Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6.2. Господствующие стили в архитектуре и скульптуре Возрождения
Основные понятия и термины по теме: барокко, классицизм, готика, маньеризм. План изучения темы: 1. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Возрождения. 2. Архитектурные и скульптурные шедевры. Краткое изложение теоретических вопросов: Архитектура Возрождения возвращалась к принципам античной ордерной системы, уделяя особое внимание пропорциям, новым типам зданий (городской дворец, загородная вилла и др.). Были разработаны теория архитектуры и концепция планировки идеального города. Брунеллески построил здания, в которых соединил античное понимание зодчества и традиции поздней готики, добиваясь одухотворенности архитектуры, неизвестной древним. В архитектуре раннего Возрождения основное внимание сосредоточивается на разработке центрально-купольной храмовой постройки и городского дворца — палаццо. Филиппе Брунеллески (1377—1446) родился и провел всю свою творческую жизнь во Флоренции. Определить призвание Брунеллески помогла архитектура Вечного города - Рима. Первой крупной и самой знаменитой работой зодчего стал купол флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре, построенного еще в XIV в. Он спроектировал новую конструкцию, которая превосходила обычную опорную, явно непригодную для гигантской площади здания. Купол диаметром 42 м пересечен мраморными нервюрами и покрыт красной черепицей. Каркасная система позволила обойтись без лесов. Секрет конструкции заключается в том, что купол имеет двойную оболочку. Внутренняя опирается на мощные столбы, окружающие подкупольное пространство, внешняя поддерживается восемью несущими ребрами, сходящимися к фонарю с шатровым завершением. Основные черты архитектурного стиля Возрождения воплотила капелла Пацци, построенная Брунеллески в 1430—1443 гг. при церкви Санта-Кроче. Это прямоугольное в плане здание с шестью коринфскими колоннами на фасаде и сферическим куполом характеризуется конструктивной ясностью, античной простотой и гармонией. Внутреннее пространство капеллы решено с помощью ордерной системы. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 г.) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков. Подобная кладка получила название рустика. Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Огромные окна-порталы завершают впечатление суровой силы. Разработка основных принципов сооружения палаццо была одной из важнейших задач итальянской архитектуры XV в., они послужили основой городских построек более позднего времени. Леон Баттиста Альберти (1404—1472) был архитектором, скульптором, художником, писателем, математиком, автором ряда научных трактатов об искусстве («О зодчестве», «О статуе» и др.), воплотив в себе присущий эпохе Возрождения идеал гармонической личности. Античное наследие (римская архитектура) в его творчестве получило новую трактовку. Впервые в композицию фасада палаццо были введены элементы ордерной системы, выделены несущие и несомые части, что подчеркивало масштаб здания и позволяло органично вписать его в окружающий ландшафт. Альберти использует систему пилястр, поэтажно расчленяющих стену, антаблемент и облегченную рустику с гладкой шлифованной поверхностью. Одно из самых знаменитых архитектурных сооружений — грандиозный собор Святого Петра в Риме. В его создании принимали участие многие мастера, но главную роль играл Микеланджело. Он разработал центрический план собора, продумал движение и ритм масс. Мощный купол, покоящийся на массивном барабане и увенчанный фонарем, достраивался уже после его смерти. В архитектуре Италии второй половины XVI в. маньеризм обусловил произвольное смешение элементов различных ордеров и стилей. При этом зодчие стремились добиться пластической выразительности (Б. Перуцци). Великолепный декор Дворца дожей (плафон зала X) и Золотой лестницы выполнен в духе маньеризма — орнаменты сочетают римско-мантуанские черты. Веронезе расписывал стены дворцов изящными фресками в светлой цветовой гамме, очевидно, навеянными грацией женских образов кисти Пармиджанино. Он всегда воспевал одну из самых любимых тем маньеризма — фантастический пейзаж или пейзаж с руинами (украсивший, в частности, виллу Барбаро-Вольпи в Мазере). Особое течение в архитектуре маньеризма представляют сооружения в виде причудливых естественных образований: пещеры, гроты, обросшие мхом стены. Новые, раннеренессансные идеи начали проникать и в архитектуру. В начале XVI в. она занимала первостепенное значение в испанской культуре. Сложившийся стиль, отличавшийся тонким декоративным оформлением зданий, получил название платереско (от ucn. platero — ювелирный). Ренессансные нововведения затронули преимущественно композицию фасадов, в обшей конструкции зданий по-прежнему сохранялись готические традиции. Однако слияние средневековой архитектурной системы с новыми веяниями было настолько органичным, что здания производили впечатление единого организма. Ордерные элементы, выступавшие в качестве организующего начала композиции, трактовались также с точки зрения декоративности. Этому же подчинялись и классические формы, используемые испанскими архитекторами. После длительного периода мавританского господства испанский король Карлос V решил вернуть Гранаде статус престольного города христианского государства. В Альгамбре был построен большой дворец в духе Возрождения (начало XVI в.). Именно здесь, в Андалусии, достижения Возрождения воспринимались быстрее, чем где бы то ни было за пределами Италии. Этому способствовало создание своего рода оси Севилья — Гранада. Первая стала мировым центром торговли с Америкой, вторая — символом вековой борьбы против ислама. Новаторским считался проект дворца, в основу которого был положен квадрат с вписанным кругом. Такой замысел со времен архитектора Альберти являлся идеалом для зодчих Возрождения. Круглый внутренний двор с двухъярусной колоннадой дорического и ионического ордеров был просторным и светлым. Интерьеры дворца отличались геометрической точностью объемов и строгостью, для их украшения применялись дорический и тосканский ордеры. По низу дворец окружала своего рода скамья из крупных каменных блоков. Над ней величественно возвышались два этажа. Первый был сложен из грубых рустированных блоков в стиле древнейших традиций Италии. Второй украшало множество ионических полуколонн, придававших ему легкость и декоративность. На обоих этажах, чтобы избежать монотонности, прямоугольные оконные проемы чередовались с круглыми. Этим не нарушалась общая прямолинейность композиции, характерная для Ренессанса. Особого внимания заслуживает скульптурный декор, выполненный в соответствии с мифологическими символами. Самым значительным сооружением Испанского Ренессанса является Эскориал, построенный во второй половине XVI в. по заказу Филиппа II. Эскориал включает монастырь, семинарию, библиотеку, госпиталь, королевские дворцы и усыпальницу королей. Четыре мощные угловые башни ансамбля и величественный купольный собор Св. Лаврентия, напоминающий собор Св. Петра, типичны для испанской архитектуры XVI в. Строгий стиль строений был связан как с твердостью местного материала - серого гранита, так и с желанием Филиппа II иметь дворец-крепость, символизирующий несокрушимость власти короля. Собор Св. Лаврентия является центром композиции ансамбля. Главный двухъярусный портал собора увенчан высоким фронтоном. По углам фасада расположены четырехугольные башни. Во внутреннем пространстве собора, отличающемся изысканной простотой, преобладают элементы дорического ордера. Своды украшены фресками, выполненными придворными итальянскими художниками. В больших гладких нишах около алтаря размещены бронзовые статуи. Эскориалу присущи строгая пропорциональность, единство всех частей и общность объемно-пространственной композиции. Архитектурное решение фасадов явилось одним из самых смелых новшеств испанского зодчества. Особенно привлекателен южный фасад с подчеркнутым лаконизмом гладкой плоскости стены. Единому суровому ритму подчинены горизонтальные тяги и близко расположенные окна. Вдоль фасада тянутся бассейны, также прямоугольной формы. Площадь перед монастырем выложена каменными плитами. По грандиозности и композиционному решению Эскориал не знает себе равных среди европейских памятников зодчества XVI в. В его архитектуре уже зародились элементы барокко и даже классицизма. Новое пространственно-временное восприятие мира. Беноццо Гоццоли. Фресковый цикл «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи—Риккарди. Выводы: Воплощение ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Ренессансный реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения. Мазаччо. «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Донателло. Статуя св. Георгия в церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Рельеф «Пир Ирода» в Сиене. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота и магия пространства. Основные стили в архитектуре и их характеристики. Архитектурные и скульптурные шедевры. Роль родоначальника ренессансной архитектуры Ф.Брунеллески в искусстве Возрождения. Сочетание элементов древнеримского и готического стилей в храмах, дворцах и капеллах. Купол флорентийского собора. Скульптурные портреты Донателло. Возрождение круглой статуи и создание основ для развития всей скульптуры последующего времени. Высокий и сдержанный героизм полководца в памятнике Гаттамелаты. Лабораторные работы – не предусмотрено. Практические занятия – не предусмотрено.
|