Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10.5. Искусство республики Татарстан






Основные понятия и термины по теме: фольклор, народное искусство, профессиональное искусство.

План изучения темы:

1. Истоки национального искусства.
2.Особенности становления разных видов искусства; литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства.
3. Выдающиеся деятели: композиторы, музыканты, исполнители, писатели.
4. Национальное искусство на современном этапе.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность и своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.

Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году. Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы. Ислам создал и укрепил главные традиции татаро-булгарской культуры. Образы доисламской языческой мифологии - изображение птиц, животных и, иногда, человека заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментом, который становится доминирующим.

В то время как на Руси в искусстве утверждаются библейско-христианские изобразительные мотивы, в булгарском декоративном искусстве, как и в странах Востока, эстетическим и художественным принципом становится узорность и декоративность.

Новый этап развития культуры и искусства связан с включением Булгарии в состав Золотой Орды в 1236 году, имперская культура которой представляла собой симбиоз тюркских, монгольских и среднеазиатских культурных традиций с характерной для них пышностью орнамента и богатством декора, с использованием различных драгоценных металлов камней и самоцветов. Особое значение приобретает создание предметов, связанных с убранством коня и экипировкой воина, производство оружия и других, присущих тюркской кочевой среде, художественных изделий.

С распадом Золотой Орды появляется ряд независимых татарских государств: Астраханское, Казанское, Сибирское и Касимовское ханства. Казанское ханство, со столицей в городе Казани, сыграло особую роль в судьбе татарского этноса, поскольку именно казанские татары оказались консолидирующим ядром в процессе формировании татарской нации. Столица государства продолжает развивать лучшие традиции зодчества и архитектуры.

Во второй половине 16 века Казанское ханство присоединяется к Русскому государству. Приехавшие в Казань переселенцы из Москвы, Новгорода, Пскова и других русских городов привносят некоторые элементы русской культуры, которая, в свою очередь, не осталась свободной от влияния культуры Востока. Это проявилось в отчасти изменившейся архитектуре церквей (декоративные приемы, восточные орнаментальные детали), появлению пышной восточной узорности, полихромности, не свойственным русскому искусству, однако, укоренившимися в нем как следствие заимствования художественных образцов татарской культуры.

Ярким образцом историко-культурного взаимодействия между Русью и Казанским ханством являются и знаменитые " Казанская шапка" и " шапка Мономаха" - два сохранившихся венца русских царей.

Не менее ощутимо татарское влияние проявилось и в бытовой культуре. Это относится к тюркским названиям предметов русской одежды. Например, старинная русская обувь - чоботы, башмаки была заимствована у татар, как и кафтан, казакин, кушак, тулуп. Перешло также множество слов, относяшихся к торговле и домашнему обиходу: алтын, амбар, аршин, базар, бакалея, балаган, барыш, деньга, караван и др. Многие известные в России имена происходили из татарских родов: Аксаков, Державин, Карамзин, Тургенев.

К 19 веку с появлением мануфактурного производства переживает период расцвета декоративное искусство. Именно тогда создаются классические образцы золотошвейной и тамбурной вышивки с богатым орнаментом, ювелирные украшения с изящной сканью, красочные женские головные уборы - калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами. В этот период складывается классический татарский костюм, формируется единый национальный стиль в экстерьере и интерьере жилища, в обрядовых и бытовых изделиях.

До нашего времени дошли изумительные создания старинных булгарских мастеров - образцы украшений, чеканки, работы по меди, бронзе, серебру и золоту.

Тонкий вкус народа, его мастерство и художественное чутье замечательно проявились и в искусствах художественной вышивки, золотого шитья, узорного ткачества; в чеканке и керамике, в народном костюме, в ювелирном искусстве и в немалой мере в издавна присущем народу искусстве кожаной аппликации, славящемся и сейчас по всему миру.

В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне (в 1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное изделие - хасите). Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.

Татары - единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Мусульманская религия с более абстрагированным понятием Бога не культивировала его изображение и в этом отношении отличалась, например, от христианской или буддийской религий. Согласно запрету пророка Мухаммеда, нельзя было также изображать любое живое существо - человека, птицу, животное. В связи с этим у мусульман получил развитие каллиграфический орнамент, а также шамаил.

Принятый на востоке афоризм: " Красота человека в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" представлял этическую основу этого уникального феномена изобразительного искусства известного лишь у казанских татар.

Шамаил - картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.

Шамаилы служили одновременно источником информации о философских основах шариата и общечеловеческих правилах жизни, выражали народные представления о красоте и духовности, содержали наряду с религиозными наставлениями народную мудрость.

Архитектура это образ жизни народа, это его государственность, его материальное благосостояние.

Историю развития татарской архитектуры в целом можно разделить на четыре больших этапа: Архитектура Болгарии Волжско-Камской (архитектурный ансамбль построек в городе Булгар, чертово городище в Елабуге), архитектура периода Казанского ханства (башня Сююмбике, касимовский ансамбль, ансамбль казанского кремля - несмотря на перестройку русских архитекторов сохранил все основы расположения строений и особенностей татарского стиля), архитектурные сооружения времен российской оккупации (татарские мечети 17-19 веков, дома татарских купцов, татарские слободы - казанская, томская, московская) и новейшая архитектура независимого Татарстана (белая мечеть в Болгарах, Кул Шариф, дворец земледелия).

Несмотря на столь длительный период развития и становления архитектурных традиций, влияния соседних архитектурных школ и направлений, следует отметить, что архитектура татар во все время имела и имеет свои национальные особенности, отличающие ее от всего многообразия архитектурных памятников человечества. Обусловлено это прежде всего особенностями географического положения, климата, особенностью зачастую агрессивного соседства, особенностью религиозных убеждений народа, культурных традиций и верований.

Татарские дома обычно всегда огораживались высоким забором (объясняется оборонными задачами) и имели очень яркую и привлекательную раскраску. Эта особенность резко отличала поселения татар и слыла в народе как татарский вкус. Деление татарских построек на две части женскую и мужскую, преобладание растительных и геометрических узоров и орнаментов (обусловлено религиозными особенностями). Оригинальным было и внутреннее убранство, декорирование стен материальными украшениями с ярким цветовым колоритом, вышитыми предметами обихода (полотенцами, скатертями, намазлыками, шамаилями).

Народная музыка современных татар тесно переплетена с восточными традициями, её мелодика, орнаментация и колорит созвучны музыке народов Дальнего Востока. Наряду с этим она не избежала арабо-мусульманского влияния, которое обогатило её арсеналом восточных музыкальных инструментов.

Первые достоверные упоминания о татарской музыке относятся к периоду Волжской Булгарии — тому времени, когда предки татар, приняв ислам, начали приобщаться к исламской культуре.

Вхождение в орбиту исламской цивилизации ярче всего проявилось в литературе. Она начала использовать известные коранические и восточные сюжеты для развития местного словесного искусства и благодаря этому безмерно обогатилась. Под влиянием ислама начала меняться и музыка, которая по форме и содержанию стала в большой степени соответствовать восточным образцам. Речитация Корана, напевное чтение поэтических произведений, исполнение баитов и мунаджатов, широкое использование восточного музыкального инструментария — всё это говорило о том, что музыкальное искусство Волжской Булгарии развивалось по образу и подобию «старшего брата» — Арабского халифата.

В некоторой степени этот процесс нашёл отражение в средневековой татарской литературе, особенно в таких известных древнетатарских поэмах, как «Сказание о Йусуфе» и «Хосров и Ширин». В них описываются различные музыкальные действа, упоминаются музыкальные инструменты, на которых играли герои этих произведений.

На месте раскопок Речного селища в нынешнем Алексеевском районе не так давно был найден редкий музыкальный инструмент — железный варган (у татар — кубыз). По мнению археологов, это селище существовало ещё в X-XI века, то есть во времена Волжской Булгарии.

Варган — это самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, который представляет собой пластинку из дерева, кости, металла или металлическую дугу с язычком посередине. Известно, что даже простое произношение азана (призыва к намазу) — это тоже искусство, которое требует недюжинных вокальных способностей, музыкального слуха, чувства и знания ритмики и метрики.

Тесным образом с исламом связано чтение Корана нараспев. Текст Корана повсеместно требовал определённой формы «чтения», причём только на арабском языке, а в мечети — чтения нараспев по особым орфоэпическим правилам, которыми владели профессиональные «чтецы».

Напевное и украшаемое голосом произнесение Корана, как и азана, варьировалось от региона к региону. Основными правилами исполнения Корана для чтеца являются выбор темпа, установка голоса на определённой высоте звучания и интонационно-мелодической позиции (макам) в соответствии с читаемой вслух главой (сурой), выделение значимых слов и правильность произнесения гласных и согласных звуков, обязательное выдерживание долгой и выразительной паузы между внутренними разделами суры.

После 1552 года Казань теряет статус духовной столицы татарского народа. Татарская культура, неразрывными нитями связанная с исламом, начинает приспосабливаться к существованию в новых условиях. Художественная литература, музыка, прикладные искусства — всё это уходит на второй план, главной задачей становится борьба за свою государственность, которая продолжается ещё на протяжении ста лет. Видные представители духовенства, писатели и поэты — все, кто не принял новые порядки, эмигрируют в Среднюю Азию или на Арабский Восток. Духовные и культурные центры перемещаются из столиц на окраины бывшего Казанского ханства, в деревни. Городская культура сменяется на культуру деревенскую — деревенскую по названию, но не по своей форме и содержанию. Творческий люд концентрируется вокруг крупных провинциальных медресе, где имеет возможность зарабатывать себе на хлеб преподаванием, религиозной службой или занимаясь сельским хозяйством.

XVI-XVIII века оставили крайне скупые сведения о состоянии татарской музыки, да и культуры вообще. Не имея живительной подпитки извне, то есть с Востока, татарская культура начинает „вариться в собственном соку“, скудеет на сюжеты и образы, приобретает камерный, локальный характер. Русская культура, а через её посредничество и западная пока не могли стать полноценной альтернативой, поскольку татары неприязненно относились к любым вмешательствам в их духовную жизнь, подозревая подвох в любом, даже самом благом деле.

В это время усиливаются пессимистические настроения в татарском обществе, многие люди уходят в суфистскую мистику, получают развитие жанры баита и мунаджата, основной темой которых становится грусть о прошлых светлых временах, усиливается религиозная составляющая этих полумузыкальных произведений. Видимо, в этот период начинает складываться такое свойство татарской ментальности, как меланхолия, которая станет характерной особенностью и татарской народной музыки с её протяжными грустными песнями.

Но всё же музыка жила. В произведениях и трудах поэтов и богословов Г. Утыз Имяни (1754-1834), Т. Ялчыгула (1768-1838), Г. Кандалыя (1797-1860), Ш.Марджани (1818-1889) есть описания различных музыкальных инструментов, которые были распространены среди татар при жизни этих авторов или в предыдущее время.

Музыкальные инструменты, которые использовали татарские дервиши в конце XVIII — начале XIX веков - тамбур, гусли, скрипка и другие. Скрипка получила распространение среди татар примерно в это время и вскоре стала, можно сказать, национальным инструментом. На скрипке играли на сабантуях, семейных торжествах. Если сейчас чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на тальянке, то тогда такой же популярностью пользовалась скрипка.

Обновление мусульманского общества с конца XIX века многое изменило в жизни традиционного татарского общества. Такие музыкальные инструменты, как скрипка и гармоника, проникают в медресе и мектебе, становятся неразрывными спутниками деревенской молодёжи. В этих условиях возвысился голос консервативных мулл-кадимистов, которые стали трактовать занятие музыкой как дело греховное, небогоугодное.

Относительно положения музыки в исламе существует несколько мнений. Опираясь на Коран и хадисы, мусульманские богословы пытались обосновать запретность или, наоборот, допустимость музыки в исламе. В Коране нет прямых указаний на «греховность“ музыки, однако в качестве обоснования её запрета приводится шестой айат из суры «Лукман“: «Среди людей есть и тот, кто покупает забавную историю, чтобы сбить с пути Аллаха без всякого знания, и обращает это в забаву. Они — те, для которых унизительное наказание“ (перевод И.Ю. Крачковского). Многие комментаторы Корана предполагали, что «лахуа хадиси“ («забавная история“) — это и есть музыка.

Если ислам строго запрещает музыку и песни, а также их инструментальное сопровождение, то тогда как объяснить тот факт, что музыкальное искусство получило широкое развитие именно во времена Арабского халифата? Дело в том, что, согласно другому хадису Пророка Мухаммада, песни допустимы, но лишь в семи случаях: свадьба, праздник, джихад, поэзия, касыды о набожности, при сожалении, при одиночестве. При этом все эти случаи оговаривались определёнными условиями. Например, на свадьбах песни могли исполнять только женщины, их содержание должно строго соответствовать духу исламской религии.

В начале XX века, особенно с появлением у татар в 1905 году собственной периодической печати, широкого развития книгопечатания и книготорговли, возникновения татарского театра, творческих клубов ситуация в области музыкального искусства меняется кардинальным образом. Занятия музыкой, посещение концертов, приглашение музыкантов на дом на различные семейные торжества становятся обыденным явлением. Правда, споры с кадимистами всё ещё продолжаются, но они уже не играют никакой роли, поскольку музыкой начинают увлекаться богатые слои татарского общества — купцы и промышленники, за счёт пожертвований которых существовали вся система религиозного образования, мечети и медресе.

Некоторые татарские купцы открывают музыкальные магазины, надеясь, что в новых условиях это станет прибыльным делом. В это время среди татарских богачей распространяется новая мода: завлекая музыкантов высокими гонорарами, они заказывают им мелодии и песни, которые должны быть названы именем заказчика. Так появились известные инструментальные напевы «Бала Мишкин» («Дитя Мишкина»), «Пороховой Фатыйх» («Фатих из Пороховой слободы»), «Айтуган кое» («Напев Айтугана»), которые вошли в золотой фонд татарского музыкального искусства.

Многие известные татарские песни и мелодии, которые ныне считаются народными, имели своих авторов и свою историю. Самая популярная татарская народная песня «Ай, былбылым» («Соловей мой»), которая считается исконно татарской, происходит с Арабского Востока. В 1910 году её привёз «татарский Шаляпин» Камиль Мутыги, который начал исполнять её с татарскими словами. Известная лирическая песня «Тэфтилэу» также имеет свою историю. Своим названием она обязана муфтию Салимгараю Тевкилеву. Поначалу она исполнялась в виде баита с одноимённым названием. По одной из версий, её сочинила дочь муфтия — Гайша. «Тэфтилэу» написана на мотив армянской песни «Ласточка», которую дочь Тевкилева слышала от одного из армянских знакомых муфтия. В начале ХХ века текст баита был утерян, в переработанном виде он начал исполняться на стихи Г. Тукая «Озелгэн омет» («Несбывшаяся надежда»).

Некоторые песни раньше были известны под другими названиями. Например, известная песня «Туган тел» («Родной язык»), написанная на слова Г. Тукая, когда-то называлась «Сэлим бабай» («Старик Салим»).

Большой популярностью среди богатых татар пользовался музыкальный мастер Г. Сайфуллин (1873-1946). Он изготовил около 600 дисков для музыкальных шкатулок «Стелла» и «Мира», нотировал свыше 400 народных песен, стал создателем первой татарской пластинки.

После 1917 года татарская музыка начинает терять своё своеобразие. Исконно татарские душевные и мелодичные напевы стали вытесняться советскими шлягерами. Однако окончательно погибнуть народной музыке не дала небольшая группа энтузиастов (в том числе и русских композиторов Александра Ключарёва и Василия Виноградова).

В послевоенный период этому вопросу начинает уделяться более пристальное внимание: проводятся исследования, организуются фольклорные экспедиции, издаются сборники, посвящённые народной татарской музыке, оперные и эстрадные исполнители, как правило, включают татарские народные песни в свой репертуар.

Рождение театра. Роль Г. Камала и К. Тинчурина в развитии профессионального театра. Театры Казани.

Роль С. Сайдашева, Н. Жиганова в становлении музыкального профессионального искусства.

Творчество Баки Урманче и современное изобразительное искусство.

Традиции и новаторство в татарском искусстве.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Разработать план экскурсии в музей национального изобразительного искусства.

2. Составить программу концерта из произведений татарской музыки.

3. Проанализировать выдающиеся произведения татарских авторов в различных видах искусства.

4. Написать аннотацию к театральному спектаклю.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Назовите имена известных татарских композиторов и их самые значительные произведения.

2. Назовите имена известных татарских писателей и их самые значительные произведения.

3.Назовите имена известных татарских художников и их самые значительные произведения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал