Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4.4. Античное искусство. Искусство Древней Греции
Основные понятия и термины по теме: античность, миф, пантеон, антропоморфизм, агонистика, калокагатия, пайдейя, ордер, курос, коро. План изучения темы: 1.Взаимосвязь искусства с мировоззрением древних греков. 2.Ведущие виды и жанры искусства. Шедевры древнегреческого искусства. Краткое изложение теоретических вопросов: Античное искусство Особенности развития античного искусства в разные эпохи античной цивилизации. Мировоззрение в античный период. Истоки культуры и искусства. Греческая мифология и её отражение в искусстве. Древнегреческие трагики. Архитектура как синтез искусств. Вазопись как часть изобразительного искусства. Музыкальное искусство. Античная музыкальная теория, учение о гармонии сфер. Место и роль античного искусства в мировой культуре. Преемственность и новаторство римской античности. Основные памятники древнеримской архитектуры и скульптуры. Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре. Декоративность архаических кор и куросов - истоки греческой скульптуры. Греческая скульптура ранней (Поликлет), высокой (Фидий), поздней (Скопас) классики. Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. Сравнительный анализ двух составляющих античной культуры. Античная мифология – энциклопедия человеческих характеров. Человек и рок в древнегреческом театре (на примерах трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида). Этапы развития античной культуры (искусства): Крито-микенская культура (II тысячелетие до н. э.); Архаика (VI век до н. э); Классика (V век до н. э.); Эллинизм (III век до н. э); Древний Рим (I век до н. э.– II век н. э.). Загадочность Крито-микенской (эгейской) культуры (письменность, общественный строй, религия). Отсутствие строго регламентированной религии. Схожесть и отличие (в мироощущении и стилях) крито-микенского искусства с египетским. Непринужденность, вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни крито-микенцев. Крито-микенское искусство - прелюдия античной культуры. Расцвет греческой культуры в архаический период и в эпоху классики. Основные черты античного общества: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис как основная форма политической организации, демократическое правление. Создание главных этических норм, эстетических принципов и идеалов античной культуры, формирование общегреческого пантеона богов. Эстетические представления древних греков о мире, эстетическая деятельность в самой жизни, которая представлялась мыслителями Древней Греции как воплощение прекрасного и совершенного действия. Стремление к состязательности (агонистика), к физической и духовной красоте (калокагатия), воспитание и образование развитой личности (пайдейя) - три составляющие древнегреческой культуры. Добродетель - основа демократии (умеренность, мужество и мудрость). Принцип гармонии и порядка. Идеал грека - гармония тела и духа. Гармоничность, одухотворенность и целостность греческой культуры. Культ человеческого тела. Физическая и духовная красота человека в искусстве. Бог для греков – начало, находящееся среди людей. Пантеон богов – «энциклопедия человеческих характеров». «Греки уподобили богов людям, ибо увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек; они уподобили богов людям, потому что узнали: никто не может быть так добр, благороден и прекрасен, как человек; они уподобили богов людям, потому что никто не может быть столь сложен, противоречив и неразгадан, как человек. Величие греков не в том, что они уподобили богов людям, а в том, что они бесстрашно всматривались в природу человека, перенесенную в бога» (Л. Любимов). Философия - царица греческой науки (стремление к истине, идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоническому равновесию внутренний мир человека и его взаимоотношения с внешним миром). Древнегреческие философы (Демокрит, Сократ, Гераклит, Платон, Аристотель). Составные части философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), и логика (учение о формах мышления). Зарождение наук: этика, эстетика, языкознание, поэтика, риторика, музыкальная гармония, гуманитарные знания. Архитектура, скульптура, вазопись и театр. Основное достижение - создание ордерной системы, в которой впервые последовательно и до конца осуществлено деление частей на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава). Главные ордера в Греции – дорический, ионический и коринфский. Комплекс Акрополя – одно из высших достижений греческой архитектуры. Главное его сооружение Парфенон - храм, богато украшенный скульптурой и рельефами ((Иктин и Калликрат). Акрополь как святилище, оборонительное сооружение, общественный центр (государственная казна, библиотека, картинная галерея (пинакотека). Спокойные строгие формы, соразмерность, гармоничные пропорции, светлый мрамор колонн утверждали превосходство человека над окружающим миром. Весь строй Афинского Акрополя пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии. Одно из основных художественных античных ремесел - расписные керамические вазы (вазопись). Чёрнофигурный и краснофигурный стили в вазописи Греческое искусство и человеческая мера во всём. Искусство типовой психологии на основе обобщенных человеческих типов. Главная выразительность греческой скульптуры - в движении тела. Гармония и совершенство и своеобразие греческой скульптуры. Скульптура как воплощение самых высоких представлений о человеке, созданных греческой культурой. Высшие достижения греческой скульптуры связаны с именами Фидия, Мирона, Праксителя. Народные праздники и история театра (хоровые песни-дифирамбы). Первый сложившийся жанр - трагедия (песнь козлов). Отличительная особенность греческого театра - хор. Основоположник трагедии - Эсхил. Динамичность действия, появление масок, декораций Мастера греческой трагедии - Софокл и Еврипид. Содержание пьес (мифы о богах, героях). Зарождение комедии (песни во время коммоса). Самый известный автор комедийных сочинений - Аристофан («Комедия о Лисистрате», «Осы», «Птицы» и др.) Сатира политических деятелей, писателей, философов. Музыкальные инструменты - лира, кифара, флейта, авлос. Термин лирика. Глубоко светский характер искусства Древней Греции, ориентация на свободную гражданскую личность. Величайшее достижение эгейской культуры - создание письменности (слогового письма). «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы современной Европы» (Энгельс). Лабораторные работы – не предусмотрено. Практические занятия – не предусмотрено. Задания для самостоятельного выполнения: 1.Проанализировать с помощью мифов пантеон древнегреческих богов древних греков с точки зрения как «энциклопедии человеческих характеров»; 2.Подготовить сообщение и презентацию о выдающихся личностях в древнегреческом искусстве. Форма контроля самостоятельной работы: - устный опрос, - проверка сообщения, таблицы. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. «Мера – превыше всего!» Как этот призыв древних греков проявился в их искусстве? 2. Телепередача «Умники и умницы» - это макет древнегреческого состязания. Объясните, что подразумевали греки под терминами: «агон», «ареопаг», «теоретики», «калокагатия»? 3. В чём состоит главная выразительность греческой скульптуры? 4. Назовите имена выдающихся личностей (писателей, поэтов, драматургов, философов, учёных, скульпторов, архитекторов) Древней Греции? 5. Какие известные мифические персонажи стали героями известных произведений в последующие эпохи? 6.Что составляет основу древнегреческого мировоззрения? 7.Какие два чуда (из семи) были созданы древнегреческим скульптором Фидием? 8. Какое отношение имеет русский язык к языку греческому? 9. Какие литературные и театральные жанры зародились в Древней Греции? 10. Расшифруйте понятие «гармония сфер». Выполните тестовые задания: 1. Древнегреческий философ, давший следующий совет: «Живи незаметно»: а. Эпикур; б. Демокрит; в. Платон. 2. Жена легендарного скульптора Пигмалиона: а. Елена; б. Гелла; в. Галатея. 3. Автор высказывания «Человек – мера всех вещей»: а. Протагор; б. Аристотель; в. Фалес. 4. Муза трагедии: а. Урания; б. Терпсихора; в. Мельпомена. 6. Древнегреческий полис, ставший эталоном демократии: а. Сиракузы; б. Афины; в. Спарта. 7. Направление в этике, что цель в жизни должна быть в отсутствии страданий, в здоровье тела, в безмятежности духа (атараксия): а. эпикуреизм; б. пифагореизм; в. стоицизм. 8. Древнегреческий поэт-комедиограф, автор 44 пьес («Облака», «Лягушки», «Осы», «Комедия о Лисистрате»): а. Софокл; б. Эсхил; в. Аристофан. 9. Древнегреческий скульптор, изваявший «Дискобола»: а. Мирон; б. Поликлет; в. Лисипп. 10. Древнегреческий ваятель – создатель скульптурного канона: а. Мирон; б. Поликлет; в. Лисипп. 11. «Отец трагедии» - автор «Прикованного Прометея»: а. Софокл; б. Эсхил; в. Еврипид. 12. Автор изречения: «Всё течёт, всё изменяется»: а. Гераклит; б. Демокрит; в. Фалес.
|