Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История возникновения неогумбольтианских концепций языка.
Неогумбольдтиа́ нство —направление зарубежного языкознания, характеризующееся преимущественным вниманием к семан ти че ской стороне языка, стремлением изучать язык в тесной связи с культурой данного народа, но преувеличивающее вследствие идеалистических и метафизических философских исход ных позиций активную роль языка в процессах мышления и познания. Сторонники неогумбольдтианства считают, что язык конституирует представления индивидуума о внешнем мире. Считая язык проявлением «национального духа», неогумбольдтианство стремится показать, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают действительность и действуют в ней; а «картина мира» зависит от особенностей строения языка, которое определяет характер мыслительной деятельности человека. Неогумбольд ти ан ство существует в двух разновидностях — европейской и американской. Европейское неогумбольд ти ан ство возникло в 20 х гг. 20 в. (главным образом в Германии) как реакция на односторонность младограмматической теории с её преимущественным интересом к «формаль ной» грамматике; оно ставило своей целью возрождение «подлинного» сравни тель но го языкознания в духе идей В. фон Гумбольдта. Основные положе ния европейского неогум больд ти ан ства были сформулированы Л. Вайсгербером и разраба ты ва лись также Й. Триром, Х. Глинцем, Х. Хольцем, Г. Ипсеном, П. Хартманом, Х. Гиппером и другими. Философская основа европейского неогум больд ти ан ства — неокантианское учение Э. Кассирера, согласно которому понятия не являются отраже ни ем объективной действи тель но сти, а представляют собой продукты символи че ско го познания, т. е. познания, обуслов лен но го языковыми знаками, или символами. Европейские неогумбольдтианцы внесли заметный вклад в построение теорий семантических полей, что обусловило более глубокое понимание системных связей в лексике и в формирование современной структурной лексикологии и структурной семантики. Представители неогумбольдтианства разделяют субъективно-идеалистическую теорию позна ния в духе И. Канта, И. Г. Фихте, неокантианской философии, старого и современного позитивизма. Неогумбольдтианство, подобно Канту, признаёт существование объективного мира, не зависящего от сознания человека и воздействующего на его чувственную сферу, но результатом этого воздействия признаётся хаотический набор опытных данных, которые благодаря творче ской активности языка упорядочиваются, распределяются по классам, вступают друг с другом в пространственные, временны́ е и причинно-следственные отношения. Так конструируется мир как связное целое. Целостная же картина мира, по этой теории, творится человеческим сознанием при помощи языка, не будучи более или менее точным отражением объективного мира, а будучи обусловлена определённым языком, что ведёт к «лингвистическому агности ци зму» — к признанию ограни че ния познавательных возмож но стей человека свойства ми того языка, с помощью которого он творит картину мира. Основные положения философии языка неогумбольдтианства: а) язык определяет мышление человека и процесс познания в целом, а через него — культуру и общественное поведение людей, мировоззрение и целостную картину мира, возника ю щую в сознании; б) люди, говорящие на разных языках, создают различные картины мира, а потому являются носителями различной культуры и различного общественного поведения; в) язык не только обусловливает, но и ограничивает познавательные возможности человека; г) от различия языков зависит не только разница в содержании мышления, но и различие в логике мышления, характер (тип) мышления. Американское неогумбольдтианство (называемое также «этнолингвистикой») сложилось незави си мо от гумбольдтианских традиций. Это ответвление неогумбольдтианства акцен ти ру ет проблему «язык и культура», обращается в иссле до ва тель ской практике к контрастивному сопоставлению языков американских индейцев с языками «среднеевропейского стандарта». Гипотеза лингвистической относи тель но сти Сепира — Уорфа утверж да ет, что сходные физические явления позво ля ют создать сходную картину Вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем.
|