения по преимуществу. Завершилось это течение резко и неожиданно – после Французской буржуазной революции. Просвещение – это не направление в искусстве, а философская, социальная, этическая концепция, идеология, в художественном творчестве, представленная разными течениями. XVIII век отмечен интенсивностью философской и эстетической мысли. Небывалое количество самых разнообразных философских доктрин: французские материалисты, немецкий идеализм, утопический коммунизм... Само слово эстетика было введено в научный оборот в 1735 году Баумгартеном. Он обозначил этим словом философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Красота произведения искусства, его эстетическое совершенство заключаются в согласовании содержания, порядка и выражения. А красота есть «совершенство чувственного познания», которое включает не только ощущения, но и эмоции, память, интуицию, остроумие, воображение. Что же объединяет всех просветителей, несмотря на различие их теоретических установок? Общей для них была идея Просвещения, искусства, преобразующего мир. Им мечталось новое общество, новый человек, новый мир. И все это должно быть создано по прекрасному вымышленному образцу, что, разумеется, было великой утопией. Никогда ранее не было такого взаимопроникновения философии и литературы: выдающиеся мыслители (Дидро, Вольтер, Руссо, Лессинг, Гёте) известны и как замечательные художники. Смотреть на вещи философски означало приобрести рациональный взгляд, устранить всё сверхъестественное. В этом смысле писатели Просвещения называли себя философами. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694–1778) был признанным вождем просветителей всей Европы. Он более чем кто-либо другой выразил общественную мысль века. Всё рационалистическое движение в то время олицетворяли с Вольтером и называли общим именем – вольтерианство. Его скептический ум восхищал и возмущал одновременно. Его злого смеха, способного испепелить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Но в его имение Ферней приезжали образованные люди со всей Европы, желая поговорить с умнейшим человеком века. Вольтер стал олицетворением гениальной иронии и скепсиса, с которым он писал практически обо всем. Как сказал Пушкин, «в его творениях философия говорила общепонятным и шутливым языком». Вольтер ненавидел всякий фанатизм (и религиозный, и революционный), издевался над тщеславием аристократов и самодовольством мещан, не верил ни в народовластие, ни в буржуазную власть. Революционным и реакционным крайностям он противопоставляет интерес к науке, независимость мысли, остроумие до дерзости и аристократизм духа. Главный его кумир – это свобода. Поэтому в итоге он разрывает с королями, с которыми довольно долго тесно общался в письмах и приватно (с Людовиком XV, Фридрихом II, Екатериной II), он ведь мечтал о просвещенном монархе. Он долго живет вне родины, его книги жгут по всей Европе, а он принимается за совершенно обреченные судебные дела и выигрывает процессы, восстанавливает честь, доброе имя невинно осужденных, казненных. Его последователей называли «вольтерьянцами», и это была и бранная кличка, и лестная аттестация, и синоним крамолы. Через увлечение идеями Вольтера прошли многие его современники и многие наследники (якобинцы, Стендаль, Байрон, Пушкин и многие другие). Деятельность Вольтера была очень разносторонней: он был драматургом, поэтом, прозаиком, родоначальником исторической науки, писал работы по социологии, эстетике, философии (именно он ввел в научный оборот выражение философия истории). Крылатой стала его фраза «Все жанры хороши, кроме скучного». В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека.Эти идеи он проповедовал и в своих произведениях(«Кандид», «Простодушный» и др.). Жан-Жак Руссо (1712–1778) видел причину социального неравенства в частной собственности. Защищал республиканские демократические порядки, обосновывал право народа на свержение монархии. Он был одним из тех, кто подготовил Французскую революцию. В своих произведениях Руссо идеализировал «естественное состояние» человечества, прославляя культ Природы. Он первый заговорил о слишком высокой цене прогресса цивилизации. Испорченности цивилизованных наций он противопоставлял жизнь обществ на патриархальной стадии развития, видя только в них чистоту нравов. Руссо считал, что всё, что тормозит естественное состояние человека, должно устраняться с помощью воспитания. Педагогические взгляды выражены в его романе «Эмиль, или О воспитании». Его роман «Исповедь» способствовал становлению психологизма в европейской литературе, стал настольной книгой для многих поколений образованных людей по всей Европе. Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии, подверг критике саму основу рационализма. Он называл свою философскую систему критической. Считал, что прежде чем приниматься за метафизику и философию, нужно критически исследовать саму познавательную способность человеческого разума. Для Канта нравственный закон, существующий внутри человека, - непостижимая тайна. Это внутреннее стремление к добру, закон морали Кант называл категорическим императивом. Кант считал, что культура – это данная богом способность человека подняться от животного состояния к нравственному существованию. Вершиной философии Канта становится эстетика. Гармонию между долгом и благом дает искусство. Оно разрешает все философские проблемы. Но для воспроизведения прекрасного необходимо свободное от практического разума чистое незаинтересованное созерцание. Гений должен творить свободно. «Критика чистого разума» Канта выражала те идеи об относительности познания, которые в XVIII веке носились в воздухе. «Все что мы можем познать в мире, – это нас самих и изменения, происходящие в нас», – считал Кант. Человек у него - высшая культурная ценность, и любые попытки принижения и порабощения личности соображениями экономического, идеологического порядка бесчеловечны и антикультурны. Просвещение, называвшее себя веком философов, оказалось самым нефилософичным течением, которое знала новоевропейская культура. Те, кого Просвещение принимало за философов (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо), были на самом деле идеологами, а если и философами (Гольбах, Гельвеций), то очень малозначительными. Мысль Просвещения была преимущественно идеологична – ввиду того, что она стремилась к популяризации лишь отдельных идей и истин. Хотя философия, еще в момент своего возникновения в Древней Греции, тяготела к божественной мудрости. Но Просвещение оказалось полностью невосприимчивым к христианству и вере. Кроме мудрости здравого смысла, оно отказалось считаться с другими смыслами. Просветители приветствовали просвещенный абсолютизм и просвещенных монархов - таких, как Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии илиЕкатерина II в России. В них они видели людей, способных быстро и успешно вести просвещение сверху, однако почему-то не учитывалось, что полное торжество Просвещения сделает ненужной фигуру монарха.Парадокс Просвещения состоит в том, что оно, само по себе не обладая ни блеском, ни великолепием, ни глубиной, вызвало у своих сторонников трудно сегодня объяснимый энтузиазм. В XVIII веке человечество бурно приветствовало подрыв и разрушение тех реалий жизни, которых в скором времени ему будет не хватать и по поводу которых у него возникнут ностальгические настроения. Литература и театр эпохи Просвещения. Значение литературы (орудия просвещения) по сравнению с другими эпохами необычайно возросло. Сторонники просвещения в своей литературной деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было бы быстро и дешево издать для самых широких кругов читателей («Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро). Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести. Появляются так называемые «философские повести». Родоначальником этого нового жанра выступает Вольтер. Возрастает и значение мемуаров (Сен-Симон, Вольтер, Бомарше, Казанова). Достоянием читателей становится и эпистолярный жанр (частная переписка Вольтера и Дидро, «Дневник для Стеллы» Свифта). Другой документальный жанр - популярные путешествия или путевые заметки. Главным художественным языком Просвещения был классицизм, в котором присутствовали элементы старой феодальной культуры, связанной с психологией аристократии. Но новые духовные ценности буржуазии не могли развиваться в строгих канонах классицизма. Интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля. В искусстве получает успешное развитие просветительский реализм. В просветительской литературе XVIII века прежде всего поражают тематическое богатство и жанровое разнообразие. Но всё же - это век прозы, ведущее место среди разнообразных жанров занимает просветительский роман. Реалистический роман XVIII века принес с собой новое представление о красоте. Это была красота будничного дня, наполненная творческой работой. Такие книги, как «Манон Леско» Прево или «Опасные связи» де Лакло важны для литературного процесса, хотя стоят несколько в стороне от главного направления общественных идей эпохи. Основными выразителями своей эпохи были Вольтер, Дефо, Свифт, Гёте, Шиллер. Даниэль Дефо ( 1660–1731) - политический деятель, коммерсант, журналист, писатель воплощает дух своего времени. Он пишет блестящие по форме и резкие по содержанию памфлеты, прославляет предприимчивость и возвеличивает английского буржуа как образец разума и добродетели. Лишь на шестидесятом году жизни Дефо опубликовал свой знаменитый роман, который оказался самым значительным его произведением и прославил его в веках. До этого Дефо был известен как искусный, энергичный публицист с несколько загадочной, даже скандальной репутацией. Библиография Дефо насчитывает более 400 названий. А между тем для всех поколений читателей он – автор «Робинзона Крузо». Популярность этой книги надолго пережила круг идей, породивших ее. Впервые в истории литературы в романе центральной темой стала тема труда. Большой воспитательный смысл этого романа увидел Руссо. Он считал, что «Робинзон Крузо» – это первая книга, которую следует прочесть каждому ребенку, едва он научится читать букварь. Если Дефо был певцом буржуазного прогресса, то Джонатан Свифт (1667–1754) глубоко усомнился в иллюзиях Просвещения и явился первым обличителем буржуазной Англии. Итогом раздумий Свифта над современностью стал сатирический роман «Путешествие Гулливера». Используя, как и Дефо, жанр морских путешествий, Свифт вопреки реалистичности «Робинзона» ведет своего героя в фантастические страны. Фантастические ситуации и сказочные образы служат у Свифта задаче реалистического изображения современной ему английской действительности. Изображение страны Лилипутии связано с политическими проблемами. Лилипутия – Англия в миниатюре. Король этой страны окружил себя настоящим раболепием. Все подданные величают его могущественным императором и т. д. Высмеивает Свифт и двухпартийную систему в Англии (виги и тори), изображая борьбу высококаблучников и низкокаблучников. Осуждает автор и религиозные войны между протестантами и католиками. В последующих двух частях романа происходит дальнейшее углубление социальной сатиры. Свифт понимает, что утопия его несбыточна: в ней больше отчаяния, чем веры. Писатель увидел социальное зло нового общества – отсюда его ирония, насмешка. Но он не мог найти пути искоренения зла – отсюда его скептицизм. Кафедрой и трибуной просветителей был театр. Новая драматургия была демократична в своей основе и ориентирована не на избранных ценителей. Главной задачей искусства просветители считали перевоспитание людей, проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой. XVIII век кроме известных уже с античности трагедии и комедии открыл мещанскую драму. Пьер Бомарше (1732–1799) – крупнейший драматург Франции. Его необычайно популярные веселые комедии «Свадьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» несли заряд громадной силы. Фигаро – представитель оппозиции третьего сословия. Он активнее, энергичнее своего господина, но он - слуга. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а берет свое в борьбе. Театр Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом иной взгляд на мир, который был адекватен эпохе. Литература и театр впервые стали обсуждать вопрос о цене прогресса. Рококо. В отличие от предыдущих веков, XVIII век не имеет единого стиля и художественного языка. Искусство XVIII века – это энциклопедия разнообразных стилевых форм. Кроме основных стилей европейского значения (барокко и классицизма) существуют рококо, сентиментализм, предромантизм. В XVIII веке центром духовной жизни Европы считалась Франция. Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Не случайно даже стили искусства были связаны с именами королей. Именно во Франции родился и ярче чем где-либо развивался стиль рококо (с фр. - раковина). Прихотливость и причудливость форм раковины и дали название стилю. Некоторые искусствоведы считают его разновидностью барокко. Для других рококо – самостоятельный стиль, который был порожден барокко, но изменил унаследованные черты. В любом случае рококо – стилевая система исключительно светской культуры. В рококо причудливо соединяются наслаждение, удовольствие, прихотливость, пренебрежение к разуму и апофеоз чувств, пренебрежение к естественному ради эстетства и экзотики и блестящая художественная культура. Рококо родилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV «После нас – хоть потоп» можно считать характеристикой настроений придворной среды. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления «потопа» в атмосфере галантных праздников, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными прихотливыми формами. Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного человека, избегало обращения к драматическим сюжетам, носило откровенно гедонистический характер. Стремление к освобождению от официальности выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым «галантным сценам». Экстерьеру противопоставлялся интерьер, где кроме красоты важным становится удобство. Плоскость стены разбивалась зеркалами в причудливом обрамлении – ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Искусство рококо строилось на асимметрии. Стены особняков знати обильно украшались шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. Единства интерьера не нарушала причудливая мебель с инкрустациями. Изящные столики и пуфики на тонких гнутых ножках удивительно дополняли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. В эту эпоху одежда, прическа, внешность человека стали произведением искусства. Неестественные фигуры дам в фижмах, париках приобрели силуэт, не свойственный человеческому телу, и казались драгоценной игрушкой в фантастическом интерьере. Дамы в кринолинах, башнеобразные прически, плавные движения менуэта, хитросплетения комедий Бомарше, романы в письмах, «пастушеские сцены» – все это эпоха рококо. Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто (1684–1721) – любимого придворного живописца короля и маркизы Помпадур. Типичный его жанр – «галантные праздники» - стали шедеврами утонченной живописи, настоящим праздником для глаз, но такого, который любит нежные, неяркие оттенки и сочетания. Но что бы ни писалВатто, оттенок печальной иронии есть во всем. Очень милы его инфантильные влюбленные, гуляющие в поэтических парках, но, кажется, «что вот-вот они растают, уплывут на несуществующий остров любви. Как живописец Ватто был гораздо глубже многих своих последователей. В его картинах раскрывается секрет того, почему эпоха рококо так дорожила искусством как средством воплощения мечты. Искусство рококо было «искусством в искусстве» – в искусстве видели заменителя жизни, более надежного, чем сама жизнь. В нем находили выход из опустошенности. Жизнь – игра, жизнь – театр, жизнь – сон, а искусство – реальность сна. Подобные ноты звучали еще в XVII веке, но в искусстве рококо они господствуют особенно. Выдающимися стиля рококо были так же Ф. Буше и Э. Фрагонар. В искусстве XVIII века параллельно с придворным рококо созревали течения, более близкие запросам и вкусам третьего сословия. Певцом третьего сословия называли современники Жана Шардена (1699–1779). Это был исключительно «мирный» по своему творческому складу художник - автор жанровых сцен с добронравными хозяйками, матерями семейства, и натюрмортов, чаще всего составленных из самых простых домашних предметов. Но и эта тихая живопись Шардена была по-своему новаторской. Сама простота и приверженность к чисто житейским мотивам являлись в те времена вызовом аристократическим вкусам. Предтечей будущего критического реализма в первой половине XVIII века явилось творчество английского художника Уильяма Хогарта. Он сочинял целые истории, обличающие нравы современной аристократии, разделял на акты и каждый акт запечатлевал в отдельной картине. Картины он писал маслом, а потом воспроизводил их в гравюре. Размноженные в сериях эстампов, наполненные злободневными намеками, произведения Хогарта производили сенсацию. 1789 год... Великая Французская революция... Эта эпоха была временем жестокой расплаты аристократии за ее паразитическую «сладкую жизнь»: она расплачивалась за нее своими головами на гильотине. Всё, что напоминало о её художественных вкусах, стало одиозным. Воцарился новый революционный классицизм, взявший «напрокат» одежды античных героев. Знаменосцем искусства революции стал Жак Давид (1748–1825). В идеалах античности он видел путь к моральному перевооружению искусства. Расслабленному удовольствиями рококо он противопоставил культ античного героя, пафос гражданского подвига («Клятва Горациев»). Успех его полотен объяснялся резким контрастом с надоевшей идиллией рококо. В XVIII веке классицизм пришел к канону форм и правил, на страже которых стояла Парижская художественная академия (Школа изящных искусств). Поэтому закостенелый классицизм в живописи, формы которого превратились в штампы, позднее стали называть академизмом. Европейская скульптура XVIII века развивалась так же, как и живопись: рокайльные формы в первой половине века и нарастание классицизма – во второй. Наиболее известным скульптором этой эпохи был Жан Антуан Гудон (1741–1828). Он знаменит как создатель целой галереи портретов своих современников, в том числе статуи сидящего Вольтера. В архитектуре к середине столетия торжествовал классицизм. Общественные вкусы стали предпочитать строгость и сдержанность. Классицизм выпрямил гнутые линии, возвратил четкую симметрию, упростил систему украшений, на смену изящным виньеткам пришли эмблемы скрещенных знамен. Классицизм стал стилем официальных построек. Музыка XVIII века. В XVIII веке музыка как вид искусства встала на один уровень с живописью, скульптурой, литературой, которые пережили свой расцвет еще в эпоху Возрождения. Продолжая традиции прошлых веков, развивается хоровая музыка, звучащая в кантатах, ораториях. Еще сохраняется внешняя связь музыки с религией (библейские сюжеты ораторий Генделя, духовная тематика музыки Баха), но все же XVIII век – начало нового этапа в истории музыки.Если в XVII веке профессиональная музыка звучала в храмах, театрах, дворцах и замках, то в XVIII значительно увеличилось число ансамблей, оркестровых капелл и сольных концертов, доступных для широкой публики. Все это способствовало мощному развитию инструментальной музыки. В это время начали свою жизнь непревзойденные до сих пор скрипки мастеров Гварнери, Страдивари, Амати. С их рождением в исполнительском искусстве началась новая эпоха, и ведущая роль перешла к смычковым инструментам.Уже ксередине века из сольных инструментов первостепенное значение перешло к фортепиано. Постепенно изменилась его трактовка: на смену камерности, прозрачности пришли объемность, «оркестральность» звучания. Безусловной вершиной музыкального искусства эпохи Просвещения является творчество И. С. Баха (1685–1750).Интерес к музыке великого немецкого композитора XVIII века возник спустя чуть ли не сто лет после его смерти. В Берлинской королевской библиотеке композитор и пианист Ф. Мендельсон обнаружил целую груду сочинений давно забытого органиста... Познакомившись с ними, он был потрясен красотой и глубиной музыки. В 1829 году в Берлине под его управлением прозвучало одно из самых великих произведений Баха – оратория «Страсти по Матфею». Всё поражало в этой музыке размах, мощь, жизненная сила, мелодическая красота, необыкновенная ее стройность и техническое совершенство.Баха считают непревзойденным мастером полифонии. Но церковная музыка Баха была слишком человечна, что вызывало недовольство церковного начальства. Искусство Баха – это проявление духовной свободы эпохи Просвещения. Он – музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители. Значительным событием второй половины XVIII века явилось формирование так называемой Венской классической школы. К ней относятся имена Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. В. Бетховена. Значение их творчества трудно переоценить. Они, обобщив весь предшествующий опыт мирового музыкального искусства, выработали поистине универсальный музыкальный язык, понятный во всем мире. В творчестве Й. Гайдна сформировался состав классического (малого) симфонического оркестра. Основной и наиболее характерной для Венской классической школы формой стало сонатное allegro, ведущий принцип которого - контраст и последующее слияние, приводящее к единству основных образов-тем. Без сонатного allegro невозможно представить классическую симфонию, концерт, сонату. Даже на слух слова симфония и соната созвучны. Первая их часть обычно несет главную смысловую нагрузку, задает тон и определяет облик сочинения в целом. Она всегда пишется в форме сонатного allegro, состоящего из трех разделов – экспозиции, разработки, репризы. Экспозиция начинается мелодией, которая носит название главной партии. Вскоре возникает вторая мелодия, именуемая побочной партией. Самим своим появлением она словно оспаривает, опровергает первую, стремится вытеснить ее. Рождается ощущение неравновесия, неустойчивости. Окончание экспозиции внушает слушателю мысль: продолжение следует. Наступает разработка – самый напряженный раздел сонатной формы. Темы, впервые прозвучавшие в экспозиции, показаны здесь с новых сторон. Они расчленяются на короткие мотивы, мелькают в разных голосах, сталкиваются и переплетаются. Состояние неустойчивости достигает высшей точки, требуя успокоения, разрядки. Ее приносит реприза. Здесь главная и побочная партии звучат как в экспозиции, но с некоторыми изменениями, отражающими итог предыдущего развития: часто обе партии звучат в одной тональности. Многое подвластно сонатной форме. Но лучше всего она отражает борьбу и бурное движение жизни. Другие части сонаты продолжают мысль, высказанную в первой части, по-своему освещая ее с новых сторон. Вторая часть, в отличие от первой, проходит обычно в медленном темпе. Здесь музыка передает неторопливое течение мысли или поет о красоте, счастье, природе. Третья часть (менуэт или скерцо) проникнута танцевальностью. Она словно напоминает о простых радостях жизни, об отдыхе, развлечениях. Музыка четвёртой части (финала) может быть жизнерадостной, торжественной или драматической. Но почти всегда эта часть по характеру напориста, стремительна и воспринимается как вывод из всего предшествующего. Всё то новое, что было характерно для этой эпохи, воплотилось в творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта (1756 – 1791). Если основной жанр у Гайдна – симфония, то у Моцарта – опера. Он изменил традиционные формы оперы, внеся в её драматургию психологизм. Он не был революционером по убеждению, но его гуманизм, восприятие человеческих эмоций противостоят старому догматическому религиозному мировоззрению. Особенности культуры Просвещения. Век Просвещения специфичен, как и любая другая эпоха, но само его название определяет дидактический характер искусства этого времени. Основные тенденции развития культуры в эту эпоху развивались по-разному в разных странах Европы, но, несмотря на эти различия, их объединяли и общие черты нового мировоззрения. Между европейскими странами усиливается обмен идеями и творческими достижениями. Расширяется круг образованных лиц, складывается национальная интеллигенция. Развивающийся культурный обмен способствует распространению представлений о единстве культуры человечества. Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человеческий разум, само слово культура впервые стало определенным и общепризнанным термином. О смысле культуры размышляли не только философы и образованная элита общества, но и широкая публика. Но развитие культуры в этом столетии связывали прежде всего с разумом, нравственно-этическим началом. В XVIII веке закладываются основы эстетики и искусствознания как научной дисциплины. В искусстве этого столетия нет единого стиля, единства художественного языка. Это время борьбы разных идейных направлений, формирования национальных школ. Ведущими видами искусства постепенно становятся литература и музыка. Век Просвещения создал свое видение мира, которое оказало сильнейшее влияние на дальнейшее развитие культуры. Вопросы и задания для закрепления материала: 1. Какова самая важная культурная идея эпохи Просвещения? 2. Какие явления культуры предшествующих эпох легли в основу идеологии Просвещения? 3. Охарактеризуйте типичного представителя эпохи Просвещения. 4. Приведите примеры стиля рококо в разных видах искусства. Иллюстративный материал по теме: 1. Отрывки из произведений Вольтера («Философские письма»), Дефо («Робинзон Крузо»), Свифта («Приключения Гулливера»), Руссо («Эмиль или О воспитании»). 2. Репродукции картин А.Ватто, Ф. Буше («Прачка»), У. Хогарта («Модный брак»), Э. Фрагонара («Поцелуй украдкой», «Качели»).
|