Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и сущность административного права.
Административное право - это отрасль права, призванная регулировать общественные отношения, складывающиеся в связи и по поводу практической реализации решений органов исполнительной власти, т. е в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности. Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются: -в сфере государственного управления; -во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов; -в процессе осуществления общественными организациями внешне властных управленческих функций. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Источники административного права – юридические акты государственных органов, в которых содержатся нормы административного права: законы, подзаконные акты, акты органов местного управления и самоуправления, международные акты. Основными источниками административного права являются: -Конституция Республики Беларусь; -Кодекс об административных правонарушениях, который определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а так же к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащим административной ответственности; - Общепризнанные принципы международного права; - Декреты Президента Республики Беларусь; - Указы Президента Республики Беларусь; - Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях; - Законы, принимаемые Парламентом Республики Беларусь; - Воздушный Кодекс Республики Беларусь; - Устав Вооружённых Сил Республики Беларусь; - Устав внутреннего водного транспорта; - Постановление и распоряжения Совета Министров республики и глав администрации; - Акты органов местного самоуправления. Административным правонарушением может быть деяние в виде: - оконченного административного правонарушения; - покушения на административное правонарушение. Нормы административного права регулируют общественные отношения, направленные на: а) установление, изменение, совершенствование системы государственных органов управления, их правового статуса и структуры; б) закрепление наиболее рациональных, научно-обоснованных взаимосвязей между субъектами и объектами, управляющими и управляемыми (объединениями, предприятиями, учреждениями и др.); в) охрану установленных правом общественных управленческих отношений, прав и законных интересов граждан; г) развитие новых общественных отношений, соответствующих требованиям эффективного общества и государства. Признаками административных правонарушений являются: общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость. К обстоятельствам, исключающим административную ответственность относятся: необходимая оборона, причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, крайняя необходимость, обоснованный риск.
|