Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 7. Западноевропейское искусство Нового времени
Тема 7.1. Музыка, литература и театр 17-18вв. Основные понятия и термины по теме: рационализм, материализм, знание, Просвещение, просветительский реализм. План изучения темы:
Краткое изложение теоретических вопросов: Мировоззренческие основы эпохи Просвещения. Лозунг нового мира - человеческий Разум. Рационализм становится доминантой культуры, наука (главное орудие Разума) обретает мировоззренческий статус. Это был сухой, прямолинейный, нетерпимый, лишенный жизненных красок мир количеств и энергий. Но с другой стороны, очевиден не только прагматизм, но и цинизм идеологии, не признающей никаких аргументов, кроме аргумента силы. В эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человеческий разум, общепризнанным термином стало слово культура. Развитие культуры в этом столетии связывали прежде всего с разумом, нравственно-этическим началом. В этом столетии наука отделилась от художественного творчества, т.е. от искусства. Возросла роль точных наук (математики, физики, астрономии), появились новые методы познания, свершились открытия Галилея, Кеплера, Ньютона. Большое развитие получила география: были открыты новые континенты. Новые данные науки повлияли на мировоззрение людей. В обществе всё более стало утверждаться материалистическое мышление. Эволюция философии - эпоха великих мыслителей, которые подготовили новую материалистическую систему мышления (Бэкон и Декарт). Отчетливое ощущение единства человека с миром, и понимание зависимости человека от условий и обстоятельств. Рационализм. Суть рационалистического понимания - в признании того, что в подчиняющемся естественным законам мире существует разумный порядок, доступный человеческому познанию. Буржуазия как новый прогрессивный класс и развитие науки. Ведущие виды искусства - литература и музыка. В литературе – это время расцвета трагедии и комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Мольер). Мировоззрение Вольтера, Руссо, Дефо, Свифта в литературных произведениях. Театр - самое общественное из искусств - и его новая роль в обществе. Произведения Мольера, Гольдони, Гоцци. Свой расцвет музыкальное искусство переживёт в 18 веке, а в 17 веке были заложены основы для мощного подъема в музыкальной культуре. XVII век – конец гегемонии церковной музыки и роста значения музыки светской. Новые музыкальные жанры (разные формы музыки инструментальной, оркестровой, камерно-ансамблевой). Развитие вокальной музыки – от камерных лирических форм до таких жанров, как оратория. С 1630-х годов выходит на сцену опера – новый, синтетический по своему характеру жанр драматического музыкального представления. Первые крупнейшие мастера оперы в XVII веке: Монтеверди в Италии, Люлли во Франции, Глюк в Германии и Перселл в Англии. Антонио Вивальди - наиболее яркий представитель музыкального искусства XVII в. Музыка XVIII века. В XVIII веке музыка как вид искусства встала на один уровень с живописью, скульптурой, литературой, которые пережили свой расцвет еще в эпоху Возрождения. Развитие хоровой музыки, сохранение внешней связи с религией (библейские сюжеты ораторий Генделя, духовная тематика музыки Баха), но XVIII век – начало нового этапа в истории музыки.Увеличение числа ансамблей, оркестровых капелл и сольных концертов, доступность музыки для широкой публики. Мощное развитие инструментальной музыки. Безусловная вершина музыкального искусства эпохи Просвещения - творчество И.С. Баха. И.С. Бах – музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители. Формирование венской классической школы (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. В. Бетховен). Основной жанр у Гайдна, Бетховена – симфония, Моцарта – опера. Моцарт изменил традиционные формы оперы, внеся в её драматургию психологизм. Он не был революционером по убеждению, но его гуманизм, восприятие человеческих эмоций противостоят старому догматическому религиозному мировоззрению. В XVIII веке в искусстве нет единого стиля, единства художественного языка - время борьбы разных идейных направлений, формирования национальных школ. Оборотная сторона рационализма - «уплощение» культуры, потеря объемности, многомерности, многоцветия культурной жизни (характерно для эпохи Ренессанса). Европейская цивилизация вырывалась вперед за счет откровенного грабежа других народов мира, в том числе и народов с древнейшей культурой (Индия, Китай, Мексика). Высокомерие европейцев, забывших, что своим культурным развитием они во многом обязаны своим соседям (например, арабам), ограничивала саму европейскую просвещенность и образованность. Открывая материки и архипелаги географически, осваивая новые территории экономически, Европа не открывала и не осваивала их для себя духовно – и это тоже была особенность века. Лабораторные работы – не предусмотрено. Практические занятия – не предусмотрено. Задания для самостоятельного выполнения: 1. Прослушать «Времена года» А. Вивальди, симфонию №40 Моцарта, Токатту и фугу ре минор И.С. Баха - записать свои впечатления; 2. Прочитать фрагменты произведений: «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Мещанин во дворянстве» (по ролям). Форма контроля самостоятельной работы: - устный опрос, - проверка конспекта, - музыкальный опрос. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Какова самая важная культурная идея эпохи Просвещения? 2. Какие явления культуры предшествующих эпох легли в основу идеологии Просвещения? 3. Какие научные открытия XVII века явились основой для утверждения нового мировоззрения? Выполнить тестовые задания: 1. Автор комедий: «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Скупой»: а. Мольер; б. Гордон; в. Гоцци. 2. Французский драматург, представитель классицизма, автор трагедий: «Британик», «Митридат», «Федра»: а. Корнель; б. Фенелон; в. Расин. 3.Французский литератор, который сформулировал законы классицизма: а. П. Бомарше; б. Ш. Бодлер; в. Н. Буало. 4. Французский драматург, автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна»: а. П. Корнель; б. Вольтер; в. Ж. Расин. 5. Опера-сериа – это: а. жанр итальянской оперы с преобладанием героико-мифологических сюжетов; б. серия опер на сказочно-мифологические сюжеты; в. жанр французской оперы периода Великой французской революции. 6. Итальянский композитор, создавший первые классические образцы опер («Орфей», «Ариадна»): а. Перголези; б. Верди; в. Монтеверди. 7. Основоположник римской скрипичной школы: а. А. Корелли; б. Н. Паганини; в. А. Страдивари. 8. «Сатира – такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного». Это суждение высказал: а. Д. Свифт; б. О. Уайльд; в. Д. Джером. 9. Стиль позднего классицизма: а. барокко; б. рококо; в. ампир. 10. Придворный французский танец (16-18 вв): а. гавот; б. галоп; в. вальс. 11.Крупнейший писатель, драматург и философ, автор произведений: «Орлеанская девственница», «Брут»: а. Вольтер; б. Декарт; в. Ж.Ж. Руссо 12.Итальянский драматург, создатель национальной трагедии, автор пьес «Слуга двух господ», «Хитрая вдова», «Трактирщица»: а. Гольдони; б. Гоцци; в. Гальгони. 13.Автор сказок «Любовь к трём апельсинам», «Король-олень», «Турандот» с мотивами фольклора и элементами комедии дель-арте: а. Гольдони; б. Гоцци; в. Гальгони.
|