Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8.1. Господствующие стили в искусстве 19 века
Основные понятия и термины по теме: сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, импрессионизм. План изучения темы: 1. Зарождение романтизма и реализма. 2. Импрессионизм в живописи и музыке. Краткое изложение теоретических вопросов: Проблема несоответствия идеала и действительности - основной мотив культурного развития в XIX веке. Зарождение романтизма как типа культуры. Романтизм как конфликт с реальностью. Романтизм как стиль в искусстве, как общекультурное движение, охватывающее самые разнообразные явления – от философии, экономики до моды. Перенос романтиков акцента на личность в решении проблемы личности и общества Характерные черты романтизма: интуитивное постижение действительности, поэтичность, открытость истине, добру, красоте; уход от реальности и несовершенного мира: в прошлое, его нравы, в экзотические страны, не испорченные цивилизацией; в мир сказок и легенд; в собственный внутренний мир. Проблема личности становится для романтиков центральной, поскольку гармония личности и общества утрачена и свобода возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни. Главным предметом искусства становится область внутренних переживаний человека. Приковывается внимание к таким фактам человеческого бытия, как любовь, творчество, радость, печаль, смерть. В литературе присутствие метафоричности и ассоциативности, тяготение к синтезу или взаимодействию жанров и видов, к соединению с философией, религией. Мир героя-романтика - это преимущественно собственный духовный мир, несущего в себе всю скорбь мира по поводу его несовершенства, вырванного из привычной, обыденной жизни и поставленного в чрезвычайные обстоятельства, в которых раскрывается мощь его духа. Герой - неповторимая личность, и в этом источник его ценности. Это герой гордого одиночества и неприятия мира. Первый манифест романтизма - предисловие к драме «Кромвель» В. Гюго (главы французских романтиков), где писатель провозгласил: «Пора пришла. Для мира и для поэзии наступает новая эпоха». Полемика между сторонниками классицизма и романтизма - спор между старым и новым искусством. Идеи романтизма в своем творчестве выражали Ж. Санд, Г. Гейне, Д. Байрон, Э. Гофман и др. Обращение к народному творчеству: легендам, преданиям, сказкам. Обогащение за счет фольклора литературного языка, подчеркивание национального своеобразия. Развитие европейской фольклористики, публикации сборников народных песен и сказок (братья Гримм, Г. Х. Андерсен). Значение революционных событий 1830 и 1848 гг. в появлении и утверждении реализма (новые времена с социальными противоречиями, с расстрелами рабочих демонстраций и полицейским террором требовали критического искусства). «Манифест реализма» (Г. Курбе). Основа нового направления в искусстве, главная тема - правдивое отражение действительности, анализ социальных отношений. Появление социальных романов Ж. Санд, О.Бальзака («Человеческая комедия»). Неприятие буржуазного общества – объединяющее начало реализма и романтизма. Но реалисты не мистифицировали его, а критиковали. Отсюда и название метода – критический реализм. В обращении критических реалистов XIX века к современности была одна существенная особенность: они не искали событий исключительных, их герои – обыкновенные люди, занятые повседневными делами. Мировоззрение реалистов и материалистическое мышление. Формирование характера средой, совокупностью материальных условий, вот почему реализм тщательно изучал обстоятельства жизни своих героев. Персонажи несут в себе типичные собирательные черты той или иной социальной группы. Писатели-реалисты, в отличие от романтиков, признавали ценность «низкой» действительности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить. Критический реализм в западноевропейской литературе в творчестве Стендаля, Мериме, Золя, Флобера, Мопассана, Шоу. Элементы сатиры в творчестве Ч. Диккенса. Тема утраченных иллюзий после Французской революции. Новая техника – литография в изобразительном искусстве и новые общественные потребности, огромные возможности тиражирования. Сатира О. Домье. на власть имущих: королей, министров, судейских чинов. Положительный идеал - простые люди, рабочий класс, демократическая интеллигенция. Изображение людей труда в творчестве художников: Ж. Милле и Г.Курбе. Многообразие стилей творчества в музыкальном искусстве, музыкальных школ, обилие выдающихся композиторов разных стран. Доступность и демократичность искусства критического реализма. Естественное и непредвзятое запечатление реального мира в его подвижности и изменчивости, воспроизведение действительность в соответствии со своим видением мира художниками-импрессионистами. Желание сохранить и передать свежесть непосредственного восприятия, создание ощущения, что зритель является свидетелем происходящего, внушения, что каждый миг жизни исполнен поэзии и значения и поэтому достоин быть запечатленным на полотне – главные задачи импрессионизма. Отсутствие в импрессионизме строгих канонов, норм и правил. Работа на пленэре, интерес к передаче световоздушной среды. Отсутствие четкости и определенности в контурах предметов. Техника открытого мазка. Представители импрессионизма. О. Ренуар, Э. Мане(утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой их идеализации); Э. Дега(острая наблюдательность, аналитичность, беспощадная правдивость). К. Моне(последовательный представитель направления, певец природы). К. Писсарро ( ввел в искусство пейзаж большого города). А. Сислей(пейзажи больше чем работы других импрессионистов связаны с настроением). О. Роден (лишил скульптуру привычной гладкой поверхности, чтобы добиться ощущения живописности и движения). «Если перейти мысленно от классической академической скульптуры к Родену поражает резкий перелом: будто кто-то скомандовал «вольно», и в фигурах исчезли все признаки напряженности, они стали самими собой, в их позах, жестах, телодвижениях ясно проступало, что их волнует, будто спала незримая пелена и нашим глазам открылась тайная жизнь плоти» (М.Алпатов). К. Дебюсси - основатель импрессионизма в музыкальном искусстве (полутона настроений, изысканность гармоний, возникающих совершенно из другого звукоощущения, чем гармония прежней музыки). М. Равель – продолжатель творчества Дебюсси (смог найти свою индивидуальную манеру высказывания, еще более расширил изобразительные возможности музыки). Зарождение постимпрессионизма. В.В. Гог, П.Гоген, П. Сезанн, А. Т.Лотрек. Унаследование от импрессионистов любви к природе и умение запечатлеть ее живое дыхание, умение в обыденном событии увидеть красоту. Острая полемика с импрессионизмом (художник должен писать мир не только таким, каким он его видит, но он обязан средствами искусства суметь рассказать о мире все то, что он о нем знает). Острое чувство неприятия действительности. Они не могли так беззаботно радоваться жизни, как импрессионисты. Но они боролись за право быть художником и говорить в искусстве свою правду. И они действительно смогли сказать о мире нечто такое, чего никто не говорил до них. Лабораторные работы – не предусмотрено. Практические занятия – не предусмотрено. Задания для самостоятельного выполнения: 1.Подготовить презентацию с портретами творцов: романтиков, реалистов, импрессионистов, постимпрессионистов. 2.Подготовить репродукции картин художников – романтиков, реалистов и импрессионистов. Форма контроля самостоятельной работы: - устный опрос, - проверка конспекта-анализа. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Обоснуйте, что романтизм – это не только стиль в искусстве, но и особый тип мировосприятия. 2. Используя дополнительную литературу, приведите примеры романтизма в произведениях литературы, живописи, скульптуры, музыки, театра, философии. 3. В чём разница романтического и реалистического неприятия действительности в искусстве? 4. С какими философскими направлениями связано искусство критического реализма? 5. Каковы основные смысловые значения термина «импрессионизм»? 6. Какие произведения художников Ренуара, Моне, Мане, Дега, Писсарро наиболее полно характеризуют их творчество? 7. В чём постимпрессионисты продолжали идеи импрессионизма? 8. Что означает термин «критический реализм» (на примере творчества Бальзака, Домье)? 9. Кто является главой французских романтиков-писателей? 10.Кто является автором произведений: «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся», «Отверженные»? 11.Прослушайте фрагменты из мюзикла «Нотр Дам де Пари» Р.Кочанте. Поделитесь своими впечатлениями. 12. Подберите репродукцию картины художника-импрессиониста, которая на ваш взгляд по настроению и художественной образности созвучна с произведением К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».
|