Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 7. Западноевропейское искусство Нового времени






Тема 7.1. Музыка, литература и театр 17-18вв.

Основные понятия и термины по теме: рационализм, материализм, знание, Просвещение, просветительский реализм.

План изучения темы:

1. Характеристика мировоззрения эпохи Просвещения. Научные открытия и искусство.
2. Литература и театр эпохи Просвещения.
3. Музыка эпохи Просвещения.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Мировоззренческие основы эпохи Просвещения.

Лозунг нового мира - человеческий Разум. Рационализм становится доминантой культуры, наука (главное орудие Разума) обретает мировоззренческий статус. Это был сухой, прямолинейный, нетерпимый, лишенный жизненных красок мир количеств и энергий. Но с другой стороны, очевиден не только прагматизм, но и цинизм идеологии, не признающей никаких аргументов, кроме аргумента силы.

В эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человеческий разум, общепризнанным термином стало слово культура. Развитие культуры в этом столетии связывали прежде всего с разумом, нравственно-этическим началом.

В этом столетии наука отделилась от художественного творчества, т.е. от искусства. Возросла роль точных наук (математики, физики, астрономии), появились новые методы познания, свершились открытия Галилея, Кеплера, Ньютона. Большое развитие получила география: были открыты новые континенты.

Новые данные науки повлияли на мировоззрение людей. В обществе всё более стало утверждаться материалистическое мышление. Эволюция философии - эпоха великих мыслителей, которые подготовили новую материалистическую систему мышления (Бэкон и Декарт). Отчетливое ощущение единства человека с миром, и понимание зависимости человека от условий и обстоятельств.

Рационализм. Суть рационалистического понимания - в признании того, что в подчиняющемся естественным законам мире существует разумный порядок, доступный человеческому познанию.

Буржуазия как новый прогрессивный класс и развитие науки.

Ведущие виды искусства - литература и музыка.

В литературе – это время расцвета трагедии и комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Мольер). Мировоззрение Вольтера, Руссо, Дефо, Свифта в литературных произведениях.

Театр - самое общественное из искусств - и его новая роль в обществе.

Произведения Мольера, Гольдони, Гоцци.

Свой расцвет музыкальное искусство переживёт в 18 веке, а в 17 веке были заложены основы для мощного подъема в музыкальной культуре. XVII век – конец гегемонии церковной музыки и роста значения музыки светской. Новые музыкальные жанры (разные формы музыки инструментальной, оркестровой, камерно-ансамблевой). Развитие вокальной музыки – от камерных лирических форм до таких жанров, как оратория. С 1630-х годов выходит на сцену опера – новый, синтетический по своему характеру жанр драматического музыкального представления.

Первые крупнейшие мастера оперы в XVII веке: Монтеверди в Италии, Люлли во Франции, Глюк в Германии и Перселл в Англии.

Антонио Вивальди - наиболее яркий представитель музыкального искусства XVII в.

Музыка XVIII века. В XVIII веке музыка как вид искусства встала на один уровень с живописью, скульптурой, литературой, которые пережили свой расцвет еще в эпоху Возрождения. Развитие хоровой музыки, сохранение внешней связи с религией (библейские сюжеты ораторий Генделя, духовная тематика музыки Баха), но XVIII век – начало нового этапа в истории музыки.Увеличение числа ансамблей, оркестровых капелл и сольных концертов, доступность музыки для широкой публики. Мощное развитие инструментальной музыки.

Безусловная вершина музыкального искусства эпохи Просвещения - творчество И.С. Баха. И.С. Бах – музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители.

Формирование венской классической школы (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. В. Бетховен). Основной жанр у Гайдна, Бетховена – симфония, Моцарта – опера. Моцарт изменил традиционные формы оперы, внеся в её драматургию психологизм. Он не был революционером по убеждению, но его гуманизм, восприятие человеческих эмоций противостоят старому догматическому религиозному мировоззрению.

В XVIII веке в искусстве нет единого стиля, единства художественного языка - время борьбы разных идейных направлений, формирования национальных школ.

Оборотная сторона рационализма - «уплощение» культуры, потеря объемности, многомерности, многоцветия культурной жизни (характерно для эпохи Ренессанса). Европейская цивилизация вырывалась вперед за счет откровенного грабежа других народов мира, в том числе и народов с древнейшей культурой (Индия, Китай, Мексика). Высокомерие европейцев, забывших, что своим культурным развитием они во многом обязаны своим соседям (например, арабам), ограничивала саму европейскую просвещенность и образованность. Открывая материки и архипелаги географически, осваивая новые территории экономически, Европа не открывала и не осваивала их для себя духовно – и это тоже была особенность века.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Прослушать «Времена года» А. Вивальди, симфонию №40 Моцарта, Токатту и фугу ре минор И.С. Баха - записать свои впечатления;

2. Прочитать фрагменты произведений: «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Мещанин во дворянстве» (по ролям).

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта,

- музыкальный опрос.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какова самая важная культурная идея эпохи Просвещения?

2. Какие явления культуры предшествующих эпох легли в основу идеологии Просвещения?

3. Какие научные открытия XVII века явились основой для утверждения нового мировоззрения?

Выполнить тестовые задания:

1. Автор комедий: «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Скупой»:

а. Мольер;

б. Гордон;

в. Гоцци.

2. Французский драматург, представитель классицизма, автор трагедий: «Британик», «Митридат», «Федра»:

а. Корнель;

б. Фенелон;

в. Расин.

3.Французский литератор, который сформулировал законы классицизма:

а. П. Бомарше;

б. Ш. Бодлер;

в. Н. Буало.

4. Французский драматург, автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна»:

а. П. Корнель;

б. Вольтер;

в. Ж. Расин.

5. Опера-сериа – это:

а. жанр итальянской оперы с преобладанием героико-мифологических сюжетов;

б. серия опер на сказочно-мифологические сюжеты;

в. жанр французской оперы периода Великой французской революции.

6. Итальянский композитор, создавший первые классические образцы опер («Орфей», «Ариадна»):

а. Перголези;

б. Верди;

в. Монтеверди.

7. Основоположник римской скрипичной школы:

а. А. Корелли;

б. Н. Паганини;

в. А. Страдивари.

8. «Сатира – такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного». Это суждение высказал:

а. Д. Свифт;

б. О. Уайльд;

в. Д. Джером.

9. Стиль позднего классицизма:

а. барокко;

б. рококо;

в. ампир.

10. Придворный французский танец (16-18 вв):

а. гавот;

б. галоп;

в. вальс.

11.Крупнейший писатель, драматург и философ, автор произведений: «Орлеанская девственница», «Брут»:

а. Вольтер;

б. Декарт;

в. Ж.Ж. Руссо

12.Итальянский драматург, создатель национальной трагедии, автор пьес «Слуга двух господ», «Хитрая вдова», «Трактирщица»:

а. Гольдони;

б. Гоцци;

в. Гальгони.

13.Автор сказок «Любовь к трём апельсинам», «Король-олень», «Турандот» с мотивами фольклора и элементами комедии дель-арте:

а. Гольдони;

б. Гоцци;

в. Гальгони.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал