Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5.1. Арабо-мусульманское искусство
Основные понятия и термины по теме: ислам, мусульманство, орнамент, книжная миниатюра, арабеска, куфи. План изучения темы: 1. Культура и искусство арабского халифата. Краткое изложение теоретических вопросов: В средние века культура развивалась разнообразно и неравномерно. На ранних этапах средневековья лидировали народы Востока. Ближний Восток играл роль посредника в освоении Европой ценностей античности. К VII веку произошло национальное и религиозное объединение арабских кочевых племен в результате завоевания ряда стран под флагом Ислама. Арабский халифат к концу VII века стал больше, чем прежняя Римская империя (от Испании до Китая). На территории Арабского халифата образовалась новая культурная традиция, в которой особую роль играла новая идеология - ислам. Но исламская культура имела не только арабское происхождение, опираясь на античную науку и философию, она создавалась в результате смешения с культурой покоренных народов. В то время как на Западе философия, искусство и наука на определенное время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходил их расцвет. Возрождение на Востоке началось задолго до появления Возрождения на Западе (XI – XII), хотя в своем развитии далеко не достигло западного уровня более позднего времени. Достижения Востока были переданы Западному миру. Именно Восток в какой-то мере подготовил почву для такого перехода Ислам. Третьей, самой поздней по времени возникновения, мировой религией является ислам (с араб. покорность) или мусульманство. Заповеди, возвещенные Моисею, легли в основу не только иудаизма, христианства, но и ислама. Основателем ислама был арабский пророк Мухаммед, получивший от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коран (чтение вслух). Гонения на мусульман вынудили их переселиться в Йасриб (Медина), где Мухаммед был признан пророком и назначен правителем. Год его переселения (622) является началом мусульманского летосчисления по лунному календарю. Арабский язык (язык победителей и Корана) стал языком государственной, научной и культурной жизни Арабского халифата. Первые халифы отрицательно относились к науке и учености. Они уничтожили Александрийскую библиотеку. Но в последующие века наука и искусство достигли своего высокого развития. Здесь впервые правильно вычислили размеры Земли, составили самый точный календарь, изобрели спирт, пушки. Ученые были философами, поэтами: Великий учёный Авиценна оставил не только медицинские и философские трактаты, но и поэтические сборники. Автор философских трактатов и знаменитых на весь мир рубаи, поэт Омар Хайям был также выдающимся математиком. Художественная культура халифата в целом обладала одной существенной общностью: мусульманство, как и иудаизм, запрещало изображение Бога, вследствие чего в изобразительном искусстве ислама расцвел орнаментализм. В архитектуре орнамент имел три разновидности: - «арабеска» - когда растительные узоры многократно повторялись по принципу калейдоскопа; - геометрический - состоял из сложного переплетения лент; - эпиграфический фриз - декоративная надпись куфическим шрифтом. Арабская архитектура создала несколько типов зданий: мечеть, минарет, мавзолей, дворец. Функцию святилища выполняла мечеть. Сама конструкция мечети отражает простоту религии. В мечети много свободного пространства. В одной из стен есть ниша, которая указывает, в какой стороне располагается Мекка. Мощь ислама воплощается в размерах мечети и богатом убранстве, в котором отсутствует изображение человека. Арабские дворцы, как и мечети, имели внутренний двор с бассейном. В эпоху раннего Средневековья (IV–X века) арабский Восток был регионом, стоящим значительно выше других по уровню развития научной и философской мысли. Он синтезировал в себе все достижения античной культуры, культуры Ирана и Западной Индии, развил гуманистические начала античной культуры и осуществил оригинальные открытия в области естественных наук. Достижения Востока были переданы западному миру и европейской культуре. Лабораторные работы – не предусмотрено. Практические занятия – не предусмотрено. Задания для самостоятельного выполнения: 1. Подготовить фотографии с изображениями восточных орнаментов и арабского письма. 2. Создать презентацию «Архитектура Самарканда и Бухары». Форма контроля самостоятельной работы: - устный опрос, - проверка конспекта, таблицы, сообщения. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Раскройте содержание понятий: «куфи», «арабеска», «шамаиль». 2. Охарактеризуйте доминанты художественной культуры арабо-мусульманского мира. 3. Как понимается орнаментальная живопись в исламе? Какой смысл в ней заключен? 4. Что такое «арабеска»? 5. Какие шедевры мусульманской архитектуры вы знаете? 6. Назовите основные типы мусульманской архитектуры.
|