Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема10.4.Шедевры отечественного и зарубежного кино






Основные понятия и термины по теме: кинематограф, немое кино, звуковое кино, цветное кино, документалистика, жанры в кино, мультипликация, саундтрек, стереофония, панорамное кино, монтаж.

План изучения темы:

1. Рождение и становление кинематографа в Европе, Америке, России.
2. Классики отечественного и зарубежного кино; выдающиеся сценаристы, режиссёры и артисты.
3. Взаимодействие искусств в кинематографе.
4. Кинематограф современности.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Рождение кинематографа. Первые киноролики. Кинематограф Ж. Мельеса.

Немое кино Высочайшее актерское и трюковое мастерство Чаплина – «Солнечная сторона», «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города» (первый звуковой фильм).

Юмор и устрашающий реализм, попытка человека сохранить себя в поединке с машинами в фильме «Новые времена». Антифашистский фильм Чаплина «Великий диктатор». Автобиографическая картина «Огни рампы».

Дэвид Гриффит. Открытие кино как самостоятельного вида искусства со своими законами выразительности, со своим художественным языком - «Рождение нации».

Последователи фильмов Гриффита в России – фильмы «Стачка», «Мать», «Потемкин» и «Юность Максима».

Развитие мультипликационных фильмов (студия Уолта Диснея), серия короткометражных и полнометражных фильмов («Белоснежка и семь гномов», «Бемби»).

Возникновение цветного кино («Бекки Шарп»).

Столица крупнейшей киноимперии мира – Голливуд. Внедрение широкоформатного экрана (1952), стереофонии, панорамного кино.

Киномифы века звукового кино: Кларк Гейбл, Гари Купер, Мэрилин Монро, Джеймс Дин, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Бетта Дэвис.

Повсеместное распространение телевидения.

Возникновение новых поджанров – фильмы-каратэ, гангстерские, ужасы, фильмы катастроф, фэнтэзи.

Режиссеры, пришедшие из ТВ - из мира видеоклипов, достижений компьютерной техники, спецэффектов («электронные восьмидесятые»).

Фоссе Боб и его антинацистский киномюзикл «Кабаре».

Фильмы Фрэнсиса Копполы - «Крестный отец», Формана «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» («Полет над гнездом кукушки»)

Фильмы Рене Клера - «Под крышами Парижа», «Миллион». Сатирическое осмеяние фашистской диктатуры в фильме «Последний миллиардер».

Роль музыки в звуковом и «немом» кино.

Расцвет французского кино в 60-е годы: Франсуа Трюффо, Клод Шабрель, Жан-Люк Годар. «Истина» Анри Жоржа Клузо, «На последнем дыхании», «Замужняя женщина» Ж. Годара, «400 ударов» Ф. Трюффо.

«Кинематограф контраста» - Жак Деми («Шербурские зонтики»), Аньес Варда («Клео от 5 до 7»), Клод Лелюш («Мужчина и женщина»).

Антифашистская тематика советских фильмов послевоенной поры: «Сорок первый» и «Баллада о солдате» Г.Чухрая. Новые черты в фильмах на военную тематику: отсутствие батальных сцен, использование скупых средств выразительности: беглые жесты, взгляд, реплика и стремление раскрыть человечность, душевность.

«Судьба человека», «Они сражались за родину» С.Бондарчука, «Летят журавли» М.Калатозова, «Дом, в котором я живу» Л.Кулиджанова и Я.Сегеля, «Обыкновенный фашизм» М.Ромма, «Живые и мертвые» А.Столпера, «Освобождение» Ю.Озерова, «Иваново детство» А.Тарковского и др.

О нравственных истоках военного поколения – «Белорусский вокзал» В.Трунина и А.Смирнова, «Подранки» Н.Губенко, «Двадцать дней без войны» А.Германа, «Восхождение» Л.Шепитько.

Образ человека труда на экране 50-60-х годов. «Большая семья» И.Хейфица. Мастерство психологически тонкого проникновения вглубь создаваемого образа, ансамблевость актерского исполнения.

Правдивая жизнь деревни в фильме «Дело было в Пенькове» С.Ростоцкого с В.Тихоновым. «Весна на заречной улице» М.Хуциева; яркая эмоциональная форма, тема трудной и возвышающей любви, возникшей в жизни веселого и задорного сталевара (Н.Рыбников). Острота драматических и одновременно лирических сцен. «Высота» А.Зархи органичное сочетание комедийного и драматического начала. «Девчата» Ю.Чулюкина.

Проблема производственных и нравственных отношений в фильмах 70-80-х годов. Поиски активного, творческого, энергичного, «делового» героя, способного взять ответственность на себя; попытка обратиться к важным и острым социальным проблемам в эпоху «застоя». «Премия» А.Гельмана и С.Микаэляна, «Собственное мнение» Ю.Карасика и В.Черных, «Старые стены» А.Гребнева и В.Трегубовича и др.

Современная тема, поиски нравственного идеала в фильмах «9 дней одного года», «Твой современник» Ю.Райзмана, «У озера» С.Герасимова, «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная» В.Шукшина, «Городской романс» П.Тодоровского, «Слово для защиты» В.Абдрашитова.

Точность временных примет, острота диалогов, броская своеобычность характеров - «Москва слезам не верит» В.Черных и В.Меньшова.

Морально-нравственная проблематика фильма «Белый Бим – черное ухо» С.Ростоцкого.

Острое внимание к теме молодого современника, «духовная перекличка» поколений в интеллектуально-психологических фильмах: «Мне 20 лет» М.Хуциева, «Я шагаю по Москве» Г.Данелия, «А если это любовь?» Ю.Райзмана, «Друг мой, Колька» А.Митты и А.Салтыкова, «Доживем до понедельника» С.Ростоцкого и др.

Развитие комедийного жанра в современной кинематографии 70-80-х годов. Ироничные фильмы Э.Брагинского и Э.Рязанова: «Зигзаг удачи», Старики-разбойники, «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман». Сатирические комедии «Гараж» и «Берегись автомобиля» с О.Ефремовым и И.Смоктуновским. Социально-психологические комедии «Мимино» и «Осенний марафон» Г.Данелия. Изобретательные народные комедии «Самогонщики», «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» режиссера Л.Гайдая.

Фильмы Василия Шукшина и морально-нравственная проблематика: обращение к теме деревни; переоценка старых представлений, традиций, привычек; городское веяние и сумятица в душах людей: «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Печки-лавочки», «Позови меня в даль светлую».

Экранизация классической литературы. «Война и мир» С.Бондарчука, «Анна Каренина» А.Зархи,. «Братья Карамазовы» И.Пырьева, «Преступление и наказание» Л.Кулиджанова, «Тихий Дон» С.Герасимова, «Король Лир» и «Гамлет» К.Козинцева.

Поэтическое кино. Нравственные и художественные принципы в фильмах Андрея Тарковского: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», Сталкер» (по мотивам романа бр. Стругацких «Пикник на обочине»), «Ностальгия», «Жертвоприношение». Глубина художественного постижения важных философско-нравственных проблем. Творческое исследование гуманистических духовных ценностей национальной русской и мировой культуры. Новаторство кинорежиссуры.

Фильмы для детей, проблема духовности. «Пацаны» Д.Асановой, «Чучело» Р.Быкова, «Чужая Белая и Рябой» С.Соловьева.

Фильмы Э.Лотяну: «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова». Обращение к жанру мюзикла – «Мелодии Верийского квартала» Г.Шенгелая.

Музыкальные фильмы М.Захарова «Обыкновенное чудо» (Г.Гладков), «Тот самый Мюнхгаузен», «Юнона» и «Авось» (А.Рыбников) и др..

Проблемы развития отечественного кинематографа в период рыночных отношений: коммерциализация, финансовые трудности, спад художественного уровня, увлечение развлекательными однодневками, засилье телесериалов.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и на телевидении;

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Проанализировать просмотренные кинофильмы отечественных и зарубежных режиссёров.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Назовите известные фильмы режиссёров И. Пырьева С.Герасимова Г.Александрова М. Калатозова, А. Тарковского С.Бондарчука, Ю.Райзмана

2. Назовите известные фильмы и роли ЧарлиЧаплина.

3. Назовите мастеров (режиссёров и актёров) «немого» кино.

4. Какова роль актёрского ансамбля в создании кинопроизведения?

5. Имена каких кинокомпозиторов (зарубежных и отечественных) вы знаете?

6.Назовите произведения русской классической литературы, которые были экранизированы в зарубежном и отечественном кинематографе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал