Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5.3. Искусство западноевропейского средневековья
Основные понятия и термины по теме: мировоззрение, символизм, клерикализм, моралите, мистерия, фарс, ваганты, готика, романский (стиль). План изучения темы: 1. Исторические особенности и основные этапы формирования культуры Европы. Господствующие стили в архитектуре. Краткое изложение теоретических вопросов: Влияние культурных и мировоззренческих особенностей на развитие и содержание искусства. Ведущая роль архитектуры. Преемственность в развитии античной и средневековой архитектуры. Исторические особенности и основные этапы формирования византийской культуры и искусства. Специфические черты и роль античного наследия. Средневековье - эпоха кровавых битв, изуверства инквизиторов, невежества и время создания героических сказаний, народных фарсов и сказок, рыцарского эпоса и поэзии трубадуров, величественных соборов, театральных представлений и турниров. «Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи и, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой и был я глубоко унижен» (церковный писатель Иероним). Начало новой страницы истории. Деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую (античность, Средневековье и Новое время). Появление термина средние века (ХV веке в среде итальянских гуманистов), Продолжительность эпохи Средневековья - более тысячи лет: V–начало XVII веков. Новые народы, новые государства, современные европейские языки; большинство современных государств, наций и национальностей, первые парламенты и конституции, Изобретение часов и ножниц, книгопечатания, огнестрельного оружия, выдающиеся географические открытия. Основа средневекового миропредставления - особая система ценностей, созданная христианством. Теологичность мировоззрения Средних веков, определение религией ценностной шкалы. Центр внимания религии и искусства - не возвышенный и совершенный мир духовно прекрасных образов, а несовершенство грешного человека. Человек - арена борьбы добра и зла, души и тела, путь к достижению идеала как мучительный и драматический процесс. Исключительное место изобразительного искусства и архитектуры в европейской средневековой культуре («проповеди в камне»). Ансамблевость искусства Средних веков - неразрывное единство архитектуры, живописи, скульптуры, приоритетность архитектуры. Идея греховности человека и преобладание сцен страшного суда над всеми прочими сюжетами. Воздействие религиозного мировоззрения на искусство. Служение искусства религиозному культу. Жанры литературы - жития святых; типичный образец архитектуры – собор; самый распространенный жанр живописи – икона; образцы скульптуры - персонажи Священного Писания. Главные тип архитектуры - замки-крепости, монастыри (романский стиль). Основной вид украшения суровых интерьеров замка - настенные ковры (шпалеры). Появление искусства готики. Главный элемент готики – городской кафедральный собор. Роль собора в жизни средневекового города. Облик готического собора, основные характеристики (высота, устремленность вверх, огромные проемы, заполненные витражами или ажурной резьбой). Родина готики - Франция. Скульптура - основной вид украшения готического собора (до десяти тысяч скульптур). Главным местом их средоточия являются порталы. Скульптуры занимают и галереи, капители колонн, взбираются на кровли, карнизы, винтовые лестницы, возникают в нишах, на всевозможных башенках, водостоках, кронштейнах. Расположение скульптур и рельефов подчинялось правилам, установленным церковью, канонам религиозного миропонимания. Однако, создавая конкретные библейские и евангельские персонажи, мастера раскрывали в них новое, более глубокое и сложное представление человека о себе и о своем месте в мире, отражали интерес к явлениям реальной жизни. Помимо религиозных сюжетов в изобразительное убранство готических соборов включались многочисленные сцены народной жизни, ремесленных и сельских работ, изображения жонглеров, музыкантов, плясунов; нередко встречались фривольные мотивы и даже сатиры на монахов и церковников. Как и в романском искусстве присутствовали изображения сказочных и языческих чудовищ, зверей, растений. В готический период (особенно с ХV века) получает развитие гражданская архитектура. Укрепленный замок превращается во дворец. Город обносится каменными стенами с башнями и воротами, возводятся огромные мосты. Строятся здания общественного назначения, прежде всего ратуши, а также помещения для купеческих гильдий, дома богатых горожан. Религиозное и светское искусство. Источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре. Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох. Лабораторные работы – не предусмотрено. Практические занятия – не предусмотрено. Задания для самостоятельного выполнения: 1. Выполнить схематический экстерьер архитектурных построек в романском и готическом стилях; 2. Выполнить презентацию «Замки и соборы Западной Европы». Форма контроля самостоятельной работы: - устный опрос, - проверка конспекта, - защита презентации. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Назовите два истока средневековой культуры. 2. В чем особенности средневековых представлений о человеке? 3. Каковы основные принципы христианства? 4. Каковы главные черты средневекового искусства? 5. Каковы основные черты романского и готического стилей? 6. Какова важнейшая черта византизма? 7. Как называлось народное движение в Византии? 8. Почему средневековую живопись называли Библией для неграмотных? 9. Назовите самые известные архитектурные постройки средневековья в готическом и романском стилях. Тема 5.4. Музыка, литература и театр Средних веков Основные понятия и термины по теме: клерикализм, фарс, моралите, мистерия, гистрионы, трубадуры. План изучения темы: 1. Содержание музыки, литературы и театральных представлений в средние века. Виды и жанры. 2. Народное и церковное искусство. Рыцарская культура. Краткое изложение теоретических вопросов: Влияние культурных и мировоззренческих особенностей на развитие и содержание музыки, литературы и театральных представлений в средние века. Религиозное и светское искусство. Народная музыка европейского средневековья. Карнавал и мистерия – синтетические формы театрального действа. Героический эпос, рыцарская куртуазная лирика, народная проза (пример-проповедь) - источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре. Религиозный характер средневековой литературы. Произведения, построенные на библейский сюжет, жития святых. Светская литература - не отражение действительности, а воплощение идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основные жанры - эпос, лирика, роман. Поэмы о военных подвигах и делах феодалов. «Песнь о Нибелунгах» (немецкая героическая поэма), «Песнь о Роланде» (Франция), «Роман о Лисе» (Испания). Основа музыкального искусства - литургическое песнопение. Канонизированная музыка (григорианский хорал), хоровые религиозные песнопения на латинском языке, предназначенные для служб церковного календаря. Идеология рыцарства в изысканной лирике трубадуров, труверов, менестрелей. Рыцарская литература, воспевающая дух войны, служение Отечеству и поклонение Прекрасной Даме. Разделение культуры на сословной основе. Официальная, церковная культура духовенства и дворянства и культура народная (народные традиции, неприятие христианского аскетизма, опора на земную жизнь). Сущность народной культуры в карнавалах. Почитание божественного, типизация, противопоставление добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам – особенности искусства средневековья. Возрождение философии (в диспутах и схоластических спорах с доказательствами из текстов Аристотеля и богословских трактатов отцов церкви Блаженного Августина и Фомы Аквинского). Рыцарские романы о мужественном короле Артуре, о галантном рыцаре Ланселоте, о несчастных возлюбленных Тристане и Изольде. Готические соборы, устремленные вверх ажурными стрельчатыми башнями, украшенные цветными окнами-витражами. Во время служб поражала музыка усовершенствованного органа, позаимствованного в Византии. Обучение семи свободным искусствам в появившихся университетах – грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии. На первых курсах изучались только три науки, их называли тривиальными – от латинского слова три. Это было время расцвета студенческой поэзии, время создания всемирного гимна студентов – Гаудеамус. Средние века – очень важный период в истории мировой культуры. Осознание человеком сложности и многообразия мира, и потому искусство сумело охватить больший, чем в античности, круг идей и образов. Оно смогло раскрыть внутренний мир человека, впервые показать, что духовная красота и сила могут сочетаться с телесным несовершенством. Нравственные начала стали основной оценкой человеческой личности. Изображению стали доступны милосердие и сострадание, борьба добра и зла. Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например как тёмные века или безвременье. Она несла в себе прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации. Лабораторные работы – не предусмотрено. Практические занятия – не предусмотрено. Задания для самостоятельного выполнения: 1. Посмотреть видеофильм «Выдающиеся памятники литературы и музыки средневековья» и написать по нему краткий конспект. Форма контроля самостоятельной работы: - устный опрос, - проверка конспекта. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Кто является автором строк: «Во французской стороне, На чужой планете. Предстоит учиться мне В университете…»? 2. Опишите литературный средневековый жанр «Жития святых». 3.Лесть, Доброта, Притворство, Благородство, Зависть и др. – это персонажи средневекового представления. Как оно называлось? 4. Какие элементы составляли суть идеологии рыцарства? 5. Опишите черты куртуазной лирики. 6. Опишите традиционный сюжет мистерии? Выполнить тестовые задания: 1.Нравоучительная западноевропейская аллегорическая драма 15-16 вв.: а. моралите; б. миракль; в. мистерия. 2. Образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы: а. сатана; б. дьявол; в. Мефистофель. 3. Поэзия вагантов - это а. религиозная поэзия; б. рыцарская поэзия; в. поэзия странствующих школяров. 4. Странствующий певец, музыкант, актёр, акробат в средневековой Германии – это: а. шпильман; б. гистрион; в. жонглёр. 5. В европейской средневековой мифологии обитательницы рек, ручьёв и озёр назывались: а. сирена; б. ундина; в. наяда. 6. Профессиональный музыкант, поэт или рассказчик, состоящий на службе у феодала: а. миннезингер; б. менестрель; в. жонглёр. 7. «Вечный жид» - это герой средневековых сказаний: а. Агасфер; б. Антихрист; в. Агасфер. 8. Важнейшая черта византизма: а. господство аристократии; б. сотрудничество государства и церкви; в. сотрудничество мусульманской и православной церкви. 9. Народное движение в Византии: а. реформация; б. реконкиста; в. иконоборчество. 10. Литературный жанр средневековой Европы в поэзии сентиментализма и романтизма: а. баллада; б. сонет; в. поэма. 11. Короткая повесть в стихах во французской средневековой литературе: а. афоризм; б. фаблио; в. сентенция.
|