Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5.2. Арабо-мусульманская поэзия






Основные понятия и термины по теме: рубаи, касыды, газели, беиты, орнамент, каллиграфия.

План изучения темы:

1.Религиозные основы арабо-мусульманской литературы. Искусство орнамента и каллиграфии.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Религиозные основы арабо-мусульманского искусства. Искусство орнамента и каллиграфии. Арабо-мусульманская архитектура. Архитектурные памятники Кордовы как пример синтеза искусств Востока и Запада.

Арабо-мусульманская литература («1001 ночь»), поэзия (Хайям, Рудаки, Хафиз, Саади, Фирдоуси и др.).

Книга на Востоке пользовалась исключительной любовью, искусство письма признавалось священным. Поля страниц золотились, сияние красок миниатюр соперничало с золотым тиснением сафьяновых переплетов, украшенных самоцветами. Арабская средневековая авторская проза не признавала права на вымысел. Но необузданная фантазия царила в так называемой народной литературе, памятником которой остается «Тысяча и одна ночь», тексты которой создавались веками и вобрали в себя свод сказок и новелл многих народов.

Народы Средней Азии и Ирана ко времени образования Халифата обладали богатой литературой, восходящей к традициям «Авесты» (священной книги древнеиранской религии - зороастризма). Творчество Рудаки, Хайяма, Низами, Саади и других поэтов отличают отточенность художественной формы, философичность, свободомыслие и глубокий гуманизм.

Исключительной высоты добилось искусство оформления книги: виртуозное мастерство каллиграфа, тончайшая орнаментальность заставок, великолепные миниатюры. Это искусство всем своим художественным строем рождает чувственное, радостное ощущение земного бытия. Догмы ислама лишь косвенно воздействовали на миниатюру, которая по своему существу оставалась чисто светским искусством.

Арабская музыка, будучи одной из самых блестящих и оригинальных, опиралась на опыт ближневосточных культур. С Х века развивалась инструментальная музыка. Ведущим жанром была лирическая песня. Арабская музыка, наполненная мелизмами, созвучна книжным миниатюрам, орнаментам стен дворцов и мечетей.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Прочитать отрывки из произведений: «1001 ночь», «Лейла и Меджнун».

2.Подготовить понравившиеся произведения Хайяма, Саади, Хафиза, Фирдоуси (на выбор).

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта,

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Как дословно переводится термин «каллиграфия»?

2. Какие особенности арабского искусства проявляются в арабских сказках «1001 ночь»?

3. Как проявляется философичность восточной поэзии?

4. Каков традиционный ритмический слог рубаи?

5. Прочитать рубаи Омара Хайяма:

Много лет размышлял я над жизнью земной,

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! -

Вот последняя правда, открытая мной.

О чём говорится в этом четверостишии?

6. Какова излюбленная форма стихотворений Саади?

7. Как называется самое значительное произведение Фирдоуси?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал