Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8.1. Господствующие стили в искусстве 19 века






Основные понятия и термины по теме: сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, импрессионизм.

План изучения темы:

1. Зарождение романтизма и реализма.

2. Импрессионизм в живописи и музыке.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Проблема несоответствия идеала и действительности - основной мотив культурного развития в XIX веке. Зарождение романтизма как типа культуры. Романтизм как конфликт с реальностью.

Романтизм как стиль в искусстве, как общекультурное движение, охватывающее самые разнообразные явления – от философии, экономики до моды. Перенос романтиков акцента на личность в решении проблемы личности и общества

Характерные черты романтизма: интуитивное постижение действительности, поэтичность, открытость истине, добру, красоте; уход от реальности и несовершенного мира: в прошлое, его нравы, в экзотические страны, не испорченные цивилизацией; в мир сказок и легенд; в собственный внутренний мир.

Проблема личности становится для романтиков центральной, поскольку гармония личности и общества утрачена и свобода возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни. Главным предметом искусства становится область внутренних переживаний человека. Приковывается внимание к таким фактам человеческого бытия, как любовь, творчество, радость, печаль, смерть.

В литературе присутствие метафоричности и ассоциативности, тяготение к синтезу или взаимодействию жанров и видов, к соединению с философией, религией. Мир героя-романтика - это преимущественно собственный духовный мир, несущего в себе всю скорбь мира по поводу его несовершенства, вырванного из привычной, обыденной жизни и поставленного в чрезвычайные обстоятельства, в которых раскрывается мощь его духа. Герой - неповторимая личность, и в этом источник его ценности. Это герой гордого одиночества и неприятия мира.

Первый манифест романтизма - предисловие к драме «Кромвель» В. Гюго (главы французских романтиков), где писатель провозгласил: «Пора пришла. Для мира и для поэзии наступает новая эпоха». Полемика между сторонниками классицизма и романтизма - спор между старым и новым искусством. Идеи романтизма в своем творчестве выражали Ж. Санд, Г. Гейне, Д. Байрон, Э. Гофман и др.

Обращение к народному творчеству: легендам, преданиям, сказкам. Обогащение за счет фольклора литературного языка, подчеркивание национального своеобразия. Развитие европейской фольклористики, публикации сборников народных песен и сказок (братья Гримм, Г. Х. Андерсен).

Значение революционных событий 1830 и 1848 гг. в появлении и утверждении реализма (новые времена с социальными противоречиями, с расстрелами рабочих демонстраций и полицейским террором требовали критического искусства).

«Манифест реализма» (Г. Курбе). Основа нового направления в искусстве, главная тема - правдивое отражение действительности, анализ социальных отношений.

Появление социальных романов Ж. Санд, О.Бальзака («Человеческая комедия»).

Неприятие буржуазного общества – объединяющее начало реализма и романтизма. Но реалисты не мистифицировали его, а критиковали. Отсюда и название метода – критический реализм.

В обращении критических реалистов XIX века к современности была одна существенная особенность: они не искали событий исключительных, их герои – обыкновенные люди, занятые повседневными делами.

Мировоззрение реалистов и материалистическое мышление. Формирование характера средой, совокупностью материальных условий, вот почему реализм тщательно изучал обстоятельства жизни своих героев. Персонажи несут в себе типичные собирательные черты той или иной социальной группы. Писатели-реалисты, в отличие от романтиков, признавали ценность «низкой» действительности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить.

Критический реализм в западноевропейской литературе в творчестве Стендаля, Мериме, Золя, Флобера, Мопассана, Шоу. Элементы сатиры в творчестве Ч. Диккенса. Тема утраченных иллюзий после Французской революции.

Новая техника – литография в изобразительном искусстве и новые общественные потребности, огромные возможности тиражирования. Сатира О. Домье. на власть имущих: королей, министров, судейских чинов. Положительный идеал - простые люди, рабочий класс, демократическая интеллигенция.

Изображение людей труда в творчестве художников: Ж. Милле и Г.Курбе.

Многообразие стилей творчества в музыкальном искусстве, музыкальных школ, обилие выдающихся композиторов разных стран.

Доступность и демократичность искусства критического реализма.

Естественное и непредвзятое запечатление реального мира в его подвижности и изменчивости, воспроизведение действительность в соответствии со своим видением мира художниками-импрессионистами. Желание сохранить и передать свежесть непосредственного восприятия, создание ощущения, что зритель является свидетелем происходящего, внушения, что каждый миг жизни исполнен поэзии и значения и поэтому достоин быть запечатленным на полотне – главные задачи импрессионизма.

Отсутствие в импрессионизме строгих канонов, норм и правил. Работа на пленэре, интерес к передаче световоздушной среды. Отсутствие четкости и определенности в контурах предметов. Техника открытого мазка.

Представители импрессионизма.

О. Ренуар, Э. Мане(утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой их идеализации); Э. Дега(острая наблюдательность, аналитичность, беспощадная правдивость). К. Моне(последовательный представитель направления, певец природы). К. Писсарро ( ввел в искусство пейзаж большого города). А. Сислей(пейзажи больше чем работы других импрессионистов связаны с настроением).

О. Роден (лишил скульптуру привычной гладкой поверхности, чтобы добиться ощущения живописности и движения). «Если перейти мысленно от классической академической скульптуры к Родену поражает резкий перелом: будто кто-то скомандовал «вольно», и в фигурах исчезли все признаки напряженности, они стали самими собой, в их позах, жестах, телодвижениях ясно проступало, что их волнует, будто спала незримая пелена и нашим глазам открылась тайная жизнь плоти» (М.Алпатов).

К. Дебюсси - основатель импрессионизма в музыкальном искусстве (полутона настроений, изысканность гармоний, возникающих совершенно из другого звукоощущения, чем гармония прежней музыки).

М. Равель – продолжатель творчества Дебюсси (смог найти свою индивидуальную манеру высказывания, еще более расширил изобразительные возможности музыки).

Зарождение постимпрессионизма. В.В. Гог, П.Гоген, П. Сезанн, А. Т.Лотрек.

Унаследование от импрессионистов любви к природе и умение запечатлеть ее живое дыхание, умение в обыденном событии увидеть красоту. Острая полемика с импрессионизмом (художник должен писать мир не только таким, каким он его видит, но он обязан средствами искусства суметь рассказать о мире все то, что он о нем знает).

Острое чувство неприятия действительности. Они не могли так беззаботно радоваться жизни, как импрессионисты. Но они боролись за право быть художником и говорить в искусстве свою правду. И они действительно смогли сказать о мире нечто такое, чего никто не говорил до них.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Подготовить презентацию с портретами творцов: романтиков, реалистов, импрессионистов, постимпрессионистов.

2.Подготовить репродукции картин художников – романтиков, реалистов и импрессионистов.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта-анализа.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Обоснуйте, что романтизм – это не только стиль в искусстве, но и особый тип мировосприятия.

2. Используя дополнительную литературу, приведите примеры романтизма в произведениях литературы, живописи, скульптуры, музыки, театра, философии.

3. В чём разница романтического и реалистического неприятия действительности в искусстве?

4. С какими философскими направлениями связано искусство критического реализма?

5. Каковы основные смысловые значения термина «импрессионизм»?

6. Какие произведения художников Ренуара, Моне, Мане, Дега, Писсарро наиболее полно характеризуют их творчество?

7. В чём постимпрессионисты продолжали идеи импрессионизма?

8. Что означает термин «критический реализм» (на примере творчества Бальзака, Домье)?

9. Кто является главой французских романтиков-писателей?

10.Кто является автором произведений: «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся», «Отверженные»?

11.Прослушайте фрагменты из мюзикла «Нотр Дам де Пари» Р.Кочанте. Поделитесь своими впечатлениями.

12. Подберите репродукцию картины художника-импрессиониста, которая на ваш взгляд по настроению и художественной образности созвучна с произведением К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал