Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антиинфляционная политика⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Б--18 Система национальных счетов — это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование СНС выполняет несколько важных функций, среди которых: измерение объемов производства за определенный промежуток времени выявление существующих тенденций в экономике организация экономической политики государства. ВВП – сумма добавленных стоимостей всех резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны) за год. ВВП - это основной показатель, характеризующий объем производства. Он представляет собой конечную стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране в течение определенного промежутка времени (обычно - года). ВВП может рассчитываться: производственным методом (сумма валовой добавленной стоимости), методом конечного использования (сумма компонентов конечного использования), распределительным методом (сумма первичных доходов). валовой внутренний продукт (как и валовой национальный продукт) является главным показателем не только системы национальных счетов, но и благосостояния общества. Валовой внутренний продукт дает возможность определить в денежном выражении объем годового производства страны, а также отображает и общую сумму доходов производителей товаров и услуг, и общую сумму расходов, на их оплату. В то же время считается, что хотя ВВП надушу население и характеризует средние доходы и расходы абстрактного жителя страны, однако не может быть мерилом его благосостояния, а следовательно, и мерилом реального экономического благосостояния нации. ВВП как мирило экономического благосостояния общества имеет недостатки, которые практически делают невозможным выполнение этой роли. Идет речь, в частности, о таких его недостатках. ВВП не учитывает некоторые виды деятельности, которые осуществляются в пределах домашнего хозяйства (домашний уход за детьми и больными, домашнее упорядочивание по принципу «зроби сам» и тому подобное). Такие виды деятельности обычно увеличивают благосостояние общества, но не имеют рыночной оценки. ВВП не учитывает проблему свободного времени. Известно, что в условиях высоко развитой экономики уровень доходов является достаточным для качественного отдыха и увеличения свободного времени значительной части населения, а это равнозначно увеличению благосостояния страны. ВВП не отбивает экологические проблемы, которые неотложно стоят перед обществом (исчерпание ресурсов, изменение климата, загрязнения окружающей среды, и тому подобное). Идет речь о том, что в величине ВВП не учитывается влияние производства на окружающую среду. Статистика ВВП не принимает во внимание, что роста производства достигнуто ценой отравления кислотными дождями полей, лесов, рек. А негативные последствия функционирования национальной экономики всегда тянут за собой уменьшение благосостояния общества. ВВП не учитывает много секторов теневой экономики (нелегальные виды развлечений, безденежный обмен услугами, нелегальное производство алкогольных напитков и тому подобное). Следовательно, валовой внутренний продукт ВВП является достаточно надежным показателем годового объема национального производства товаров и услуг, но не универсальным критерием экономического благосостояния страны, поскольку в нем не учитываются такие факторы, как свободное время, загрязнение окружающей среды, теневая экономика, выработанные товары и услуги, для использования в самих домашних хозяйствах и тому подобное. Следовательно, движение ВВП нельзя прямо и непосредственно перевести в сроки благосостояния. Валовой внутренний продукт является в первую очередь показателем мощности рыночной национальной экономики, а не экономического благосостояния общества. С определенными допусками можно использовать ВВП как показатель динамики производства. Поэтому при использовании валового внутреннего продукта для формирования экономической политики не следует забывать, что ВВП очень приблизительно отображает благосостояние страны. Чистое экономическое благосостояние страны ЧЕД. Ученые-экономисты делали и делают попытки сконструировать новые показатели экономического благосостояния общества, которые учитывали бы те факторы, что не учитывает валовой внутренний продукт, то есть были лишены недостатков ВВП. В макроэкономике уже есть такой показатель — чистое экономическое благосостояние общества ЧЕД. Показатель чистого экономического благосостояния страны не является конкретным самостоятельным статистическим показателем, а применяется только как дополнение к валовому внутреннему продукту. Чистое экономическое благосостояние страны ЧЕД отображает результаты, не только показанные в структуре ВВП, но и результаты деятельности, которая осуществляется в пределах домашнего хозяйства; результаты теневой экономики; меру и способ использования свободного времени для повышения образования, воспитания детей, физического и духовного развития; негативные последствия функционирования производства (состояние естественной окружающей среды) и тому подобное. Чистое экономическое благосостояние общества ЧЕД определяется вычетом из ВВП денежной оценки негативных факторов Чн, которые вливают на благосостояние, и добавлением результатов нерыночной деятельности, в денежной оценке Р Л и денежной оценки свободного времени Вч: ЧЕД = ВВП -чн + Рнря + Вч. Количественно определить чистое экономическое благосостояние общества ЧЕД непросто. Вся сложность заключается в том, как дать денежную оценку всем тем видам деятельности, которые не имеют рыночного характера и, следовательно, не могут быть оценены в процессе свободного рыночного обмена. Правда, показатель чистого экономического благосостояния страны интересен, во-первых, как теоретическая постановка проблемы учета разных сторон функционирования национальной экономики, в том числе неформальной экономики. Во-вторых, чистое экономическое благосостояние общества целесообразно использовать в системе макроэкономических измерений, поскольку он точнее определяет реальное экономическое благосостояние нации, чем валовой внутренний продукт ВВП. Следовательно, ЧЕД является интересным и относительно полезным в работе статистической службы страны показателем. Однако на практике статистические службы ООН и национального учета отдельных стран не имеют унифицированной методики расчета чистого экономического благосостояния общества. Собственно потому мы встречаем этот показатель на страницах учебников из макроэкономики, а не на страницах статистических сборников разных стран мира, ежегодных докладов международных организаций, о мировом развитии.
|